Суббота
21.12.2024
20:10
Профиль
Юнга Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск по сайту
Миничат
Изображения
Рекомендуем
  • Верфь на столе
  • Armourbook
  • Modelsworld
  • В гостях у Ксандры
  • Рекламная пауза



    Кнопка


    [ Получить код баннера]
    Счетчик материалов
    Форум: 562/26328
    Галерея: 2256
    Статьи: 101
    Литература: 2111
    Чертежи: 420
    Карта
    Статистика

    Онлайн всего: 10
    Гостей: 10
    Пользователей: 0

    Парусники

    Статьи

    Главная>Статьи> Португальские пираты
    Португальские пираты
       Благодаря выгодному расположению у морских ворот Европы, Португалия была первой европейской страной, пославшей корабли в Индийский океан, и первые португальские мореплаватели одновременно стали первыми пиратами Индийского океана. 
       Большую часть средних веков Португалия была занята борьбой за свою независимость, обороняясь от мавров с юга, а с севера - от испанцев-кастильцев, претендовавших на власть над всем Пиренейским полуостровом. Мавры были вытеснены из Португалии уже в XIII веке, но борьба с испанцами продолжалась, и лишь в 1385 году в битве при Альжубарроте португальцы нанесли сокрушительное поражение кастильской коннице, обеспечившее Португалии независимое существование на двести лет. 
       За время войн большое уважение в Португалии заслужили бедные мелкопоместные дворяне - фидальго. Им нечего было терять и они могли рассчитывать лишь на добычу - и потому из поколения в поколение они становились солдатами. После завершения реконкисты - борьбы с маврами - и победы над Кастилией, португальские фидальго остались не у дел. Гама обогнул Африку и открыл Когда в 1499 году Васко португальцам дорогу в Индийский океан, они стали наниматься на корабли, идущие в Индию и Малайзию, чтобы впоследствии послужить основой для формирования пиратских экипажей Васко де Гама. Несмотря на формальное отсутствие соответствующей грамоты, португальские пираты были скорее корсарами: нападая на индийские и арабские корабли, отбирая пряности, шелк и драгоценности, они преследовали не только цели личного обогащения, но и подрывали торговое могущество конкурентов Португалии. В конце пятнадцатого - начале шестнадцатого века пиратство было государственной политикой Португалии. Вернувшийся из своего первого путешествия 18 сентября 1499 года, Васко де Гама прошествовал по Лиссабону под звон колоколов как народный герой, а д'Алмейда и д'Альбукерки, в начале шестнадцатого века разорявшие прибрежные города Индии и топившие мусульманские корабли, имели титул вице-королей. Португальские пираты выдавали лояльным торговцам грамоты, от имени короля дающие им право свободного прохода по морю. В конце концов Португалии удалось захватить вожделенные Острова пряностей - Молуккские острова. 
       В результате пиратских набегов португальских мореплавателей их стране удается стать одной из двух крупнейших морских держав: Римский Папа подписал специальную буллу, закрепившую между раздел мира между Португалией и Испанией, по которому все земли к востоку от 0 меридиана отошли Португалии. 
       Впрочем, ее колониальная слава оказалось недолгой - уже через полвека после путешествий Васко де Гамы стало ясно, что португальцам не удалось стать единоличными хозяевами Индийского океана. И тогда пришел черед мелких разбойников, небольших пиратских шаек, действующих на свой страх и риск. К концу шестнадцатого века исчезают и они: интерес авантюристов все больше и больше привлекает Америка, а на море вовсю разгорается борьба за соперничество между Англией и Испанией, в которой португальским пиратам уже нет места. А в первой половине семнадцатого века Португалия из крупнейшей пиратской державы превращается в ярую поборницу морской безопасности и свободы торговли - правда, уже от голландских и английских пиратов. 

       Энрике Мореплаватель

       Португальский принц Энрике был первый великий путешественник, прямой предшественник Колумба, Васко да Гамы и Бартоломеу Диаша. Потому он и заслужил прозвище Мореплаватель, хотя сам он никогда не отплывал далеко от Португалии. 
       В начале пятнадцатого века португальцы вели борьбу с арабами за контроль над торговлей с востоком. Разделенные от Иберийского полуострова только гибралтарским проливом, находились Танжер, Сеута и другие богатые арабские города, в гавани которых приходили корабли с пряностями и шелками. Португальцы с переменным успехом штурмовали Сеуту и Танжер, высаживались в Марокко, но до тех пор, пока они не вышли за пределы Средиземного моря и Северной Африки, их успехи были преходящи. Мимо Португалии, «оседлавшей» выход в Атлантический океан, морским путем проходили товары с Востока на север Европы, и в этой торговле посредниками были мавры, в лучшем случае - венецианцы и генуэзцы . Португальцы могли лишь наблюдать за тем, как доходы плывут в чужие руки. 
       Когда принц Энрике захватил Сеуту, он понял, что будущее могущество Португалии зависит от того, насколько ей удастся монополизировать торговлю с Востоком. Он стал собирать сведения о торговых путях, по которым доставлялись в Сеуту перец и гвоздика, слоновая кость и фарфор, шелк и драгоценные камни. Но только когда его брат привез из Италии книги Марко Поло и с трудом купленные венецианские и генуэзские карты, Энрике смог в общих чертах воссоздать картину азиатской торговли. 
       Теперь Энрике знал, в каком направлении следует прикладывать свои усилия. В 1418 году он перенес свою резиденцию на юго-западную оконечность Иберийского полуострова, мыс Сан-Висенти, в город Сагреж. Там он собрал лучших корабелов, географов и ученых своего времени, не обращая внимания на религиозные и национальные различия. Под наблюдением принца изобретались и строились лучшие в мире корабли и составлялись точные карты Энрике посылал корабли на юг и на запад. Его кормчие открыли Азорские острова, а корабли, посылаемые к берегам Африки, начали привозить богатую добычу . На побережье оказались россыпи золотого песка, который местные племена, отдавали за бусы и яркие тряпки. В Португалию стали поступать слоновая кость, шкуры леопардов и невольники, ставшие важной частью португальской экономики, испытывавшей нехватку рабочих рук после долгих лет войн и междоусобиц. 
       В 1453 году, после падения под ударами турок Византийской империи, Турция стала непроходимым заслоном на пути азиатских товаров в Средиземноморье. Цены на пряности и предметы роскоши резко выросли во всей Европе. 
       А Энрике продолжал посылать каравеллы к берегам Африки. Вот уже португальцы достигли Сенегала и Гамбии, открыли острова Зеленого Мыса. Где-то на юге находился предел Африканского материка, а за ним открывался прямой путь к Индии, к пряностям, к прибылям, в обход турецких владений. Но Энрике было не суждено вкусить плоды своей политики - он умер в 1460 году. 

       Васко де Гама

       Васко де Гама был не только великим путешественником, но и первым европейским пиратом в Индийском океане, причем пиратом жестоким и беспощадным. 
       Когда Барталомео Диаш в 1486 году обогнув Мыс Доброй Надежды (названный им Мысом Бурь) под угрозой бунта был вынужден повернуть назад, король Португалии Маноэль Счастливый доверил вести новую экспедицию Васко де Гаме, наделив последнего широкими полномочиями. 
       Вопреки легенде, гласящей, что сердце короля вдруг дрогнуло при виде «скромного и смышленого придворного», к этому моменту Васко де Гама был уже хорошо известен. В тридцать два года король Жоан II поручил ему в отместку за корсарские операции французов захватить все французские суда, стоявшие в португальских гаванях. 
       8 июля 1497 года корабли де Гамы «Святой Гавриил», «Святой Рафаил» и «Беррио» покинули Португалию и осенью они обогнули Мыс Доброй Надежды. Вспыхнувший было бунт Васко де Гама жестоко подавил, заковав в кандалы зачинщиков, среди которых был и капитан «Беррио». 
       1 марта 1498 года португальские корабли достигли Мозамбика. Обманув султана, поверившего, что корабли принадлежат маврам из Северной Африки, Васко де Гама взял лоцманов. Когда обман был раскрыт, португальцы обстреляли из пушек боевые ладьи султана и стражу пресных источников, после чего начали перехватывать все лодки и корабли, входившие в залив. 
       Дождавшись попутного ветра, Васко де Гама двинулся дальше и 19 мая достиг Каликута . По дороге он не только захватил еще несколько кораблей, но и заключил союз с султаном Малинди. В Каликуте Васко де Гама обменял привезенный из Европы груз на пряности и 30 сентября, взяв по обыкновению заложников, отправился в обратный путь. 
       В трюмах еще оставалось много места, а так как продавать было больше нечего, де Гама начал грабить встречные суда, проявляя при этом свойственную ему жестокость. 
       Обратный путь оказался длинным и тяжелым. Началась цинга, которая скосила многих матросов. Если от Африки до Индии шли двадцать три дня, то из Индии к Африке плыли три месяца, и лишь 2 января 1499 года показался африканский берег. Португальцы сбились с курса и вышли значительно севернее Мозамбика, куда они стремились. Дальше путь лежал вдоль африканского берега. 
       У того места, где Васко де Гама раскрыл заговор, он собрал матросов и произнес речь. Заговорщики, которые все еще сидели в цепях, умоляли о прощении. Но Васко де Гама «с сожалением» сослался на клятву провести их в цепях по Лиссабону, которую он не мог нарушить. 
       18 сентября состоялся торжественный въезд Васко де Гамы в Лиссабон. Под звон колоколов команды кораблей, одетые в индийские драгоценные ткани, прошествовали, неся трофеи, к королевскому дворцу. В процессии шли закованные в кандалы заговорщики. 
       Впрочем, Васко де Гама недолго наслаждался почестями: после возвращения в 1501 году адмирала Кобрала из второй индийской экспедиции, оказавшейся неудачной, он был назначен адмиралом Индии и во главе небольшой эскадры снова обогнул южную оконечность Африки. 
       С первого же дня пребывания в Индийском океане Васко да Гама стал выдавать пропуска кораблям, которым он счел нужным разрешить плавание. Все остальные были обречены на разграбление. 
       Желая отомстить за Кабрала и вселить страх в местных жителей, де Гама показал себя жестоким и безжалостным колонизатором . Даже во времена инквизиции его кровавые деяния выглядят из ряда вон выходящими. Так, недалеко от индийского побережья он, заперев в трюме, сжег живьем триста мусульманских паломников с женами и детьми, а захватив в гавани Каликута индийские корабли, отрубил руки, носы и уши восьмистам индусам. Та же участь постигла посла каликутского правителя-заморина, тело которого положили в лодку с отрезанными частями тел и письмом, в котором де Гама советовал приготовить из содержимого лодки плов. Каликут обстреливали из пушек до тех пор, пока в расшатавшихся от орудийной отдачи корпусах кораблей не открылась течь. Когда же заморин направил послов в Кочин, чтобы открыть глаза союзнику португальцев на их зверства, послов перехватили, отрезали им уши и носы, на их место пришили собачьи и в таком виде вернули послов обратно. 
       Действия Васко да Гамы нельзя оправдать религиозным рвением или ненавистью к иаму. Известно, что он хорошо обращался с правителем Малинди и с мусульманами из Кочина и Кананора, изъявившими готовность подчиниться. Совершая свои кровавые злодеяния, Васко де Гама прежде всего преследовал политические цели: запугать и подчинить население Юго-Восточной Азии. 
       Все эти преступления Васко де Гама мог совершить только благодаря огневой мощи его кораблей, неизбежно побеждавших в морских сражениях азиатские суда, уступающие им в вооружении. 
       Впрочем, политика Португалии оказалась недальновидной: уже через полвека после первого путешествия де Гамы португальской монополии в Индийском океане пришел конец. 

       Адмирал Кабрал

       После успеха первой индийской экспедиции де Гамы, Маноэль Счастливый начал готовить новую эскадру, адмиралом которой был назначен Кабрал. Тридцать кораблей отошли от берегов Португалии 9 марта 1500 года. 
       Новая экспедиция оказалась не столь удачной как первая. Началось с того, что эскадра слишком отклонилась на запад, достигла берегов современной Бразилии и, хотя новые земли присоединили к владениям португальской короны, назвав Землей Святого Креста, там не было найдено ни золота, ни пряностей . Когда же Кабрал наконец вышел на правильный курс, то попал в бурю и во время бури у мыса Доброй Надежды потерял четыре корабля. На одном из них погиб находившийся в опале Бартоломеу Диаш, четырнадцать лет назад первым из португальцев обогнувший южную оконечность Африки, названную им Мысом Бурь. 
       13 сентября эскадра была в Каликуте. Однако неосторожное поведение Кабрала привело к краху экспедиции. Дело в том, что адмирал не обладал осторожностью и сдержанностью Васко да Гамы. Ими также не обладали и прибывшие с эскадрой в Индию монахи и купцы, чувствовавшие себя под защитой корабельных пушек хозяевами Каликута. Сам Кабрал занялся мелким разбоем и гонялся за мавританскими кораблями прямо в бухте Каликута. 
       Катастрофа разразилась когда португальские купцы потребовали, чтобы им отдавали все лучшие товары рынка, а мусульманских торговцев вообще не допускали к торговле . В городе произошло восстание, и пятьдесят португальцев - все, кто находился на рынке и охранял лавки, - были перебиты. 
       В ответ Кабрал сжег и потопил не только все мусульманские, но и все индусские корабли в бухте Каликута, а затем обстрелял сам город. Каликут был охвачен пожаром. После этого Кабрал отплыл в Кочин, правитель которого враждовал с каликутским заморином, и устроил там факторию. 
       В Лиссабон эскадра вернулась в июле 1501 года. Король, недовольный провалом операции, снова поставил во главу следующей экспедиции Васко де Гаму и отстранил Кабрала от командования. С тех пор адмирал ничем особенным не проявил себя на ниве морского разбоя и колонизаторства. 

       Д'Алмейда и д'Альбукерки - португальские вице-короли

       В начале шестнадцатого века, когда Португалия пыталась монополизировать торговлю в Индийском океане, пиратство стало одним из инструментов колониальной политики, а офицеры флота Его Величества - пиратами. И потому их судьба их оказывалась столь же переменчива как судьба всяких пиратов. 
       Первым вице-королем Индии был д'Алмейда, направленный туда португальским королем в 1505 году. Воспользовавшись династическими распрями в Килве, ему удалось посадить на престол своего ставленника, после чего он основал крепость, в которой оставил полутысячный гарнизон. Также д'Алмейда построил флоты в Софале и Мозамбике, разрушил до основания непокорную Момбасу и заключил союз с пиратом Тимоджи, которого хотел использовать против мусульманского судоходства. 
       Однако политика Португалии в Индийском океане ударила не только по ближневосточным торговцам - это был также удар и по Венеции, которая в ответ приняла деятельное участие в снаряжении египетского флота. Венецианские купцы помогали и деньгами, и лесом, и квалифицированными специалистами. 
       В 1508 году египетский флот вышел в Красное море. Под Чаулом он настиг португальскую эскадру, которой командовал сын вице-короля. В бою португальская эскадра была уничтожена, и ее командир погиб. Разгневанный д'Алмейда, собравшись с новыми силами, предпринял контратаку. На этот раз у португальцев было явное превосходство в артиллерии, а их корабли были подвижнее и крепче, чем египетские. После ожесточенного боя с каликутско-египетским флотом, д'Алмейда одержал победу, обеспечившую португальцам господство на морских путях в Индию. 
       Однако дни самого д'Алмейды были уже сочтены. В 1509 году возвращаясь на родину, он возглавил карательную экспедицию против готтентотов. Но туземцы смогли отрезать португальцев от моря, окружить и перебить. Д'Алмейда погиб вместе с остальными карателями. 
       Его приемником на посту вице-короля Индии стал д'Альбукерки, при котором Португалия достигла вершин своего могущества. Он сумел захватить Гоа и, по обыкновению португальцев, уничтожив всех мусульман, включая женщин и детей, превратил крепость в неприступный форпост. В 1511 году д'Альбукерки захватил Малакку и, тем самым, замкнул на востоке цепь португальских крепостей в Индийском океане. А в 1514 году был захвачен Ормуз у входа в Персидский залив - цепь замкнулась и с запада. 
       Только существование непокоренного Каликута оставалось вызовом португальскому могуществу. Но д'Альбукерки так и не удалось захватить его, хотя еще в начале своего правления он пытался взять его штурмом. Инициатором атаки был маршал Португалии Фернана де Коутиньо, специальный посланник короля Маноэля, желавший обязательно войти во дворец заморина с хлыстом в руке. Это ему удалось - но когда, захватив дворец, португальцы бросились в сокровищницу, воины заморина окружили здание и перебили их всех, не исключая вооруженного хлыстом маршала. 
       Сам д'Альбукерки тоже не вернулся на родину: многочисленные раны и непривычный климат подточили его здоровье. К тому же он пал жертвой придворных интриг - не дожидаясь его смерти Мануэль Счастливый назначил нового вице-короля . Узнав о его прибытии в Гоа Д'Альбукерки слег и 8 ноября 1515 года умер. 

       Антониу де Фария

       К середине шестнадцатого века португальской монополии в Индийском океане приходит конец. Все чаще и чаще португальские купцы сталкиваются с сопротивлением местных жителей - и, потеряв свои товары, пополняют ряды пиратов. 
       Такова была судьба Антониу де Фария, лишившегося всего своего имущества по вине мусульманского пирата Кожа Асена, поклявшегося уничтожать португальцев где бы он их не встретил. Потеряв корабль, груженный товарами на общую сумму двенадцать тысяч крузейро, де Фария поклялся отомстить, с лихвой возместив при этом убыток «по-хорошему или по-худому». 
       Выйдя из Малакки на небольшом корабле де Фария взял курс на северо-запад, к берегам Тьямпы и Южного Китая. По дороге он грабил мусульманские корабли, не брезгуя даже свадебными кортежами. Через семь месяцев разбоя у него было уже четыре корабля, груженных ворованными товарами на сумму в пятьсот тысяч крузейро. 
       Однако как раз когда он направлялся в Сиам, рассчитывая перезимовать и с выгодой продать награбленное, начался шторм , вынесший перегруженные корабли на скалы. Из девятисот пятидесяти человек, находившихся на кораблях, до необитаемого острова добралось чуть больше полусотни. Де Фария не потерял присутствия духа, объявив, что потеряв пятьсот тысяч, пираты с Божьей помощью вскоре должны будут добыть шестьсот. 
       Счастье улыбнулось пиратам - через две недели, когда призрак голодной смерти уже подступил вплотную, к острову причалил небольшой китайский корабль. Де Фария тут же захватил его и, оставив команду умирать на берегу, отправился срочно компенсировать пропажу пятисот тысяч крузейро и искать, хотя и без особой настойчивости, Кожа Асена. 
       Объединившись с Киай Панжаном , китайским пиратом, в команде которого были также португальцы, малайцы и японцы, де Фария напал на след Кожа Асена и после отчаянного сражения одолел врага. Разумеется, выполнив свою клятву, де Фария и не подумал бросить прибыльное пиратское ремесло. Дальше были снова бури, снова тонули нагруженные пиратские корабли и снова де Фарии приходилось начинать все сначала. Он избежал смерти в морских волнах и умер в Гоа - правда, так и не разбогатев.

    Источник информации:http://www.pirat.ru
    Категория: Пираты | Просмотров: 6263 | Добавил: moops | Теги: Антониу де Фария, Д'Алмейда, д'Альбукерки, Энрике Мореплаватель, Кабрал, Васко де Гама | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Rambler's Top100