Последняя серия военных парусных кораблей Черноморского флота была спущена на воду в России во второй половине XIX века. «Двенадцать апостолов», «Париж», «Великий князь Константин» — трехдечные линейные корабли — воплотили в себе последние достижения мирового парусного судостроения. Талантливый русский корабельный инженер Степан Иванович Чернявский строил их по инициативе и под наблюдением главного командира Черноморского флота адмирала М. П. Лазарева, который внес много новшеств в конструкцию линейных кораблей. Был усовершенствован набор корпуса, его обводы, введена закругленная корма, изменен угол наклона форштевня, усилена артиллерия. Корабли стали более мореходными и маневренными.
В 1841 году со стапелей в Николаеве сошел «Двенадцать апостолов», в 1849 — «Париж», а в 1852 — «Великий князь Константин». Это были огромные парусные корабли водоизмещением более 5500 т, длиной 63 м, шириной 18 м. Большие размеры давали возможность установить максимальное количество орудий на кораблях, которые получили по классификации того времени первый, то есть 120-пушечный, ранг. Фактически на них было установлено по 130 орудий. Не только количество, но и огневая мощь пушек делали корабли этой серии самыми сильными в мире. Специально были отлиты 68-фунтовые орудия с бомбами ударного действия. Они стояли на нижних палубах и предназначались для разрушения корпусов вражеских кораблей. Установленные на носу и корме, 36-фунтовые длинные пушки должны были обстреливать преследуемые или преследующие суда. С верхней палубы 36-, 24-и 18-фунтовые пушки-карронады поражали неприятельские команды.
Несмотря на огромные размеры, корабли имели совершенные обводы и изящный корпус. Большая площадь парусов, стройный рангоут и крепкий такелаж позволяли им развивать скорость 10 узлов. Корабли были очень красивы. Недаром замечательный русский художник-маринист И. К. Айвазовский на восьми картинах изобразил «Двенадцать апостолов».
По боевой подготовке «Двенадцать апостолов» под командованием В. А. Корнилова был ведущим кораблем Черноморского флота. Введенная Корниловым система тренировки и обучения личного состава корабля стала образцом для всего русского военного флота. Благодаря ей морские артиллеристы достигали высокой скорострельности и меткости. Например, из 68-фунтовых орудий могли производить в среднем по одному выстрелу в минуту. По тем временам это была рекордная скорострельность. Морская выучка офицеров и матросов достигла такого совершенства, что огромные корабли ходили даже при свежем ветре предельно сомкнутой линией.
18 ноября 1853 года корабли этой серии участвовали в знаменитом сражении при Синопе — последнем бою парусных военных флотов. Трехдечные 120-пушечные линейные корабли составляли ядро русской эскадры. Огонь их орудий за двадцать минут сжег лучшие корабли турецкого крейсерного флота. Турки сражались отчаянно, но русские бомбы производили на их судах страшные разрушения: разрывались внутри корпуса, вызывали пожары и взрывы пороховых камер.
Синопский бой имел большое значение для развития военного кораблестроения. Стало очевидно, что из-за возросшей мощи артиллерии парусный деревянный корабль отжил свой век. Синопская победа — лебединая песня парусного военного флота.
Когда объединенные силы Турции, Англии, Франции и других союзных с ними держав осадили в 1854 году Севастополь, команды этих замечательных кораблей построили на берегу батареи и установили орудия со своих кораблей, чем усилили оборону. Батареи носили названия «Двенадцатиапостольской», «Парижской» и т. д. Защищая на суше Севастополь, они вписали немеркнущие страницы в историю русского военного флота.
ОКРАСКА МОДЕЛИ
Борта, фальшборт и крышка пушечных портов покрываются черной краской, полоса пушечных портов — чисто белей, внутренняя часть фальшборта — темно-зеленой, подводная часть корпуса — в цвет, имитирующий медную обшивку. Носовое и кормовое украшения красятся под цвет золота. Мачты и реи делаются белыми, бугеля мачт и рей — черными, настил палубы должен иметь естественный цвет дерева.
Ребята!!! Спасибо вам огромное за чертежи!!! Единственная подборка где скан теоретического чертежа одним файлом!!!!!!!!!!!!!!!!! Три дня перелопачиваю нэт - везде этот чертёж разбит на 4 файла (и это так безобразно сделано я вам скажу!).А тут - ну просто клад!!!! + цветные чертежи!!! На них нанесено изображение тени, отбрасываемой вертикальными объектами.Когда смотришь на проекцию сверху и видишь тень,то мозг автоматически достраивает 3d модель картинки!!!!!!!!!!!!!!!!!! Вот такие вот пирожки - пирожочки!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! В 18 веке могли просто и ясно изобразить СЛОЖНЕЙШЕЕ устройство парусного судна!А Мы с Вами с трудом прорисовываем в автокадах,компасах,солидах и тд прогах 3D модели.А теперь представьте себе инженера 18 века который в своей несчастной голове нёс тригонометрическое изображение парусного судна!!!!!!!!!!!!!!!
Линейный корабль "12 апостолов" - это моя дипломная работа на факультете ДПИ в университете. С тех прошло много лет и желание построить этот прекрасный линкор ещё раз не покидает. Долго искал хорошие чертежи и повезло наконец. Спасибо большое, чертежи замечательные. Будем строить.