Тартаны, трабокколы, пинки, гукеры, лихтеры — не счесть наименования мелких рыбачьих и посыльных судов, которые ежедневно на протяжении столетий выхоодили в моря на севере и юге Европы. Но лишь в Голландии эти небольшие суденышки превратились в величественные грациозные, богато изукрашенные яхты.
Слово «яхта» произошло от немецкого Jagt — «охота, преследование». Однако создано оно было голландцами применительно к местным условиям прибрежного плавания. У состоятельных горожан приморских городов в средние века появился обычай встречать и провожать большие парусные корабли на море на собственных парусных судах, которые отсюда и получили свое название. В дальнейшем этот тип парусников стали использовать для служебных разъездов, в том числе для перевозки почты, прогулок по морю, а затем и для парусных гонок. Первые регаты стали проводиться на Темзе при короле Карле I. В боях голландцев с испанскими захватчиками предшественники этих судов часто снабжались пушками и доказали свою боевую ценность.
Одной из первых военных яхт в конце XVI в. стала яхта «Нептун» («Neptunus») принца Моритца, постройка которой сильно повлияла на строительство государственных и «херрен-яхт» (частных) XVII—XVIII вв. Позже их стали подразделять на statenyacht, postyacht и проч. Из-за малой осадки и плоского днища эти яхты снабжались боковыми швертами (выдвигавшимися в случае необходимости) и несли очень длинную невысокую надстройку в качестве официального помещения, так называемый павильон. Примерно до 1670 г. яхты имели широко распространенное в Голландии шпринтовое вооружение, а позже появилось новое гафельное вооружение.
В XVII в. яхты из Голландии пришли в Данию, где применялись в качестве торговых судов. В середине XVIII в. на Балтийском море их уже считают прекрасными быстроходными торговыми судами. Различали полутора- и одномачтовые яхты. Полуторамачтовые по типу такелажа делили на гукер-яхты, яхты-галиоты, и яхты-галеасы. По Чапману, гукер-яхта имела длинный бушприт, грот-мачту с двумя стеньгами, соединенными друг с другом салингами и эзельгофтами, и три прямых паруса. Позади грота находился грота-трисель с гафелем и гиком. Бизань-мачта тоже имела стеньгу и парус с гафелем и гиком.
Богатые украшения этих небольших корабликов свидетельствуют о том, что и трезвомыслящим голландцам не чужды были требования моды. Расположенный сзади на кормовой надстройке фонарь уже использовался в предыдущих типах судов. Эта мера безопасности служит косвенным подтверждением развития морских сообщений в начале нового времени.