Суббота
21.12.2024
18:57
Профиль
Юнга Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск по сайту
Миничат
Изображения
Рекомендуем
  • Верфь на столе
  • Armourbook
  • Modelsworld
  • В гостях у Ксандры
  • Рекламная пауза



    Кнопка


    [ Получить код баннера]
    Счетчик материалов
    Форум: 562/26328
    Галерея: 2256
    Статьи: 101
    Литература: 2111
    Чертежи: 420
    Карта
    Статистика

    Онлайн всего: 44
    Гостей: 44
    Пользователей: 0

    Парусники

    Статьи

    Главная>Статьи> Французские пираты
    Французские пираты
        Корсарские рейды в средние века были составной частью англо-французской политики в Ла-Манше, однако по-настоящему французы стали использовать корсаров только в шестнадцатом веке. В 1554 году Франсуа Леклерк разграбил испанские владения на Эспаньоле и Пуэрто-Рико , после чего захватил Сантьяго-де-Куба и, на следующий год, Гавану. Восемнадцать дней французы хозяйничали в городе и, уходя, сожгли его . Период французского господства в Карибском море длился 30 лет. Когда Франция заключила с Испанией мир в Шато-Камбрези, корсары, оставшиеся в Вест-Индии, превратились в обыкновенных пиратов или нанялись на службу к англичанам и голландцам.
       Следующая вспышка французского морского разбоя относится к концу семнадцатого века, к эпохе Людовика Четырнадцатого (Рис: "Людовик XIV"), всячески поддерживавшего корсаров. По предложению министра Поншартрена, предпочитавшего морской разбой дорогостоящим морским баталиям, корсары были сделаны офицерами королевского флота. Корсарские бои развертываются от Северного до Карибского моря. Именно в это время столицей Карибских флибустьеров стал французский остров Тортуга, а Жан Бар и Рене Дюгей-Труэн совершают свои подвиги . 
       Эти морские разбойники, почитаемые как великие французские мореплаватели, служили примером для множества корсаров, сражавшихся в середине восемнадцатого века в Индийском океане, где вольных пиратов сменили корсары и английские приватиры. Корсары подчинялись строгим законам, по которым они должны были приводить захваченный корабль в порт и продавать его там на аукционе. Им доставалась меньшая часть добычи, в то время как большую получали владельцы корабля и государственная казна . 
       В восемнадцатом веке корсарство уже не существовало в мирное время. В перерывах между войнами корабли конкурирующих Ост-Индских компаний смело заходили в чужие порты и бросали якоря у чужих факторий. Их не грабили. Зато когда начиналась война, торговые корабли становились законной добычей для любого охотника, будь он военным кораблем либо специально снаряженным для такой цели корсаром . 
       В годы первой англо-французской войны в Индии, в середине XVIII века, корсарство было не очень развито, но в конце века корсары заставили о себе заговорить . 
       В 1789 году во Франции началась революция. Вскоре на страну со всех сторон двинулись армии врагов. Франция оборонялась сразу на нескольких фронтах . Вновь вспыхнула война и в Индийском океане: англичане хотели воспользоваться случаем, чтобы полностью изгнать из этого района французов, в руках которых после первой войны осталось лишь несколько факторий на побережье Индии и ряд островов в центре Индийского океана. Впоследствии в войну вступила Голландия, попавшая в зависимость от Франции. В эти годы французский военный флот был значительно слабее английского, и потому так важны стали для Франции действия ее корсаров, среди которых наиболее известен был Робер Сюркуф. Но как бы не были удачны действия отдельных французских корсаров, к концу наполеоновских войн Франция лишилась большинства владений в Индийском океане . 

       Жанна де Бельвиль

       Жанна де Бельвиль была первым корсаром, завоевавшим широкую известность. Около 1335 года она вышла замуж за Оливье де Клиссона, бретонского дворянина. Шла столетняя война, к которой добавились внутренние конфликты. Оливье де Клиссон, замешанный в борьбу за престол, был казнен по приказу Филиппа IV . Вдова поклялась отомстить за мужа. Вместе с двумя сыновьями, старшему из которых было четырнадцать лет, она отплыла в Англию, где добилась приема у короля. Эдуард III выдал ей три корабля, которые получили название: «Флот возмездия в Ла-Манше». Несколько лет ее флотилия грабила французские торговые суда и даже нападала на военные корабли. Добычу отправляли в Англию, команда кораблей истреблялась. Жанна руководила боевыми действиями, сражаясь в первых рядах. 
       Во Франции ее прозвали «кровожадной львицей». Парламент вынес решение об ее изгнании и конфискации имущества, французский флот получил приказ прочесать Ла-Манш. Флотилия Жанны попала в окружение, и, оставив своих моряков, она сбежала вместе с сыновьями и дюжиной гребцов на небольшой лодке . 
       Шесть дней матросы пытались догрести до берегов Англии, но течением их сносило в другую сторону. Совершив побег второпях, они не взяли пищи и воды. На шестой день умер младший сын Жанны, затем несколько матросов. Через несколько дней их вынесло к берегам Бретани. 
       Там Жанна получила приют у приверженцев Жана де Монфора и вскоре снова вышла замуж - за дворянина Готье де Бентли. 

       Жан Бар

       В конце семнадцатого века европейские державы широко использовали корсаров для ведения войны, и Франция не была исключением. Одним из самых знаменитых французских пиратов был Жан Бар . 
       Жан Бар был сыном судовладельца из Дюнкерка. Он служил под началом голландского адмирала Рюйтера, но ушел от него, когда Франция выступила против Голландии. 8 января 1679 года, в 29 лет, его произвели в капитан-лейтенанты королевского флота. Он командовал фрегатом «Серпант» с 24 пушками на борту и перевозил порох. 
       Из Сале Жан Бар привез пятьсот пятьдесят пленников, в том числе сына правителя этого африканского порта, что сулило немалые выкупы . Став капитаном второго ранга, он объединил всех корсаров в одну эскадру, которая грабила и топила торговые суда, нападала на разрозненные боевые единицы, но рассеивалась перед превосходящими силами. В 1687 году Жан Бар на своем фрегате «Шутки» и Форбэн на фрегате «Насмешницы» получили задание сопровождать двадцать торговых кораблей из Северного моря к Бресту. На меридиане острова Уайт появились два английских судна: «Несравненный» (48 пушек) и его «спутник» (44 пушки). На борту кораблей корсаров их было только 40. Жан Бар пошел в атаку, дав возможность уйти торговому флоту. 
       К концу боя на борту французских фрегатов в живых осталось всего тридцать человек, кончился порох, и пришлось сдаться. Оба раненых капитана и младший офицер Во-Минар были заключены в форте Плимута. Обращались с узниками вполне прилично, особенно с Жаном Баром, но англичане отказались обменять его на своих пленников во Франции . 
      Поддавшись обаянию Жана Бара, английский хирург из форта принес заключенным напильник. Находившиеся при Форбэне и Баре юнги, которым разрешалось ходить по городу, убили пьяного моряка и спрятали его лодку. Четвертым сообщником стал двоюродный брат Жана Бара, который принес в лодку все необходимое для побега. Жан Бар и Форбэн бежали, Во-Минар, который был так толст, что не мог пролезть через окно, отвлекал охрану разговорами. Беглецы успешно миновали часовых, и через пятьдесят часов после выхода из Плимута причалили к берегу недалеко от Сен-Мало. Жан Бар получил аттестат капитана первого ранга и попал на прием к королю Людовику XIV. Он был хорошо одет, держался с достоинством и понравился Королю-Солнцу. 
       В 1693 году, в битве при Лагосе, Жан Бар под командованием Турвиля, уничтожил шесть судов противника и, продолжая сражаться, сопроводил во Францию сотню торговых кораблей с грузом зерна. Он захватил еще несколько английских фрегатов и целую колонну судов с продовольствием и боеприпасами. Король-Солнце пожаловал корсару дворянское звание, крест Святого Людовика и право иметь золотую линию в своем гербе 
      Через три года, после множества удачных дел, сорокашестилетний Жан Бар, кумир французских моряков, стал командиром эскадры . 
       После подписания Рисвикского мира в 1697 году, Жан Бар удалился в Дюнкерк, к семейному очагу. У него было тринадцать дочерей и сыновей, шестеро из которых умерли в детстве. Через три года пришла весть, что из-за испанского наследства может разгореться борьба, и пятидесятилетний Жан Бар отправился готовить свою эскадру в Дюнкерке. Начало весны 1702 года выдалось холодное, он простудился и 20 апреля умер от воспаления легких. Людовик XIV, в знак признания заслуг Жана Бара назначил его вдове пенсию в 2000 ливров в год. 

       Рене Дюгей-Труэн

       Рене Труэн, сеньор дю Гей, известный под именем Дюгей-Труэн, родился в 1673 году в Сен-Мало. Его отец, богатый судовладелец Люк Труэн де ля Барбинэ, хотел сделать его священником и определил в Рейнский коллеж. В 1688 году, после смерти отца, он убежал в Канн, потом в Руан и Париж. Ему перешло по наследству земельное поместье (Гей), но старший брат, Люк, отправил его в плавание «добровольцем» (т. е. без жалованья) на борту «Тринитэ», одного из кораблей их собственного флота, целиком предоставленного корсарам . 
       Сначала Рене сильно страдал от морской болезни, но потом он одолел свой недуг. После двух плаваний семья решила, что он достоин принять командование судном. Ему доверили «Даникан» - тихоходное судно с четырнадцатью пушками. Труэн плавал у берегов Исландии, где встречались только английские и голландские рыбаки. Вскоре ему дают еще один корабль, потом сразу несколько, и в двадцать один год он командует уже пятью кораблями. 
       12 мая на фрегате «Дилижанс» Дюгей-Труэн столкнулся с шестью английскими военными судами и, раненый, должен был сдаться. Его посадили под замок в Плимуте, но очарованная им англичанка устроила ему побег. 
       В 1696 году, командуя «Французом» - замечательным кораблем в 48 пушек - он столкнулся с «Бостоном» и «Несравненным», который девять лет назад захватил Жана Бара. Битва была жестокой, но через две недели Дюгей возвратился в Сен-Мало и привел с собой знаменитого «Несравненного» и несколько грузовых судов. 
       В 1702 году эскадры Дюгей-Труэна и Форбэна, крейсировавшие в Ла-Манше, получили послание Поншартрена, министра Морского флота, с приказом атаковать колонну из ста двадцати торговых английских судов. Выяснилось, что караван сопровождают пять английских военных судов. Разыгралась знаменитая Девонширская битва, во время которой один английский корабль вспыхнул и ушел под воду вместе со всем экипажем в девятьсот человек . 
       В 1728 году Дюгей-Труэн и его брат Люк, используя часть своей собственной флотилии и десять судов, предоставленных королем, начинают кампанию против флота Бразилии. Дело это не имело успеха, и казна судовладельцев Труэнов опустела. Королевские финансы тоже были в плохом состоянии, потому что шла война за испанское наследство. Тогда братья Труэны представили министру Морского флота дерзкий проект захвата города Рио-де-Жанейро с намерением получить выкуп. 
       Восемь вкладчиков, в числе которых был и король, нашли необходимые 70 тысяч ливров. Соединенная армада насчитывала семнадцать кораблей, вооруженных 735 пушками и имеющих на борту в общей сложности 5700 человек. Ей понадобилось три с половиной месяца, чтобы доплыть до бразильского берега, и один день, чтобы прорваться в залив Рио. 
       Дюгей-Труэн высадил на берег своих солдат с заданием окружить врага и тут же отправил (19 сентября 1711 года) ультиматум губернатору города, Франческо де Кастро-де-Мордеш, который отказался платить выкуп. 21 сентября французский экспедиционный корпус вошел в город, улицы его были пусты. Дюгей-Труэн отправил еще одно послание «защитникам», укрывшимся в горах, требуя 600 тысяч крузадо и 10 тысяч пиастров выкупа. Выкуп был выплачен 4 ноября, и эскадра покинула бразильский берег. На обратном пути потонуло два корабля, но прибыль судовладельцев после выплаты королевской доли составила 92%. 
       За все время своей корсарской карьеры Дюгей-Труэн захватил около 300 торговых и 60 военных кораблей, стал Командором ордена Святого Людовика, королевским наместником, советником в Индии, в 1729 году был назначен командующим Морского флота в Бресте. Выйдя в отставку, он удалился в Ла-Флури, небольшое поместье в окрестностях Сен-Сервана. Там его застало назначение командиром эскадры, и он отправился на усмирение берберов в Средиземном море. Весть о его приближении так взволновала беев и эмиров Алжира, Туниса и Триполи, что они приняли все условия, предъявленные Парижем.
       Через несколько недель после возвращения домой шестидесятитрехлетний Дюгей-Труэн почувствовал себя плохо. Вскоре он скончался в Париже, получив благословение церкви и сохраняя до конца учтивость и спокойствие. 

       Барон Пуэнти

       В семнадцатом веке границы между военными моряками и пиратами были столь тонки, что допускали даже совместные рейды, одним из которых был захват Картахены бароном Пуэнти в 1697 году . 
       Барон Пуэнти был капитаном первого ранга, когда в 1696 году Франция и Испания вновь вступили в войну. Пуэнти и несколько его друзей уговорили Людовика XIV дать корабли для захвата Картахенской крепости в Колумбии. 
       В 1697 году Пуэнти командовал эскадрой в 17 военных кораблей, к которым присоединилось 8 кораблей с 650 флибустьерами под командованием губернатора Дюкасса. Во время их высадки в Картахене ни одно испанское судно не оказало сопротивления. Город, удачно расположенный на берегу моря и, в то же время, в глубине совершенно закрытой бухты, был защищен фортами, которые обезвредили флибустьеры . Начался обстрел города, и губернатор быстро подписал капитуляцию. Затем он покинул Картахену со всеми, кто носил оружие, и увез четыре пушки . После этого Пуэнти со своими отрядами и немногими флибустьерами проник в город. Началось безудержное разграбление всякого имущества, в том числе церковного и монастырского. Условия капитуляции были грубо нарушены .
       Французы собирались остаться в Картахене, но началась эпидемия чумы, и месяц спустя они покинули город, взорвав форты и потопив все суда. Пуэнти и Дюкасс договорились заранее, какая доля добычи должна перейти к флибустьерам, но, после оценки добычи, Пуэнти, находившийся на борту готового к отплытия судна, отказался выдать флибустьерам полагающуюся им долю. На обратном пути Пуэнти заболел, и командование было передано генералу де-Леви. 

       Робер Сюркуф 

       Роберт Сюркуф был одним из немногих пиратов, сумевших в начале девятнадцатого века повторить блистательную судьбу Френсиса Дрейка, обласканного властями своей страны в благодарность за пиратские рейды 
       Он родился в богатой семье моряков Сен-Мало: его прадедом был известный корсар начала XVIII века Робер Сюркуф, близким родственником по материнской линии - корсар Ла Барбине. Мальчику хотели дать достойное буржуазное образование, но в 1789 году, в возрасте пятнадцати лет, он записался на корабль «Аврора», уходивший в Индийский океан. 
       Капитан «Авроры» Тардиве перевозил рабов из Африки на плантации острова Бурбон . Неподалеку от Мадагаскара «Аврора» попала в шторм и разбилась, команда спаслась. Капитан получил под командование корабль «Реванш», на котором Сюркуф стал вторым помощником. Но капитан был неудачлив, и через год Сюркуф нанялся на другое работорговое судно. 
       В семнадцать лет Сюркуф вернулся во Францию, где с помощью родственников купил небольшой бриг «Креол», став на нем капитаном. В 1792 году он вновь отправился в Индийский океан. 
       Когда Робер Сюркуф вернулся на Бурбон ( с 1794 года переименованный в Реюньон ), ситуация в работорговле изменилась - Конвент объявил ее незаконной, но это только подняло цены на рабов . Английская блокада французских владений в Индийском океане и конфискация кораблей были более эффективны. Сюркуф благоразумно отсиживался в Бурбоне, и не рисковал бригом. Под давлением плантаторов, которым рабы были необходимы, губернатор Бурбона напал на англичан и прорвал блокаду. Участвовавший в боевых действиях Робер Сюркуф решил стать корсаром. 
       Для получения патента следовало найти поручителей и внести залог, деньги на который он заработал еще несколькими рейсами в Африку. Губернатор, желая продемонстрировать служебное рвение Парижу, задержал Сюркуфа и хотел арестовать как работорговца. Сюркуф выкрал полицейского комиссара и вернул его только в обмен на приказ о помиловании, но в патенте ему отказали. 
       Тогда Сюркуф вышел в море на «Скромнице» - быстроходной шхуне, вооруженной четырьмя пушками. В результате смелых и решительных действий он захватил богатую добычу: английский корабль «Пингвин» с грузом тика, голландский корабль, груженный рисом, перцем, сахаром и слитками золота, караван из трех индийских судов, и, наконец, большой корабль «Диана», груженный рисом. После этого он решил вернуться домой, но по дороге захватил еще один корабль - «Тритон», на котором находилось двадцать шесть пушек и много ценных грузов. Сюркуф отпустил за выкуп капитана «Дианы» и пассажиров «Тритона» . 
       На Реюньоне по приказу губернатора Маларте все призы Сюркуфа были конфискованы на том основании, что он не являлся корсаром, хотя благодаря Сюркуфу колония избегла голода. Возмущенный Сюркуф на первом же корабле отправился во Францию, где подал жалобу на действия губернатора. Директория отнеслась к Сюркуфу благожелательно, присудила ему двадцать семь тысяч ливров из стоимости проданных товаров и выдала корсарский патент; в соответствии с законом награждались и другие участники рейда. 
       Пока шло судебное разбирательство, Сюркуф влюбился в Мари Блез, красавицу из зажиточной бретонской семьи. Он взял с возлюбленной слово, что она дождется его, и в июле 1798 года отправился в поход за деньгами, чтобы удовлетворить претензии семейства Блезов. 
       Сюркуф покидал Нант на «Клариссе», специально построенной как корсарский корабль. «Кларисса» была сравнительно невелика, но очень быстроходна, вооружена четырнадцатью двенадцатифунтовыми пушками, и ее экипаж состоял из ста сорока испытанных моряков . 
       В этот раз добычи долго не было, и Сюркуф приказал напасть на первый же английский корабль, встреченный у берегов Африки, несмотря на то, что тот был велик и хорошо вооружен. «Клариссе» пришлось покинуть поле боя, лишившись фок-мачты, и зайти в Рио-де-Жанейро для ремонта. Там у берега был захвачен небольшой бриг, который Сюркуф отправил в качестве трофея в Нант. Губернатор Реюньона Маларте был вынужден признать документы Сюркуфа. 
       В следующем году Сюркуф крейсировал у берегов Суматры. Он захватил два английского корабля, потом датский корабль, большое португальское судно с грузом пряностей и пошел в Бенгальский залив, где захватил еще два судна и отправить их на Реюньон. Его выследил английский фрегат «Сибилла», но «Клариссе» удалось скрыться от погони. 
       Встреча с «Сибиллой» произошла 30 декабря 1799 года, а 1 января 1800 года корсар захватил корабль «Джейн» на глазах у нескольких больших кораблей. «Кларисса» была сильно потрепана боями, и Сюркуф пошел к Реюньону, захватив по дороге американский корабль. Сдав призы, он вышел в море на «Уверенности», причем, помимо команды из ста человек, губернатор выделил ему двадцать пять лучших стрелков. На этот раз Робер отправился к Цейлону, где быстро захватил несколько английских судов, груженных пряностями и другими товарами. Трофеи были столь велики, что Сюркуф брал с них выкуп. Кроме того, он захватил большой, переделанный из военного фрегата и соответственно вооруженный английский корабль «Кент» . 
       Распродав товары и получив свою долю, Сюркуф на «Уверенности» отправился во Францию просить руки Мари Блез. Свадьба корсара, капитал которого составлял два миллиона франков, состоялась в Сен-Мало. К этому торжеству Робер Сюркуф получил патент на офицерский чин. Снова началась война, и Сюркуф вызвали в Париж, где он стал одним из первых кавалеров ордена Почетного легиона. Сюркуф отправить в море несколько каперских судов . 
       Вновь Сюркуф вышел в море только в 1806 году, и его прибытие в Индийский океан было встречено с энтузиазмом. Блокада практически прервала связи с Европой, и французским владениям угрожал голод. Сюркуф в одиночку прорвал блокаду и обеспечил острова продовольствием, за три осенних месяца 1806 года захватив четырнадцать английских кораблей с рисом. Опасность голода была устранена, а Сюркуф получил свою долю, увеличив свое состояние на несколько сот тысяч франков. 
       Англичанами были уничтожены почти все французские военные корабли, и губернатор приказал Сюркуфу передать свой корабль правительству в качестве военного фрегата, а самому отвезти во Францию более пятисот пленных португальцев на изношенном линейном корабле «Карл». 21 ноября 1807 года Сюркуф вышел в море, прибыв во Францию больше чем через год, и больше не выходил на корсарский промысел .
       Девятнадцать его кораблей уходили в пиратские рейды, а после заключения мира в 1814 году Сюркуф превратил их в торговые суда. Умер он в 1827 году в окружении детей и родственников, будучи одним из самых богатых и солидных судовладельцев Франции. 

       Жан Лафит

       В начале девятнадцатого века пираты, хозяйничавшие у берегов Северной Америки, уже не имели такой силы, как век назад. Они не нападали на города и поселения, а довольствовались морским разбоем. Многие, правда, находили дополнительный доход в контрабанде и работорговле. 
       Одним из самых ярких представителей этой новой пиратской породы был француз Жан Лафит . 
       Он родился на Гаити, в семье французских иммигрантов. Весной 1804 года он вместе с братом Пьером поселяется в Новом Орлеане, где заводит кузницу. Однако настоящим его делом было другое. 
       Неподалеку от Нового Орлеана в дельте Миссисипи расположился хорошо скрытый и укрепленный поселок Баратария. В заливе могли найти убежище корабли пиратов и контрабандистов, а система проток обеспечивала быструю и незаметную связь с Новым Орлеаном, где и сбывали товар. Жан Лафит и был боссом этой пиратской колонии
       Существование "пиратского гнезда" под самым боком не было секретом для жителей Нового Орлеана, большинство из которых так или иначе были вовлечены в криминальный бизнес. О всех готовящихся операциях пиратов загодя предупреждали. Братья Лафит богатели и чувствовали себя безнаказанными . 
       Однако 18 июля 1814 года Пьера Лафита арестовывают и, закованного в цепи, препровождают в тюрьму . Однако, когда в сентябре англичане предлагают Жану Лафиту сотрудничество в их войне против американцев, пират отклоняет его и предупреждает губернатора Нового Орлеана о готовящемся нападении. На следующий день Пьер при невыясненных обстоятельствах бежит из тюрьмы и прибывает на Баратарию. Однако 11 сентября американские военные корабли блокируют пиратскую колонию, и после недолгих переговоров пираты сдаются. Через некоторое время все они поступают в армию Соединенных Штатов, а сами братья Лафит входят в штаб американских войск. В сражениях с англичанами бывшие контрабандисты завоевывают не только прощение, но и благодарность генерала Джексона и президента Медисона. 
       Однако конфискованное имущество братьям вернуть так и не удается. И тогда Жан Лафит организовывает новое пиратское предприятие. Воспользовавшись антииспанским восстанием в Мексике, в конце 1817 года он создает на острове Галвестон пиратский поселок. На этот раз Лафит выступает как корсар повстанческого мексиканского республиканского правительства и -одновременно - как испанский шпион. Пиратское государство процветает до начала 1821 года, когда американское правительство, уставшее от жалоб испанцев и контрабандных операций Лафитов, присылает военную шхуну с требованием в течение двух месяцев очистить остров. Лафит выполняет приказ, сжигает поселок и пираты благополучно уходят в поисках новой базы. 
       Сам Жан Лафит со временем отошел от пиратства. 7 июня 1831 года он под именем Джорджа Лафлина женится на дочери богатого торговца, а в 1836 году супруги поселяются в Сент-Луисе. Вряд ли Лафит оставил свои незаконные операции, но нам известно только, что он принимал участие в переправке беглых рабов на Север. В начале пятидесятых он переезжает в Иллинойс, где и умирает 5 мая 1854 года, простудившись во время встречи тайного транспорта с бывшими рабами.

    Источник информации:http://www.pirat.ru
    Категория: Пираты | Просмотров: 7930 | Добавил: moops | Теги: Робер Сюркуф, Жан Бар, Барон Пуэнти, пират, Жан Лафит, Рене Дюгей-Труэн, Жанна де Бельвиль | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    avatar
    1 komas1 • 23:23, 11.09.2010
    Очень интересно, достаточно редкая информация.
    avatar
    Rambler's Top100