Автор: Б.В.Соломонов, П.В.Соломонов Язык материала: Русский
Предлагаемый вашему вниманию выпуск посвящен «Алабаме» — самому известному из крейсеров периода Гражданской войны в США (известной также как Война между Севером и Югом). В ходе этой войны силы флотов северян и южан оказались весьма неравными. Основная часть кораблей и подготовленных экипажей оказалась на Севере, там же находилась большая часть верфей. Южане проявили изрядную изобретательность и, преодолев огромные трудности, сумели построить или переоборудовать из гражданских судов немало кораблей. Однако большинство из них предназначалось для боевых действий на реках или в непосредственной близости от своих берегов. Зато одним из основных видов борьбы на море для Конфедерации стала крейсерская война против торгового и промыслового флотов янки. Её вели всего чуть более десятка вооружённых «купцов» или построенных на европейских верфях кораблей. Но ущерб торговле эти рейдеры сумели нанести довольно существенный. Самым удачливым из крейсеров южан стал построенный на английской верфи по специальному проекту парусно-паровой корабль «Алабама». Достижения этого рейдера были настолько впечатляющими, что оказали большое влияние на развитие военно-морских доктрин в ряде стран, в том числе и в Российской империи. В нашей стране словом «алабама» даже стали называть крейсера, предназначенные для действий против неприятельской торговли. Важнейшую роль в успехах «Алабамы» сыграл её командир Р. Симмс, опыт и отвага которого ярко проявились ещё во время похода другого рейдера — вооруженного парохода «Самтер». Большие затруднения при подготовке настоящей работы вызвало отсутствие достоверной информации, а порой даже полное её отсутствие по многим вопросам. Например, встречается масса разночтений в отношении вооружения рейдеров. Причем зачастую оказывается, что документов не сохранилось вовсе, а, казалось бы, самые сведущие люди — тот. кто непосредственно занимался закупкой артиллерии, и командир рейдера, — противоречат друг другу Особенности эпохи, а также специфика принятой в отечественной литературе терминологии, временами существенно отличной от англоязычных понятий, наложили определённый отпечаток на настоящую работу. Например, у нас принято называть сферические разрывные снаряды малого и среднего калибра фанатами, а большого — бомбами. В то же время в зарубежной литературе чаще используется общее для всех разрывных боеприпасов понятие — «снаряд» (shell). С другой стороны, русский язык не предусматривает названия «ядро» для цельного боеприпаса не сферической, а вытянутой (оживальной) окормы, тогда как в английском они объединены общим термином «ядро» (shot). Следует учитывать и такую технологическую особенность: в середине XIX в. выработка настоящей качественной стали ещё не получила широкого промышленного размаха. Основным конструкционным материалом наряду с деревом служило так называемое железо. Однако химически чистого железа, естественно, не применялось, поэтому точнее, по действующим сегодня правилам, его следовало бы называть сталью с низким содержанием углерода. Также в соответствии с принятыми в середине XIX в. нормами в работе использован термин «вес» вместо принятого в настоящее время «масса». В приводимых в тексте цитатах сохранены стиль и орфография тех изданий, откуда они заимствованы, поэтому в ряде случаев написание наименований кораблей, географических названий или фамилий людей могут отличаться от приводимых в других частях работы.