90 (84?)-пушечный линейный корабль «Св. Павел» был заложен на Николаевской верфи 20 ноября 1791 года и спущен на воду 9 августа 1794 года. Этот корабль вошел в историю военно-морского искусства, с его именем связана блестящая операция русских моряков и флотоводцев по взятию крепости на острове Корфу в 1799 году.
Шла война между Францией и коалицией европейскил стран, в которую входила и Россия. Русская черноморская эскадра в составе 6 линейных кораблей, 7 фрегатов и 3 бригов с десантом солдат снялась с якорей и взяла курс в Средиземное море. На «Св. Павле», флагмане эскадры, развевался флаг знаменитого флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Вскоре к русской эскадре присоединилась турецкая в составе 4 линейных кораблей и 6 фрегатов.
Достигнув Средиземного моря, объединенная эскадра приступила к освобождению Ионических островов, где главным оплотом Франции была крепость на острова Корфу, считавшаяся неприступной. И для этого были все основания.
Гарнизон острова насчитывал 3000 солдат и офицеров, в крепости располагались 650 орудий, запасы продовольствия были рассчитаны на осаду в течение полугода. Подходы к острову были закрыты двумя островами, Видо и Лизарето, с установленными на них артиллерийскими батареями. В гавани Корфу стояли два мощных фрегата, бриг и много мелких судов.
Ф.Ф.Ушаков решил начать штурм крепости с атаки на остров Видо, прикрывавший вход в гавань Корфу.
По сигналу флагманского корабля эскадра подошла на картечный выстрел к Видо. В 7 часов утра 18 февраля 1799 года залпом «Св. Павла» по самой крупнокалиберной батарее начался артиллерийский обстрел острова. К 10 часам все пять французских батарей на Видо были «истреблены и обращены в прах», как доносил после боя Ушаков. На гребных судах под прикрытием огня линейных кораблей и фрегатов в трех местах острова был высажен десант. К двум часам дня на Видо реяли русские флаги. Французский 74-пушечный линейный корабль «Леандр» и 54-пушечный фрегат «Брюн» пытались поддержать своим огнем защитников острова, но были согнаны русскими кораблями и ушли под защиту батарей крепости Корфу.
Второй десант русских моряков, высадившийся на острове Корфу, молниеносно захватил два форта. Французские солдаты были вынуждены укрыться в стенах крепости.
Успехи русского десанта настолько деморализовали гарнизон Корфу, что на следующее утро после первых выстрелов с кораблей русско-турецкой эскадры комендант острова генерал Шабо выслал к Ушакову парламентариев с просьбой прекратить военные действия и приступить к переговорам о сдаче крепости.
Акт о капитуляции гарнизона «неприступной» крепости на Средиземном море был подписан 20 февраля 1799 года на флагмане контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова «Св. Павел».
Великий русский полководец А. В. Суворов, узнав об этой победе, с восторгом писал: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?»
В плен сдались 2931 человек, в том числе четыре французских генерала. На острове были захвачены богатые военные трофеи: линейный корабль, фрегат, 15 других судов, 629 береговых орудий, 5000 ружей.
Жители острова Корфу, освобожденного русскими моряками от французского владычества, преподнесли Ф. Ф. Ушакову золотую шпагу, украшенную бриллиантами.
Акт о капитуляции крепости Корфу был гуманным и по-рыцарски великодушным к побежденным. Вот выписка из акта о сдаче французского гарнизона: «Гарнизон выйдет со всеми военными почестями из всех фортов и с постов, которые он занимал в последний день подписания настоящей капитуляции. Он установится на эспланаде, где сложит свое оружие и знамена, кроме генералов, офицеров штаба и других офицерских чинов, как военных, так и гражданских, которые сохранят свое оружие. Затем посты будут заняты союзными войсками, после чего французы вернутся в цитадель в свои помещения, где будут находиться до их погрузки в порту Мандрахио. До этого момента при них будет состоять русский почетный караул».
С пленных солдат и офицеров было взято честное слово, что в течение 18 месяцев они не будут воевать против России и ее союзников. Пленным разрешалось увезти с собой все свое личное имущество.
Участник сражения при Корфу капитан-лейтенант Е. П. Метакса писал:
«Французские генералы, выхваляя благоразумные распоряжения адмирала и храбрость русских войск, признавались, что никогда не воображали себе, чтобы мы с одними кораблями могли приступить к страшным батареям Корфы и Видо, что таковая смелость едва ли была когда-нибудь видана... Они еще были более поражены великодушием и человеколюбием русских воинов».
Освободив остров Корфу, русская эскадра активно участвовала в освобождении Неаполитанского королевства.
Слава Ушакова росла не только среди русских моряков и жителей освобожденных им Ионических островов. Недавние враги, а теперь союзники - турки относились к нему с большим уважением, называя его Ушак-паша.
Везде, где появлялись русские моряки, их принимали с восторгом и любовью, а когда русские освободили Неаполь, один из знатных итальянцев писал: «Конечно, не было никогда примера, подобного сему происшествию. Но лишь российским войскам возможно было сотворить такое чудо. Какое мужество, какая дисциплина, какие кроткие, любезные нравы! Их здесь боготворят, и память о них будет запечатлена во всех сердцах обитателей нашего отечества».
Технические данные корабля «Св. Павел» и рекомендации по постройке и покраске модели
Длина корабля - 54,864 м, ширина - 15,240 м, глубина трюма - 6,25 м.
Корабль «Св. Павел» был двухдечным, с деревянным набором и деревянной обшивкой. Корабль по своей конструкции многим отличался от линейных кораблей более ранней постройки. Бак и шканцы были сделаны без прежних возвышений и имели общую палубу. На баке размещались фок-мачта, якорный шпиль, шесть 6-фунтовых чугунных пушек, люк с трапом и вентиляционные решетки нижних помещений.
Под бушпритом на княвдигеде была поясная фигура св. Павла, выполненная из дерева и покрытая позолотой. 18-весельный барказ на рострах и адмиральский катер помещались на шкафуте.
Между грот-мачтой и бизань-мачтой на шканцах помещались тамбур и трап в нижние помещения, вентиляционные решетчатые люки и два трапа по левому и правому борту на невысокий ют, на котором стояла бизань-мачта. На боканцах у бизань-русленей по правому и левому борту было два рабочих катера, там же, за бизань- мачтой, были установлены штурвал и компас.
Корма и штульцы не имели прошлых пышных украшений, которые были так модны в эпоху стиля рококо. Над окнами верхней галереи был выпуклый государственный герб: двуглавый орел в обрамлении из знамен. Под нижними окнами шла надпись названия корабля: «СВ. ПАВЕЛЪ».
Покраска модели. Подводная часть корабля имела цвет натурального дерева. Выше ватерлинии борт красят в черный цвет с белыми полосами, по которым идут черные орудийные порты. Штульцы и корма - черного цвета. Герб и название - бронзового цвета. Кормовой балкон, рамы окон - белые. Гакобортные фонари - бронзовые. Петли руля и ахтерштевня -железные.
Мачты по приказу Ушакова красились охрой, предохраняющей дерево от гниения. Внутренняя часть фальшборта -желтая. Решетчатые люки - темного дерева. Боканцы и фальшборт юта - белые. Фальшборт от бака до юта - черный. Стоячий такелаж тировался, то есть натирался специальным составом смолы и масла и был черного цвета. Бегучий такелаж имел светло-желтый цвет. Блоки и юферсы делались из твердых сортов дерева и имели темно-коричневый цвет. Бушприт, утлегарь и реи - желтого цвета (охра). Бугеля на мачтах - бронзовые. Марсы и салинги - натуральное темное дерево. Палуба - светло-желтого, почти белого цвета с черными стыками. Кормовой флаг: на белом поле синий крест по диагонали, такой же на вымпеле грот-мачты. Судовой колокол - бронзовый. Лафеты пушек - темного дерева, стволы орудий - часть черные (чугунные), часть медные. Кормовой флагшток - белого цвета. Флагштоки стеньг - белые. Руль - некрашеный, расчерченный, имеет цвет темного дерева. Путенсванты - железные, черного цвета. Русленя -черные. Двери, трапы, кнехты натурального дерева - не очень темного цвета. Ставни орудийных портов - черные.
Все некрашеные деревянные части необходимо покрыть масляным или другим бесцветным лаком. Для якорных канатов подойдет черная крученая леска. Решетка княвдигеда покрыта позолотой.
Якорный шпиль, крамбол и якорные клюзы - черные. Якорей адмиралтейских - четыре, по два с каждого борта. Якоря были черными, с деревянными штоками.
Окраска шлюпок следующая: белая подводная часть до привального бруса, выше, до планширя, - черная полоса. На адмиральском катере по черной полосе шли бронзовые украшения.
Артиллерийское вооружение. На нижнем деке (гондеке) двадцать четыре медные 36-фунтовые пушки. В верхнем (опердеке) - двадцать шесть 24-фунтовых орудий. На обоих деках установлено десять единорогов. На шканцах, баке и юте -двадцать четыре чугунные 6-фунтовые пушки.
На корабле «Св. Павел» двойной рогообразный мартин-гик крепился к бушприту при помощи бугеля у бушпритного эзельгофта.