С XIII столетия северные лодьи строятся по иной технологии, чем восточные. Связано это с освоением берегов Белого моря поморами. Изначально поморы строили два вида лодей: «заморскую» - торговую, на которой совершались дальние плавания, и «обыкновенную» - для плавания в Белом море. Оба типа судов были плоскодонные, но отличались размерами и обводами корпуса, а также парусным вооружением. «Обыкновенные» лодьи строились, как и восточные, из цельного ствола дерева и наращивались бортами, но от восточных отличались тем, что имели сплошную палубу, не допускающую воду внутрь судна. Малая осадка позволяла близко подходить к неисследованным берегам. При плавании во льдах они не нуждались в специальных гаванях, чтобы укрыться от шторма или перезимовать.
Поморская лодья XIII века была наборным палубным судном с транцевой кормой и навесным рулем. Корпус разделялся поперечными переборками на три отсека с люками на палубе. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика (капитана) и хранились мореходные инструменты, в носовом размещалась команда из 25—30 человек и стояла кирпичная печь для приготовления пищи, в среднем отсеке был грузовой трюм глубиной до 4 м.
«Заморские» лодьи в XIII-XV веках достигали в длину двадцати пяти и в ширину восьми метров. Имели значительную осадку и могли перевозить до 200 тонн груза. Для сравнения можно сказать, что крупнейший корабль Колумба имел водоизмещение около 100 тонн, а корабли английского мореплавателя XVI века Стефена Барроу отставали на ходу от русских лодей. Эти качества лодей вместе с «ледоходностью» делали их уникальными для своего времени.
Такая лодья имела три мачты, средняя из которых делалась равной длине судна. Парусное вооружение «заморской» лодьи состояло из прямых парусов. Площадь парусов достигала 460 м2, что позволяло при попутном ветре проходить до 300 км в сутки. На больших ладьях было по два якоря массой до 0,5 т каждый и, кроме того, один запасной. Якорные канаты длиной 140 м изготовлялись из кожи, позднее из пеньки. Якоря выбирали вручную обычным воротом. Если «обыкновенные» лодьи строились без применения железа на деревянных нагелях, то в «заморских» лодьях детали набора и обшивки соединялись железными гвоздями. Самым же их главным отличием было то, что судно строилось не из цельного ствола дерева, а из наборных деталей: киля, шпангоутов, флор, бимсов... Обшивка набивалась вгладь - доска к доске. Щели обшивки и палубы конопатились болотным мхом и пенькой, а затем смолились. С XV века «обыкновенные» лодьи также начинают строить не из цельного ствола дерева, а наборными.