Закладка брига "Феникс" состоялась 6 октября 1809 г., спуск на воду был проведен 12 июня 1811 г. Строился он по чертежам известных в России корабелов И. А. Амосова и В. Ф. Стоке. Постройка велась в Кронштадте под руководством, как уже было сказано, корабельного мастера капитана А. В. Зенкова. Творение фантазии и рук российских умельцев, 20-пушечный бриг, пленяющий взор своими очертаниями, оказался добрым судном. Он показал, способность ходить со скоростью до 14—15 уз.
Название "Феникс" не было новым для русского флота. В 1787 г. в Англии был куплен, кажется, первый "Феникс", употребленный для учебных целей. Это было 12-пушечное крейсерское судно с вооружением брига. Особо славных дел за ним зафиксировано не было, и куплено оно было уже в солидном для деревянного судна возрасте. Не удивительно, что вскоре его вычеркнули из списков флота и направили в Кронштадт для разборки на дрова.
1805 г. был отмечен рождением нового "Феникса", но этот корабль никогда не использовался для учебы. Логическими предшественниками брига постройки А. В. Зенкова были "Надежда" (списанная в 1774 г.), придворная яхта "Ласточка" (после переделки в миниатюрный бриг в качестве учебного судна плававшая с 1797 г.) и царская яхта "Симеон и Анна" (также после переделки получившая бриговое вооружение).