Существует несколько версий происхождения слова «флибустьер». Согласно одной из них, оно происходить от голландского «флибьютор» - «вольный добытчик», согласно другому - от английского «free boater» - «вольный корабел». Флибустьерами называют пиратов, действовавших в Карибском море в период колониальных войн семнадцатого века . Первые флибустьеры появились в Карибском море во время второй англо-испанской войны 1625-1630 годов, но пик их активности приходится на вторую половину века, когда ряды пиратов пополнились за счет охотников на кабанов и быков, называемых буканьерами. В основном они жили на острове Гаити, который они называли Санто-Доминго, а испанцы - Эспаньола.
... Читать дальше »
Тысячи самых разных судов бороздят морские просторы. Одни совершают океанские переходы, другие ведут рыбный промысел близ континентального шельфа, третьи перевозят пассажиров и грузы вдоль побережий морей и океанов. Армада судов под флагами разных стран находится в море и днем и ночью. Каждое современное торговое судно или военный корабль согласно «Международным правилам для предупреждения столкновений судив в море» от заката до восхода солнца несет строго определенные огни.
... Читать дальше »
В 1863 г. в болоте Нидам у деревни Эстерсоттруп у Альсензунда велись раскопки под руководством С. Энгельгарда, в ходе которых были найдены остатки трех судов. Одно из них довольно хорошо сохранилось - это так называемое судно из Нидама. Оно выставлено в музее доисторической и ранней культуры Шлезвига в замке Готторп (рис. 1-5).
... Читать дальше »
На севере датского о. Альс находилось поместье Хьертшпринг (<Прыжок оленя>). В 1921 г. там землечерпалкой рыли ров через небольшое торфяное болото (размером всего 45×50 м), находившееся в 3 км от Балтийского моря. В вычерпываемом грунте встречались многочисленные остатки предметов прошлого, о чем было сообщено в датский Национальный музей в Копенгагене. В 1921-1922 гг. его сотрудники исследовали найденный на болоте жертвенник.
... Читать дальше »
Земледелец Иоганн Квальзунд и его сын Яков в июне 1920 г. при нарезке торфа нашли шпангоуты, весла и другие детали судна. Они сообщили об этом в Музей мореплавания в Бергене. При последующих раскопках в Квальзунде - на маленьком острове с распространенным норвежским названием Херо, находящемся в Херо-Ульфстенс-фиорде, южнее Бергена, X. Шетелиг раскопал и другое судовое имущество. Оно лежало вместе с камнями, нарубленными ветвями и немногочисленными деревянными предметами в открытом болоте, позднее покрывшемся торфом. Детали принадлежали двум судам, которые до затопления в болоте были разбиты и частично сожжены.
... Читать дальше »
Рей длиной 10,7 м и диаметром посредине около 220 мм, на ноках - 90 мм ходил по мачте с помощью ракс-бугеля, а поднимался и опускался с помощью фала. Ходовой конец фала шел не около мачты, а был отнесен в корму, поэтому он одновременно выполнял и функции ахтерштага. К рею парус крепили при помощи линя. На судах викингов парус изготовляли из цветного полотна и пестрого фриза (шерстяная ткань с ворсом), нашитого вертикальными полосами. По шкаторинам паруса был пришит ликтрос.
... Читать дальше »
На небольшом крестьянском дворе в Гокстаде находился большой погребальный холм диаметром свыше 50 м, прозванный королевским. Он, хотя и был вспахан, возвышался примерно на 4 м. В январе 1880 г. сыновья крестьянина, чтобы развеять зимнюю скуку, начали искать сокровища, побужденные к этому также известиями о находках в Норвегии.
... Читать дальше »
В 1920 г. датские рыбаки в Роскилль-фиорде вблизи гавани Скуллелева нашли остатки нескольких судов, которые позднее были определены как суда викингов. Рыбаки сообщили также о старинном судне, затонувшем с камнями на глубине Педеренден и образующем преграду (рис. 1). Сотрудники Национального музея в Копенгагене летом 1957 г. начали исследование найденных под водой в иле остатков и решили, что они принадлежат шести судам времен викингов. Однако поднять обломки со дна без потерь оказалось невозможно.
... Читать дальше »
Шлюпки судовые, гребные, мелкие моторные и паровые суда во флоте. Шлюпки коммерческого флота предназначены для спасания людей, различных судовых работ и сообщения с берегом. Шлюпки военного флота кроме упомянутого служат для обучения гребле и хождению под парусами и для десантных операций. Все судовые шлюпки должны быть прочными, легкими, поместительными, удобными для обращения и мореходными.
... Читать дальше »
Благодаря обычаям викингов и их предшественников приносить жертвы богам и совершать погребения в судах нам сравнительно много известно об их лодках (ладьях). Это позволяет, хотя и с пробелами, проследить за появлением судов викингов и их развитием.
... Читать дальше »