Винтовой клипер с парусным вооружением, предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Был заложен 5 января 1856 г. в Архангельском адмиралтействе как «винтовая лодка». В этом же году строительство клипера было закончено. Водоизмещение - 615 т, длина - 46,7 м, ширина - 8,2 м, осадка - 3,62 м, мощность машины - 150 л. с., скорость - 8-9 уз., при попутном ветре - 12 уз. Пушек - 6, экипаж состоял из 10 офицеров и 102 нижних чинов. Построен из лиственницы, дуба и сосны. До 1858 г. плавал на Балтике, а в конце июля этого же года вышел из Кронштадта (под командованием лейтенанта Н.И. Бакалягина) на Дальний Восток в составе 2-го Амурского отряда под командованием начальника отряда капитана I ранга А.А. Попова. Почти через год пришел в Николаевск-на-Амуре и вскоре был командирован в эскадру И. Ф. Лихачева; плавал в Южно-Китайском море. В начале 1861 г. вышел в Кронштадт (под командованием капитан-лейтенанта П.А. Селиванова); на его борту было 95 человек. Последние сообщения о нем поступали из Батавии 20 и 28 ноября 1861 г. По выходе из Батавии к мысу Доброй Надежды пропал без вести со всей командой в Индийском океане. Тщательные поиски через русских морских агентов за рубежом, через английский Ллойд и иностранные агентства оказались безрезультатными. Удалось только выяснить, что в то время, когда клипер пересекал Индийский океан, начался невиданной силы ураган. С голландского бота «Цваан» видели неизвестное судно типа барк, следовавшее к центру урагана. Некоторые данные говорят за то, что это был «Опричник». В Кронштадте в 1873 г. был установлен памятник погибшему экипажу.