«Седов» сегодня является самым большим учебным судном и долго время был крупнейшим из находившихся в эксплуатации парусников с прямым оснащением. Только в 2000 г. его превзошел «Ройял Клипер».
Судно было построено в 1921 г. на килькой верфи «Германия Верфт» по заказу судоходной компании «Ф.А. Виннен» из Бремена. Первоначально оно называлось «Магдалена Виннен» и предназначалось для перевозки удобрений из Чили в Европу вокруг мыса Горн. Экономика переживала кризис, и «Магдалена Виннен» была оснащена дополнительным дизельным двигателем, дабы в своих морских переходах меньше зависеть от капризных ветров. Помимо этого, на судне были созданы условия для размещения 60 курсантов торгового флота, привлекаемых к работе экипажа за отдельную плату.
В 1936 г. корабль был продан компании «Норддойчер Ллойд оф Бремерхавн» и переименован в «Коммодора Йонсена». При этом он был переоборудован под размещение уже ста курсантов. Судно было переведено на другие торговые рейсы, последние из тех, что еще не успели охватить пароходы, а именно на импорт зерна из Южной Австралии. В военный период барк служил в качестве учебного корабля и ходил по Балтике в летний период.
В мае 1945 г. корабль был передан СССР по репарациям и 11 января 1946 г. официально включен в состав Балтийского флота под названием «Седов» — в честь русского полярного исследователя Георгия Седова (1877—1917). В 1952 г. корабль был переведен на учебную деятельность. В 1957— 1958 гг. парусник выполнял функции исследовательского судна в рамках Международного геофизического года, совершив научные плавания в Атлантику и Средиземное море. В 1962—1965 гг. «Седов» вместе с «Крузенштерном» выполнял учебные и научно-исследовательские рейсы.
В 1965 г. корабль был передан в ведение министерства рыбного хозяйства СССР с целью обучения персонала рыболовецкого флота. Портом приписки «Седова» стала Рига. В 1972—1975 гг. судно стояло на приколе в ожидании давно назревшего ремонта, который и был произведен в Кронштадте в 1975—1981 гг. В ходе реконструкции старый двигатель в 500 л.с. был заменен новым, мощностью 1180 л.с., поставлено электронное навигационное оборудование и обустроены места для 164 учащихся. Корабль вновь был пущен в эксплуатацию в 1981 г. В 1983 г. впервые за время своего пребывания в Советском Союзе судно посетило родной порт Бремерхавн, где русские пригласили на борт многих членов немецкой команды, в том числе одного из бывших владельцев.
В 1986 г. «Седов» принял участие в своих первых международных гонках и с тех пор стал их частым участником, включая Регату Колумба 1992 г. С 1989 г., помимо отечественных курсантов, судно принимает на обучение и иностранных любителей приключений.
В апреле 1991 г. в связи с получением Латвией независимости Россия перевела корабль из Риги в Мурманск, передан его Мурманскому государственному техническому университету.
В июле 2000 г. корабль, получив приглашение в Брест для участия в международных гонках, по прибытии туда был арестован по иску швейцарской компании за долги российского правительства. Это событие вызвало дипломатический скандал. К счастью, дело было прекращено по постановлению французского суда, решившего, что корабль является собственностью независимой организации и потому не несет ответственности за государственные долги.
СУДНО СЕДОВ
Год постройки 1921 Конструктор - Верфь Германия Верфт, Фридрих Крупп (Киль Германия) Владелец Мурманский гос. тех. университет (Россия) Флаг Россия Оснастка 4-мачтовый барк Тип для мыса Горн Материал сталь Макс. длина 117,5 м длина корпуса 109 м Ширина 14,66 м Осадка 7,52 м Тоннаж 3556 дп. Т Водоизмещение 7831 т Парусная площадь 4192 м2 Двигатель 11 80 лс. VEB SKL, Магдебург Эксплуатация учебное судно рыболовного флота, парусное обучение Личный состав 64 чел. команды и 180 учащихся