«Орел» — первый русский двухпалубный военный корабль — был построен в 1669 году. Верфь заложили в селе Дединово, в 26 км от Коломны. Это место на левом берегу Оки при впадении в нее Москвы-реки стало первым русским адмиралтейством. Организатором постройки был выдающийся государственный деятель того времени О. Л. Ордин-Нащокин. Несмотря на большие трудности с материалами и с рабочей силой, корабль удалось спустить на воду меньше чем через год — 26 мая 1668 года. Однако достроить его не успели, и он зимовал на реке. Весной 1669 года работы были возобновлены. 25 апреля вышел указ о присвоении кораблю названия «Орел».
7 мая 1669 года не только «Орел», но и строившиеся одновременно яхта и два шлюпа были снаряжены и вышли в плавание к месту назначения в Хвалынское (ныне Каспийское) море. «Орел» был укомплектован экипажем из 20 матросов и офицеров и 35 стрельцов. В августе эскадра бросила якоря на астраханском рейде. В это время в Поволжье шла крестьянская война под предводительством Степана Разина. Астрахань была занята восставшими. Разинцы видели в эскадре оплот царской власти. Они захватили суда и сожгли их, опасаясь, что те будут использованы против восставших.
К сожалению, в архивах не сохранились чертежи «Орла». Однако имеются данные о размерах корабля: длина — около 25 м, ширина — около 6,3 м, осадка — 1,6 м. По этим весьма скудным данным были составлены чертежи «Орла». Известно, что корабль относился к определенному типу, широко известному в голландском кораблестроении XVII века. Это облегчило задачу. При разработке чертежей были приняты следующие размеры: длина по килю — 23,7 м, по ватерлинии — 25,5 m, ширина — 6,3 м; конструктивная осадка — 2,2 м.
Модель лучше строить в масштабе 1:100, тогда чертежи придется соответственно уменьшить. Она будет соответствовать по единой Всесоюзной классификации моделей судов VIII классификационной группе настольных моделей, классу Б, а по международной классификации «Навига»-С1. Если избрать масштаб 1:200, делать модель будет труднее, она классифицируется соответственно по классу А и С4.
Из-за насыщенности чертежа (рис. 1) не удалось на каждой мачте дать весь стоячий и бегучий такелаж: например, не показаны грота-штаги, грота-брасы и другие; их надо смотреть на той мачте, где они есть, и повторять на других. Грота-гитовы, обозначенные № 71, служащие для уборки парусов, надо делать на каждой мачте. С наветренной стороны не показаны бак-гордени, шкоты и другие снасти. На 2-3-й страницах цветной вкладки дана проводка снастей; ею нужно руководствоваться при постройке модели.
Внешний вид модели, ее копийность в значительной мере зависят от окраски. Мачты, палубу и фальшборт изнутри красить не нужно: пусть останутся цвета древесины. Только покройте их бесцветным лаком, чтобы защитить от пыли. Борт снаружи — коричневый; подводная часть — светло-серая, серо-желтая или черная (смоляная); последнее для русской постройки характернее, так, по-видимому, и был окрашен «Орел». Блоки, наверное, не красили, а если красили, то в светло-серый цвет. Стоячий такелаж всегда смолили, то есть он был черный. Бегучий — некрашенная пенька. Бархоуд, всевозможные релинги (перила), поручни, клюзы, княвдигед — черно-коричневые. Квартердек выше крюйс-русленей, транец — голубого или зеленого цвета. Фигуры орлов, львов покрываются бронзой «под золото»; марсы, чтобы они лучше выделялись и придавали кораблю щеголеватый вид, покройте светло-серой краской.
Уважаемые коллеги! Огромное спасибо за предоставленную возможность получить в пользование чертежи парусника "Орел". Я работаю в школе учителем труда. И вот решил заинтересовать своих мальчишек (это 5 и 8 классы) постройкой модели корабля. Но, в целях воспитания в них духа патриотизма, не стал брать корабль иностранный, а решил остановиться именно на этом паруснике. тем более, что он - первый русский военный корабль. И вот теперь есть возможность построить его модель. Могу представить, как обрадуются мои пацаны, когда я им принесу настоящие чертежи парусника! Хочу дополнительно отметить качество и полноту представленной на сайте информации. Вы просто молодцы! Еще раз вам - огромное спасибо!!!