Главная>Статьи> Парусник своими руками. HMS VICTORY (Mamoli). Часть 2.
Парусник своими руками. HMS VICTORY (Mamoli). Часть 2.
Похоже, что Mamoli слишком буквально воспринимает термин "NEW" (т.е. "новинка")... Но обо всем по порядку. Напомню, что речь идет о сборке Wooden Kit (набора заготовок) [MV56] HMS VICTORY(Mamoli) масштаб 1:150. В первой части своего повествования я поделился первыми впечатлениями от этого набора известной итальянской фирмы Mamoli.Теперь же хочу рассказать о по-этапной сборке парусника. К сожалению, я пока не могу предложить вниманию читателя фотоотчет о работе (ввиду отсутствия фотоаппарата), но если Вы зайдете к примеру на сайте "Верфь на столе" в любой из обзоров сборки модели от Mamoli ( например http://www.shipmodeling.ru/content/review/review_portsmouth_mamoli_0608), то по фото, касающимся сборки каркаса и первой обшивки получите практически полное видение того, о чем я пишу...
Часть II. СБОРКА КОРПУСА.
Как я уже говорил, Mamoli выпускает "ВИКТОРИ" в 150 масштабе под грифом "новинка".Судя по всему новизна (в понимании итальянских мастеров) должна была коснуться не только масштаба, но и всех уровней процесса сборки модели.
КАРКАС. Представляя себе порядок сборки каркаса (когда на килевую рамку, предварительно зашлифованую наждаком, в специальные пазы устанавливают шпангоуты), а также начитавшись отзывов моделистов, уже собиравших Wooden Kit, я смело приступил к этой немудреной (на первый взгляд) операции. Зачищенные шпангоуты в соответствии с чертежом встали в пазы зачищенной килевой рамки и были зафиксированы клеем "Момент - столяр".Глаз радовала снежная белизна фанеры, из которой были вырезаны детали каркаса, а пальцы ласкала бархатистая поверхность древесины... А дальше началось ! Нет каркас не "завинтило" ( я предварительно закрепил килевую рамку в стапеле).Просто вдруг выяснилось, что шпангоуты, выставленные с помощью угольника строго перпендикулярно килю и поверхности стапеля, тем не менее в случае наложения обшивки дадут некую замысловатую геометрическую фигуру, но уж никак не элегантные обводы линейного корабля.Многократно провереная соосность всех деталей убеждала меня в том, что я все делаю верно...Но картинка не складывалась ! Ребра получавшегося "скелета"не образовывали основы плавного обвода будущего корпуса... Наконец меня осенило - я разобрал собраный каркас (благо, что клей я использовал только для фиксации, а не проклеивал стыки окончательно.Затем я приложил поочередно каждый шпангоут к его шаблону, представленному на сборочном чертеже...Оказалось, что все до единого шпангоута ( а их 12) вырезаны в приблизительном соответствии с шаблоном.Местами смещения от истинной линии контура составляли порядка +/- 3 мм, что для столь малой модели (М 1:150) весьма существенно, ибо соответствует 45 сантиметрам в натуральном выражении ! Пришлось перенести на бумагу, вырезать и наклеить на каждый шпангоут его шаблон и в соответствии с шаблоном доработать шпангоуты - где-то убрав, а где-то добавив...Причем,воизбежание возможных погрешностей в самом чертеже, я переносил на бумагу только половину шаблона (до осевой), затем складывал лист по осевой и вырезал шаблон. Результат получился предсказуемый - шпангоуты заняли свои места и задавали необходимые абрисы корпуса.Но беды мои не кончились ! При внимательном осмотре каркаса я заметил, что кормовая часть (шпангоуты от 9 до 12) "заваливается" вправо...Анализ ситуации показал, что всему причиной распорки между шпангоутами, установленные мною для укрепления каркаса. Дело в том, что в отличие от более крупных (по масштабу) моделей,в каркасе HMS VICTORY(Mamoli) масштаб 1:150 не предусмотрены продольные горизонтальные стринегры, которые заходили бы в специально прорезаные пазы на шпангоутах и совместно с килевой рамкой обеспечивали бы адекватное взаиморасположение шпнгоутов и продольную жесткость конструкции.Достаточно гибкая фанера килевой рамки сохраняя (за счет ширины) жесткость относительно вертикали к основанию стапеля, в то же время свободно "виляла" в горизонтальной плоскости. Конструкцией предусмотрена предварительная установка нижней (для модели), а фактически - верхней палубы, которая обеспечила бы необходимую жесткость.Но палуба эта начинается от 3-го шпангоута и оканчивается на 9-м... Я же попытался исправить положение установкой продольных распорок между шпангоутами, что (как оказалось) требовало ювелирной точности в длинне распорок левого и правого бортов.Отклонение в доли миллиметра вызывало изгиб килевой рамки... Наконец, путем нескольких примерок и подшлифовок была достигнута идеальная длинна распорок и каркас, наконец-то, получил требуемую жесткость и соосность и был окончательно проклеен на стыках. Для предотвращения возможных проблем после высыхания клея, я установил также "на сухую" (с фиксацией гвоздиками) "верхнюю" палубу (вырезаные из единого листа палубы фордека и ахтердека, соединенные шкафутами (продольными мостками вдоль бортов), а также палубу кватердека. В носовой части каркаса конструкцией модели предусмотрена установка пары продольных шпангоутов, прилегающих к килевой планке с обеих сторон и имитирующих надгедсы.Эти шпангоуты совместно с перпендикулярными им 1-ми шпангоутами должны (по задумке авторов) обеспечить формирование скругления полного носа модели.Здраво рассудив, что мне вряд ли удастся придать требуемый эллиптический изгиб рейкам обшивки без опоры на длинне до 30мм, я заполнил носовую часть т.н."бобышкой"(твердым пенопластом,из которого делают плавательные доски и поплавки дорожек для плавательных бассейнов).Пенопласт отлично обрабатывается ножом и шкуркой, не требуя при этом никакого дополнительного укрепляющего покрытия. В кормовой части для формирования объемов салона, конструкция предусматривает набор из 5-ти продольных шпангоутов с каждой стороны килевой рамки,подлежащий последующему стачиванию, при котором большая часть площади шпнгоутов уходит в опилки...Я сожалею о том, что "повелся" на сборочный чертеж и не заменил этот набор пенопластовыми бобышками. Итак, правдами и неправдами, но каркас моей "Виктори" готов.
Тем кто будет собирать Wooden Kit [MV56] HMS VICTORY(Mamoli) масштаб 1:150, хочу дать несколько обобщающих советов.
1.Прежде чем приступить к сборке каркаса,внимтельно проверьте соответствие контура вырезаных шпангоутов и килевой рамки контурам, приведенным в чертежах и по-необходимости, доведите эти детали "до ума".
2.Чтобы избавить себя от "головной боли" не поленитесь изготовить некое подобие стрингеров (достаточно одного на каждый борт).Для этого переведите на лист бумаги контур вида модели сверху (одну из сторон до осевой),сократите ширину шаблона до максимально возможного, для чего,отступая от осевой в сторону кривой, образующей абрис борта,проведите прямую линию с таким рассчетом, что бы на самых узких местах (первые и последние шпангоуты) ширина шаблона составляла бы 7-10 мм.Вырежьте по бумажному шаблону два стринегера из подходящей ровной и твердой фанеры.На шпангоутах, в соответсвующих местах сделайте прорези шириной, соответствующей толщине взятого вами листа и глубиной, соответствующей ширине стрингера на данном шпангоуте. Обращаю вниамние, что после установки стрингер должен расположиться параллельно горизонтали.По-этому удобнее всего прорезать пазы под стрингер одновременно на всех шпангоутах, собрав их в пакет, выровняв в соответствии с чертежом и прорезая паз на глубину, равную максимальной ширине стрингера. После установки стринегры выполнят роль своеобразных "килевых рамок", перпендикулярных основной и надежно обеспечат соосность и жесткость вашего каркаса.
3.Не пренебрегайте верхними законцовками шпангоутов, которые выполняют роль стоек фальшборта.Их следует обработать максимально точно и беречь от излома в процессе работы, по-скольку в дальнейшем они очень пригодятся для формирования правильной законцовки бортов.
4.Не спешите проклеивать конструкцию каркаса и палубы.Постарайтесь до получения качественной сборки каркаса,собрать все детали "на сухо", используя гвоздики, булавки,зажимы, клинышки и струбцины.И только убедившись в соосности всех деталей собраного каркаса можно проклеивать стыки.Крепежные детали и приспособления снимайте после полного высыхания клея.
Источник информации: