Пятница
19.04.2024
03:51
Профиль
Юнга Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск по сайту
Миничат
Изображения
Рекомендуем
  • Верфь на столе
  • Armourbook
  • Modelsworld
  • В гостях у Ксандры
  • Рекламная пауза



    Кнопка


    [ Получить код баннера]
    Счетчик материалов
    Форум: 560/26252
    Галерея: 2256
    Статьи: 101
    Литература: 2111
    Чертежи: 420
    Карта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Парусники

    Статьи

    Главная>Статьи> Часть 12. Изготовление парусов
    Часть 12. Изготовление парусов
       Для начала немного рассуждений. Многие сейчас начинают строить именно парусники: во-первых стали доступными кИты в магазинах, во-вторых в газетных киосках вслед за "железным" Бисмарком появился деревянный и парусный "Иоанн Креститель". М-да...  
       Так вот, как ни странно, именно тот элемент, из-за которого и строятся такие модели, и может оказаться "убийцей" модели. Достаточно подойти к этому легко и не думая, и, не плохая в общем и целом, модель будет смотреться как игрушка. Обратите внимание на картинку "Иоанна" на обложке. Парус - просто полосатая тряпочка с оверлогом по периметру нитью контрастного цвета. Этакое потакание изготовителя кичевому вкусу невзыскательного потребителя.Живьем-то все не так. А хочется, чтобы говорили: "Смотри,как живой!"
       Итак, что советую (проверенное) для изготовления парусов. Первое: в наборах ткань, из которой выкроены паруса, довольно грубая, у некоторых еще и редкая, грубого плетения. Про цветные я вообще молчу. И все эти паруса выглядят как простыня на просушке. Есть такая ткань - БАТИСТ называется. Выпускается в продажу разных весов - чем легче, тем тоньше. Употребляется для постельного белья, женских (пардон) ночных сорочек и прочих изделий подобного рода. При этом плетение достаточно плотное. Рекомендую просто порыться дома в бельевом ящике. Старый комплект белья для вас будет хорошей находкой, потому что батист будет истончен от постоянных стирок. Подарите жене, матери (а в конце-концов себе) новый комплект и выцыганьте старый. Одной простыни вам хватит... на много кораблей. Чертеж парусов у вас должен быть. С него делаете бумажные выкройки в вашем масштабе. Ткань хорошо полоскаете в несильно горячей воде, чтобы удалить остатки крахмала, пропиток, стиральных порошков, и сушите, а затем гладите.
       Дальше решаем вопрос с цветом. Белых парусов вообще-то не бывает. Парусина сама по себе не белая, чуть кремовая, да и в процессе эксплуатации она соприкасается со смоленым, пардон, тированым такелажем, с не менее смоленым рангоутом, ну, и мнется заскорузлыми руками матросов, которые тоже не в резиновых перчатках. Нонешние синтетические дакроны, дедероны, терилены, конечно, белее, да и судовладелец может захотеть коричневые, алые или ярко/бледно зеленые паруса.
       Мы рассматриваем простые паруса. Белоснежные они только на фоне аквамарина. Поэтому батист подкрашиваем. Завариваем черный чай и погружаем в него заготовку на все паруса для модели. Необходимо предварительно сделать пробу на маленьких лоскутах. Если цвет очень интенсивный - разводим водой до удовлетворяющей консистенции. Заготовка должна быть ровно окрашена. Можно использовать и кофе. Сушим и гладим. По шаблонам очерчиваете парус и делаете припуск по каждой стороне 10 мм. Вырезаете и делаете по каждой стороне двойной подгиб. Заглаживаете утюгом и наметываете ниткой. Швейную машинку настраиваете на самый масенький стежок и заряжаете самой тонкой ниткой подходящего цвета. И прострачиваете этот подгиб. Есть такая дешевенькая машинка "Мини-Ягуар"... Это я на тот случай, если дома у вас нет машинки и пристроиться не к кому .Можно и на руках подрубить (операция подгиба кромки так называется, помнится любая домохозяйка делать умела), да уж очень нудно это. А обрабатывать кромку надо обязательно.
       После этого берем бумажную выкройку и карандашиком прочерчиваем швы, по которым сшиты полотнища, и полосы риф-сезней или бонетов, если они есть, разумеется. А если их нет, то и бог с ними. Накладываем выкройку на подрубленный парус, закрепляем, и в таком виде через бумагу прострачиваем швы. Некоторые подкладывают бумагу и с другой стороны. Это делается для того, чтобы шов не стягивался и не морщинил ткань. Бумага потом легко разрывается по прострочке и удаляется. Напоминаю - стежок самый маленький, нитка самая тонкая. НЕ СИНТЕТИКА.
       Дальше мы должны обшить парус лик-тросом по всему периметру. Должен он быть заметно толстым, рельефно скрученным. Да, очень рекомендую иметь под рукой книжку кого-нибудь из корифеев: Курти, Хоккеля, Марквардта или Мондфельда. У них все хорошо расписано для разных времен и народов. Картинки в пояснениях не нуждаются. А мелкие подробности этих процедур я вам и рассказываю.
       Лик-трос я рекомендую делать следующим образом. Прежде всего он не должен лежать НА парусе ни спереди ни сзади. Он пришивается (!) к кромке паруса в торец. Я рекомендую делать это так: натянуть нитку, из которой вы решили делать лик-трос между двумя штырями, парус по кромочке смазать ПВА, приложить к нитке снизу и сразу пришивать. Ну, хорошо и удобно для этого отрастить еще третью и четвертую руки, а если такой возможности нет - используйте прищепки. Можно бельевые, есть такие игрушечные, мааасенькие. Или сами сделайте - две реечки, резиновое колечко и обломок зубочистки между ними. Стежок должен быть равномерным, через край и без больших пропусков. Лик-трос можно сделать более темным, но не контрастным. Вот на картинке «Иоанна» он сильно темный. Так проходим по каждой стороне, делая в углах петли (см.КХММ) для подвязки блоков и других надобностей. Замкнуть лик-трос лучше всего на середине той стороны, которая пришнуровывается к рею, для треугольных парусов к - штагу. Там стык будет незаметен.
       Теперь надо в парус вшить риф-сезни. По отстроченной полосе протаскиваются сквозь парус нитки, опять-таки немного отличающиеся по цвету от паруса, с шагом по чертежу и с обеих сторон ограничиваются узелками (кнопами), после чего обрезаются. Длина примерно 0,5м (2 фута) с каждой стороны паруса. Маленькая проблема в том, что они должны свисать вниз по парусу, а на модели они торчат, как иголки у дикобраза. Издержки немасштабности материалов. Надо их намочить и, расправив вниз, пригрузить или пригладить.
       Вот теперь, когда всё с парусом проделано, самое время подумать, в каком виде вы хотите оформить модель: в полном ходу, на стоянке, на подходе к стоянке... Ну, чтобы натурально получилось. На полном - значит паруса надуты, как можно более натурально; на стоянке подобраны, только не свернуты, потому что, свернув парус в трубочку, вы на модели и получите тряпочку, свернутую в трубочку, причем толще рея в два-три раза. Свернутый парус должен быть закрыт брезентовым чехлом и застегнут-затянут специальными ремешками. Подобранные наполовину паруса - ну, как будто мы на остатках хода к пристани подходим, вон еще и кливер-стаксель не убраны. Или прошла команда "отдать якорь". От этого зависит, будем мы парус пропитывать или пропитка нам будет мешать.
       Вот теперь самое время поговорить о пропитке. Конечно, пропитка лаком дает хорошую жесткость парусу,но... только один раз и любые изменения в процессе будут невозможны или очень затруднены. Пропитку можно выполнить цапон-лаком, разведенным ПВА, даже лаком для волос, стянутым у жены. Я рекомендую старый, проверенный способ - сахарный сироп. Концентрация опять-таки проверяется на лоскуточках. Чем он хорош? Вот вы пропитали и высушили парус, поставили его на модель и видите, что-то не то... Как-то вот здесь бы вот этот уголок выпятить вот сюда, а вот этот... Берете кисть с водичкой, мочите нужное место и выправляете туда, куда душа просит. С феном в руках. С лаком и ПВА все гораздо сложнее. Итак, парус подшиваем к рею (глядя на КХММ), затем подвешиваем его горизонтально за все четыре угла, пропитываем, чем вы решили, и на него кладем мешочек с песком, или просто насыпаем песок через полиэтиленовую пленку, чтобы не прилип. Сушить можно естественным путем или феном/пылесосом, если уж не терпится с передней стороны, т.е. снизу. Получается этакое пузико, т.е. надутый парус. Вот в таком виде его можно ставить на модель, изображая, как она под всеми парусами... 
       Видел одно исполнение, которое мечтаю повторить: галера в полном ветру, с оторванным передним углом паруса и летящим по ветру блоком с обрывками шкота, и все флаги-вымпела полощущиеся по ветру... Красота,как живая!
       Ну, вернемся к нашей модели. Вот, кстати, про флаги-вымпела. Все должно быть в меру и главное правильно. Те, которые вложены в набор, конечно, красиво напечатаны, но такие жесткие, что в лучшем случае дают плоскую "дощечку" с рисуночком. Слава богу, сейчас есть термопереводка для компьютера. Рисуете (или кого просите), распечатываете, утюжком на тоненькую тряпочку переносите, затем в мокром виде заминаете до натурального вида и на свои места помещаете. Направление - в ту же сторону, куда парус надут. Тут есть одно коварство - если клеите к флаг-фалу, он может при высыхании развернуть флаг, куда ему вздумается. Поэтому либо сначала флаг приклеить (пришнуровать) к фалу, дать ему свободно раскрутиться и только потом ставить на модель, либо сделать на модели флаг-фал жестким как проволока (пропитать).
       Я предпочитаю делать парус полусобранным, подобранным, а для этого пропитка не нужна. Парус должен быть мягким. Пришнуровываем к рею, ставим рей на место, как положено через раксы. Все должно быть подвижным, не фиксированным. Ставим на модели ВСЕ блоки на парусе, проводим максимально весь бегучий такелаж: брасы, шкоты, фалы, гордени, бык-гордени и что там еще... И, подтягивая натурально, через блоки, парус не спеша подбираем к рею. При этом парус все время оттягиваем вниз, ну, парусина ведь тяжелая, так, чтобы было естественно. Углы почти к рею, затем эдакими воланами к середине, где висит "пузико". Флаги-вымпелы должны свисать естественным образом вниз - ветра уже нет, потому и останавливаемся. Кормовой, гюйс и вымпелы - набор на стоянке. Кстати, для модели "на ходу" весь бегучий такелаж показывать тоже обязательно. Вот именно поэтому многие предпочитают строить модель без парусов.
       Можно многое не делать. А кое-кто вообще и без мачт, так, обломки из палубы торчат. Тогда и стоячий такелаж можно не делать. А можно и обшивку подводной части проигнорировать... Но тогда надо все шпангоуты показывать и все в трюме... Шутка. Такая модель называется "адмиралтейской" и построить ее сложнее, потому что надо даже шпангоуты выполнять из частей...
       Но мы не о том. А о парусах. Ну, собственно, все. На парусах еще должно быть много всякой всячины: всевозможные ушки-петельки, шнурочки, люверсы и т.д. На более древних кораблях паруса были составными - могли бонеты пришнуровываться. Все это должно быть у вас на чертеже. Или опять-таки у КХММ. Не забывайте о них. Кстати их книги здесь же на Арморе.
       Вот два способа изготовления парусов для моделей в масштабах до 1/200. Дальше уже мелко становиться для прострачивания. А потому там возможно изготавливать паруса по другой методике. Она же годится для начинающих, ну, и ленивых. Способ этот намного проще. Кусок подходящей ткани, того же батиста, пропитывается цапон-лаком (конечно, после тонирования), вырезаются заготовки парусов и, твердым, остро заточенным карандашом прочерчиваются швы. Затем берем паяльник 40-70 ватт, зачищаем жало (все!) до меди и затачиваем острие с последующей обработкой мелкой наждачкой. Подготавливаем мешочек из плотной ткани, туго набиваем песком, или такую же ткань складываем несколько раз и, разогретым паяльником, острым жалом, на этом мешочке по парусу с лицевой стороны проходим с нажимом по швам. Образуются острые складочки. Переворачиваем парус и спинкой жала формируем между складками полукруглые желобки. Такой вот, "надутый" парус. Остается приклеить лик-трос, пришнуровать рей, ну, и дальше по сборке модели. Многие употребляют этот способ для крупных масштабов. Наносят швы и карандашом, и краской, и выдергиванием нитки, и передергиванием нитки с подкрашиванием, и прошивку контрастной ниткой... Все это смотрится ненатурально... Самое лучшее, если масштаб позволяет - прострочка.
       Теперь вопрос с рисунками на парусах и флагах. Термопереводка для компьютера позволяет делать очень мелкие, яркие и качественные рисунки. В качестве примера приходилось делать кормовой Георгиевский флаг в 1/100. И Св. Георгия можно было запросто отличить от змия... Перевод может осуществляться для всего изображения и можно покорпеть и обрезать рисунок по контуру или с небольшим припуском. Обрезанный рисунок даст некоторую жесткость ТОЛЬКО под рисунком, а если вы переведете рисунок "квадратиком", то весь квадратик и будет жестким. Но это не так страшно. При намачивании флаг можно замять, заформовать и связать ниткой в этом состоянии на некоторое время. На парус рисунок надо переводить до пропитки, но после покраски. Вот с рисунком лучше не рисковать с пропиткой лаком. Может растворить краску. Поэтому рулит сахарный сироп.
       Все в общем. С наработкой опыта вы захотите усложнять паруса, а там есть куда усложняться. Почитаете - увидите. Я дал вам общую технологию изготовления парусов.

       Немного иллюстраций, правда, готового, а не в процессе. К сожалению. Паруса на шхуне сделаны в соответствии с пожеланием заказчика.









    Источник информации:http://www.armourbook.com
    Категория: Теория и практикум | Просмотров: 16707 | Добавил: Boris2005 | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 5
    avatar
    1 Михаил2212 • 10:14, 25.03.2011
    Борис! Можно сделать паруса проще. Окрашенную ткань я пропитываю самым обычным пищевым желатином.После сушки ее можно резать как угодно и она не будет распускаться.Потом,разметить парус и на швейной машинке сделать имитацию полотнищ .После этого из той же ткани вырезать все латы,усиления углы и простым ПВА приклеить на парус и опять прошить на машинке имитируя пришивание))))) Желательно делать с начала все продольные швы,а потом шов по периметру.Места пересечения нитей смазать ПВА. И после высыхания клея срезать хвостики. Лик тросик я просто приклеиваю к торцу паруса на ПВА. Работа конечно муторная ,долгая и противная. После того,как клей высохнет продеваю риф банты и тоже приклеиваю их на ПВА,что бы не топорщились. Ну вот парус и готов. При таком способе не надо ни какого фена. Т.к. После оклейки лик тросом парус приобретает "надутый " вид. Парус достаточно жесткий и проводка такелажа ,особенно натяжка,не вызывает трудностей
    avatar
    2 tvcat • 10:28, 25.03.2011
    Ну... не знаю. То, что пузо получится автоматом при такой технологии - вопрос спорный.
    avatar
    3 Boris2005 • 17:19, 25.03.2011
    Миша!Это тоже имеет право на существование.Но....Твоя пропитка не поддается изменению по месту.ПВА в ткани водичкой не размочишь.А сахар-пожалуиста.Пропитывать можно и цапон-лаком,и лаком для волос и еще другими составами.Но все они "мертвые",т.е. один раз нанес и все.А сахарная пропитка поддается /легко/размачиванию и формованию.Вот на нэфе мы "надували парус два дня подряд,мочили и надували/уже без кавычек/.Получилось близко к реальному.А лик-трос попробуй все таки пришить.Я натягиваю между двумя стойками и пришиваю кромку на весу.Потом можно и ПВА промазать,только надо ли?
    avatar
    4 zmiulan1990 • 10:26, 28.05.2011
    Я, конечно, не профессионал, но поделюсь своим опытом.
    Метод слегка геморный, но, я считаю, оправданный

    Предлагаю:

    Паруса:
    1) Шьем паруса с риф-сезнями и лик-тросом (который я, к стати пришиваю по методу Boris2005, без клея)и пришнуровываем их к рее-заменителям (после ниже перечисленных процедур рея меняет цвет, коробится и рассыхается).
    2) Завариваем чай... Эээ, нет чай пить не будем. В чай будем "макать" паруса. Чай - черный, "макать" будем в зависимости от того, скока пакетиков заваривали и от того, какой цвет хотим получить. Парус , в этом случае, приобретает слегка желтоватый цвет выцветшего брезента. Главное не переборщить с "маканиями"
    3) Берем крахмал. Далее, кидаем парус в крахмал минут на 5-10.
    4) Берем пакетики с песком. Пакетики я заготовил заранее, по пакетику на парус. форму пакетика берем приблизительно равным форме паруса, а песку засыпаем не много (столовую ложку с горкой) Пакетик герметично заклеен "во всех дырках"
    5) вытаскиваем накрахмаленные паруса и подвешиваем за рею и углы паруса горизонтально. Кладем пакетик сверху. "Елозим" пакетиком по парусу чтобы достичь нужной степени "надутости".
    6) Проделав чайные и крахмальные процедуры со всеми парусами завариваем чай повторно... На это раз, его будем пить))) Надо же чем-то заняться пока сохнут паруса...
    7) Снимаем паруса. Меняем реи. Парус готов.

    Флаги
    Те же чайно-крахмальные процедуры, но теперь не вешаем их, а кладем на форму (да, кстати, рекомендую в крахмал добавить ПВА, чтоб флаг совсем стал железным)
    Теперь расскажу о форме. Она представляет собой полосу картона с наклеенными на нее рулонами плотной бумаги различного диаметра (1-4 мм)
    с разным шагом.сверху кладем целофановую "прокладку", отрезанную от ближайшего пакета.
    Мокрая ткань принимает волнистую форму.
    Этим способом можно, как мне кажется, имитировать оторванный конец паруса, правда форму делать геморно. Придется профилировать не только надутый парус, но и поток ветра, на котором будет лежать угол паруса со шкотами.

    Методы проверены двумя, с половиной моделями.
    Насколько реалистично получается судить не берусь, поскольку не видел настоящий парус... но на модели смотрится совсем не плохо.

    Если интересно могу выложить фото своих моделей...

    Да, и прошу прощения за свою "терминологию"
    avatar
    5 aviaamateur • 18:48, 13.09.2018
    каждой стороне двойной подгиб. Борис Давидович! Подгиб этот в нос или в корму правильно направить? И нашивки-банты-боуты с какой стороны? Иногда на хорошей модели паруса наизнанку установлены, но мастер спорта... P.S. Я нашёл ответ только у Хоккеля... wink
    avatar
    Rambler's Top100