Очередным этапом развития военного кораблестроения стали англо-голландские войны, причиной которых явилось соперничество Англии и Голландии за господство в мировой торговле. Голландия, удачно расположенная на северо-западном побережье Европы, была в то время экономически достаточно мощной страной, поскольку держала в своих руках почти все рыболовные промыслы в Северном море.
После временного развития портов Испании и Португалии, занятых лишь выкачиванием богатств из своих колоний, возвышаются торгово-промышленные голландские порты — Амстердам и Антверпен. В результате освободительной войны голландцев против испанского колониального ига была создана первая в Европе республика — Соединенные провинции Нидерландов. Республика сразу же заявила о своем независимом нраве и весьма больших аппетитах. В бою с Непобедимой армадой голландцы помогали англичанам: их суда блокировали берега, содействуя английскому флоту в противодействии испанской Армаде. В результате борьбы Голландия стала независимой и мощной колониальной страной. В 1602 г. ею основана Ост-Индская торговая компания, а в 1620 г. рыболовный флот Голландии состоял более чем из 2000 судов. К 1648 г. численность рыбацкого флота Голландии возрастает уже до 16 тыс. судов; большей частью это были буссы водоизмещением 70-100 т с командой в 20 человек. В связи с этим развивалось и военное кораблестроение.
В отличие от Испании и Португалии, богатевших на постоянном разграблении своих заокеанских колоний, Голландия зарабатывала свои богатства торговлей. Она ввозила колониальные товары в Европу; многочисленные голландские торговые корабли заполняли все европейские порты. Для за"щиты своих караванов Голландия имела и крепкий военный флот. Уже в 1621 г. эскадра в 30 голландских кораблей храбро сражается с испанцами, в дальнейшем число военных кораблей возрастает.
Но и Англия расширяла свою морскую торговлю, и на почве экономической конкуренции неминуемо возникали разногласия. В 1651 г. английским парламентом был издан «Навигационный акт», которым вводился ряд ограничений для голландских судов в пользовании английскими портами и территориальными водами для рыболовства. Согласно этому акту колониальные товары могли ввозиться в Англию только на английских судах и непосредственно, а не транзитом через голландские порты.
Это послужило поводом первой англо-голландской войны (1652-1654 гг.). Английская эскадра напала на караван голландских торговых судов, конвоируемых военными кораблями; голландцы были разбиты. В ответ они собрали военный флот из 42 судов под командой адмирала Ван-Тромпа. Первые морские столкновения были неудачны для голландцев, которых связывала необходимость проведения морских торговых караванов через Ла-Манш в свои порты; англичане же в основном стремились уничтожать торговые суда противника. В состав обоих флотов входили вооруженные торговые суда, и бои происходили не в строгом боевом порядке, а носили характер артиллерийских поединков кораблей для поражения корпуса и рангоута с последующим абордажем. Потерпев поражение в нескольких сражениях, голландцы заключили мир, признав английский «Навигационный акт». Однако кратковременный десятилетний мир был нужен в основном для того, чтобы подготовиться к очередной пробе сил. Спустя десять лет и та и другая сторона пришли к заключению, что одновременная охрана своих торговых судов и борьба с военным флотом противника несовместимы. Торговым судам было приказано оставаться в портах, и только некоторые под конвоем выходили в море. Англия подготовила к войне 114 военных кораблей, разделенных на три эскадры; Голландия — 103 корабля. У тех и у других, кроме того, были брандеры (небольшие быстроходные суда, битком набитые горючими веществами, — они служили для поджога вражеских судов). В первом сражении голландцы потерпели поражение, 14 кораблей утонули и 18 взяты в плен. Однако голландцы быстро пополнили свой флот, поручив командование адмиралу де Рюйтеру. Во втором сражении англичане были разбиты. Они допустили ошибку, ослабив свои силы отделением эскадры в заслон против предполагавшихся французских кораблей, шедших на соединение с де Рюйтером.
Англичане потеряли 10 кораблей, голландцы — 6. В третьем морском сражении летом 1666 г. голландцы потерпели поражение, и английский флот, приблизившись к голландским берегам, уничтожил много торговых судов в прибрежных гаванях и устьях рек, используя брандеры и пиннасы. Обычно в зимнее время морские операции прекращались, и крупные корабли становились на ремонт в портах, с наступлением же весны, если ожидалась война, снова вооружались. Но весной 1667 г. англичане из экономии в средствах, туго отпускавшихся парламентом, этого не сделали, ограничившись лишь оборонительными мерами и не рассчитывая на серьезные нападения голландцев.
Этим воспользовался де Рюйтер и с флотом в 60 кораблей с транспортами вошел в устье Темзы, сжег много торговых судов и, высадив десант, овладел портом Ширнесс. Эта атака произвела панику в Лондоне, где, по словам очевидцев, были слышны выстрелы голландских пушек. Несколько крупных 76-90-пушечных военных английских кораблей были захвачены голландцами; затем они блокировали берег Англии и удалились только после заключения мира, который оказался весьма непродолжительным. Урок, полученный англичанами, заставил их усилить свой военный флот крупными кораблями.
Третья англо-голландская война (1672-1674 гг.) была весьма тяжела для голландцев, так как Англия заключила союз с Францией и Голландии угрожало нападение как на море, так и на суше. Англо-голландские войны оказали большое влияние на развитие кораблестроения и на тактику ведения морского боя. Военные корабли получают то оформление, какое они, с теми или иными изменениями, сохранили до конца деревянного судостроения.
На предлагаемых чертежах изображен типичный голландский двухдечный (с двумя пушечными палубами) фрегат того времени, основной тип судов, использовавшийся голландцами в период трех англо-голландских войн.