Великие географические открытия англичан, успехи английского флота в боях были бы немыслимы без так называемой «железной» морской дисциплины. Безжалостность и свирепость английских капитанов по отношению к своим матросам стали нарицательными. Пытки, избиения, казни матросов были на английском флоте повседневными явлениями. Самым обыденным делом была порка провинившихся специальными плетьми с девятью ремнями, в конец каждого из которых был вплетен гвоздь, так называемыми кошками-девятихвостками. Как правило, на каждом корабле существовала опасность мятежа. В конце XVII в. всю общественность Англии всколыхнул мятеж на исследовательском судне «Баунти», которым командовал лейтенант Блай, один из офицеров, отличившихся под начальством Кука.
В 1781 г. Блай был назначен командиром «Баунти» и получил предписание взять на Таити хлебные деревья и другие растения, чтобы доставить их на Антильские острова, именовавшиеся у англичан Западной Индией. Обогнув мыс Горн, Блай сделал остановку у берегов Тасмании, а затем достиг бухты Матаваи, где погрузил хлебные деревья: некоторое количество их он взял также на Намуке, одном из островов архипелага Тонга. До тех пор плавание не было отмечено никакими особыми событиями и, казалось, должно было благополучно закончиться. Но высокомерный характер капитана, его грубое и деспотическое обращение восстановили против него почти весь экипаж. Был составлен заговор, и 28 апреля перед восходом солнца, когда корабль находился невдалеке от Тофуа, вспыхнул мятеж.
Захваченный в постели восставшими матросами, связанный по рукам и ногам, прежде чем он смог оказать какое-нибудь сопротивление, Блай в одной рубахе был выведен на палубу, и, после некоего подобия суда, на котором председательствовал лейтенант Флетчер Кристиен, его вместе с восемнадцатью оставшимися верными ему членами экипажа спустили в шлюпку, снабдили небольшим количеством продовольствия и покинули на произвол судьбы среди открытого океана. Путешествие несчастных было действительно опасным; сорок один день плыли они по плохо изученным морям в шлюпке, которая не имела даже палубы, с более чем скудным запасом продовольствия; ценой неслыханных лишений им удалось проплыть свыше 6000 километров, потеряв за это время лишь одного матроса, убитого в самом начале туземцами Тофуа!
Испытав муки жажды и голода, счастливо избегнув страшных бурь и зубов диких туземцев Тофуа, Блай сумел достигнуть острова Тимор, где ему был оказан теплый прием.
«Я предложил моим спутникам высадиться на берег, — рассказывает Блай. — Некоторые едва могли передвигать ноги. От нас остались лишь кожа да кости: мы были покрыты ранами, наша одежда превратилась в лохмотья. В этом состоянии радость и благодарность вызвали слезы на наших глазах, а жители Тимора молча, с выражением ужаса, удивления и жалости смотрели на нас. Так с помощью Провидения мы преодолели невзгоды и трудности столь опасного путешествия!»
Что касается мятежников, то их история представляет исключительный интерес и чрезвычайно поучительна.
Надежда на беззаботное существование потянула их на остров Таити. Там остались те, кто принимал наименее активное участие в мятеже и могли рассчитывать на снисходительность английского правительства. Кристиен же снова пустился в путь; его сопровождали восемь матросов, решивших следовать за ним до конца, десять туземцев с Таити и Тубуаи и двенадцать таитянок.
Больше никто о них ничего не слышал. Оставшиеся на Таити в 1791 г. были схвачены капитаном Эдуардсом, командиром «Пандоры», которую английское правительство послало на поиски бунтовщиков с предписанием доставить их в Англию. Но «Пандора» налетела на подводный риф в проливе Энтерпрайз, и при этой катастрофе погибли 4 мятежника и 35 матросов. Из десяти мятежников, доставленных в Англию вместе с потерпевшими кораблекрушение моряками «Пандоры», трое были приговорены к смертной казни.
Прошло 20 лет, прежде чем были получены некоторые сведения о судьбе Кристиена и тех, кого он повел за собой.
В 1808 г. американское торговое судно пристало к крохотному островку Питкэрн, чтобы пополнить на нем свой груз тюленьих шкур. Капитан считал остров необитаемым; но, к величайшему его изумлению, к борту корабля подошла пирога с тремя юношами-метисами, довольно хорошо говорившими по-английски. Удивленный капитан стал их расспрашивать и узнал, что их отец служил под начальством лейтенанта Блая.
Одиссея этого офицера английского флота в то время была известна всему миру и служила предметом вечерних бесед на баках кораблей всех стран. Поэтому американский капитан захотел подробнее разобраться в необыкновенном происшествии, пробудившем в его памяти воспоминания об исчезновении мятежников с «Баунти».
Спустившись на берег, капитан встретился с англичанином, по фамилии Смит, состоявшим когда-то членом экипажа «Баунти», и тот рассказал ему о злоключениях оставшейся части мятежников.
Покинув Таити, Кристиен направился прямо к Питкэрну, который очень прельщал его своим изолированным положением к югу от архипелага Туамоту, в стороне от обычных морских путей. Выгрузив имевшееся на «Баунти» продовольствие и сняв все снасти, какие могли пригодиться, моряки сожгли корабль не только для того, чтобы скрыть все следы, но также для того, чтобы ни один мятежник не мог убежать с острова.
Пришельцы построили хижины и расчистили участки земли. Туземцам, которых они увезли или которые сами добровольно последовали за ними, англичане милостиво предоставили обязанности рабов. Два года протекли без особо крупных ссор. Но затем туземцы организовали против белых заговор, однако те были предупреждены о нем одной из таитянок, и два главаря поплатились жизнью за свою неудавшуюся попытку.
Еще два года прошли тихо и спокойно, затем — новый заговор, в результате которого пять англичан, в том числе Кристиен, были зверски убиты. В свою очередь женщины, сожалевшие об англичанах, зарезали оставшихся в живых таитян.
Находка одного растения, из которого можно было гнать что-то вроде водки, некоторое время спустя послужила причиной смерти одного из четырех уцелевших англичан; другого убили его товарищи; третий умер от болезни, и Смит, принявший имя Адамса, остался один главой маленькой общины из 10 женщин и 19 детей, самым старшим из которых было не больше 7-8 лет.
Этому человеку, много размышлявшему о своей прежней беспорядочной жизни, совершенно переродившемуся в результате раскаяния, пришлось исполнять обязанности отца, священнослужителя, мэра и короля. Своей справедливостью и твердостью он сумел завоевать неограниченное влияние в этой странной общине.
Необыкновенный наставник морали, который в дни своей молодости нарушал все законы, для которого раньше не существовало ничего святого, проповедовал теперь милосердие, любовь, согласие, и маленькая колония процветала под кротким, но в то же время твердым управлением этого человека, ставшего под конец жизни праведником.
Таково было моральное состояние колонии на Питкэрне в то время, когда у его берегов появился корабль Бичи. Мореплаватель, превосходно принятый жителями, пробыл там 18 дней. Чистые хижины деревни стояли среди пандановых деревьев и кокосовых пальм, поля были хорошо возделаны; под руководством Адамса жители Питкэрна смастерили для себя с поистине изумительным искусством самые необходимые орудия. Эти метисы, обладавшие большей частью приятным и кротким лицом, были пропорционально сложены, что говорило о незаурядной силе.
4 декабря 1825 г. капитан Фредерик Уильям Бичи, исследовавший Тихий океан по заданию английского правительства, заметил остров, сплошь покрытый зеленью. То был знаменитый в те времена остров, где обнаружили потомков мятежников с «Баунти», высадившихся там в результате драматических происшествий, которые в конце XVIII в. живо волновали общественное мнение Англии.
Капитан Вильям Блай умер в 1817 г. в чине вице-адмирала, оплакиваемый тремя сыновьями, большой семьей и друзьями. Приключения экипажа парусника через 200 лет неожиданно всплыли в литературе (книга Р. Мерля «Остров») и кинематографии. Реконструкция судна выполнена в наши дни на верфи Сиднея в 1983 г. для съемок фильма «Мятеж на Баунти» с Мэлом Гибсоном в роли Кристиена и Марлоном Брандо в роли капитана Блая. «Баунти» был воссоздан в первоначальных размерах на основании точных чертежей.
Судно с полным парусным вооружением «Баунти» (НМS «Боингу») построено в 1783 г. и первоначально называлось «Bethia». Куплено Военно-морским флотом Англии через банк Мейерса, Шарпа и Брайена за 2600 ф. ст. Переведено на верфь в Дерфорде для дооснащения. 8 июня 1787 г. переименовано в НМS «Baunty».
Размерения судна:
Грузоподъемность 220 т
Длина — 85,1 английских фута
Ширина — 24,4 английских фута
Высота борта — 11,4 английских фута