Дата: Воскресенье, 01.02.2015, 09:35 | Сообщение # 1
Ранг 1
Группа: Матрос
Сообщений: 18
Статус: Offline
Здравствуйте. Парусными судами интересуюсь с детства, при этом особенно привлекают суда второй половины XIX - начала XX в (причем особо нравятся даже не чисто парусные, а парусно-паровые) - лично мне они кажутся наиболее красивыми и гармоничными. Гигантомании в известной мере подвержены почти все моделисты, тем более начинающие, чему доказательство - флотилии "Бисмарков" и "Титаников" на тематических форумах, меня же давно интересует вот этот монстрик:
Построен был на верфи "Фор Ривер" в г. Куинси, США, спщен на воду в 1902 г. Его хозяин, судовладелец Д. Кроули, горел желанием построить самое большое в мире парусное судно, результатом чего стал небывалый доселе парусник: семимачтовая гафельная шхуна, водоизмещением 10 860 т и валовой вместимостью 5,218 брт - больше, чем даже у знаменитого "Пройссена", который, кстати, ввели в эксплуатацию всего лишь за несколько месяцев до "Лоусона". Судно имело стальной корпус с двойным дном, позволявшим брать до 1700 т воды в качестве балласта, семь стальных мачт с деревянными стеньгами высотой 25 м каждая, которые несли в общей сложности 25 парусов (причем общая площадь парусов была для судна таких размеров относительно небольшой - 4330 кв. м). Судно отличалось высоким уровнем механизации: оно имело две паровых машины, одна из которых приводила в действие рулевую установку, а вторая работала на две громадных лебедки (на носу и на корме), с помощью которых поднимали паруса, и генератор, обеспечивавший электричеством осветительные приборы судна, телефонную линию, и парусные лебедки меньших размеров, установленных возле каждой мачты. Чуть подробнее можно почитать хотя бы здесь: https://en.wikipedia.org/wiki/Thomas_W._Lawson_(ship)
В общем, посудина интересная, плюс привлекает относительная простота оснастки гафельной шхуны. В общем, затеял реконструировать ее внешний вид. Поиски в сети показали - информация как бы есть, но мало и преимущественно текстово-описательного характера. Есть несколько фото тех лет, почти все не очень хорошего качества, и несколько схематических изображений разной степени сомнительности. С моделями картина аналогичная. О чертежах, естественно, можно даже не думать, так что буду доходить до всего своим умом. И да, не подумайте, что я его прямо сейчас строить собрался - не факт, что я вообще за него когда-нибудь возьмусь.
Итак, пробуем начать, конечно, с корпуса. Размеры в разных источниках указаны разные, но в целом картина такая: длина с бушпритом - 145м, по палубе - 120,2м, между перпендикулярами - 112,55м ширина - 15,2м. Нашел два изображения, которые решил взять за эталон:
Все равно ничего лучше нет. Попробовал сделать набросок мидель-шпангоута...
...и моментально сел в лужу. Вот смотрите: указано, что высота борта (depth moulded) - 11.1м, при этом осадка при загрузке 7,400т указана 8,5м. Тогда над водой остается только 2,7м - не маловато ли? Впрочем, есть еще цифра для загрузки в 11000т - 10,77м - тогда над водой будет торчать чуть ли не один фальшборт. Что-то тут не так? Еще есть две цифры: высота общая 57,68м (от киля до клотика), и от палубы до клотика (main deck to masthead truck) - 47,4м; тогда от палубы до киля остается 10,28м, что противоречит указанной высоте борта... Может, кто-нибудь прояснит ситуацию?
Добавлено (22.02.2015, 13:19) --------------------------------------------- Дополнительно можно посмотреть книгу The Schooner Bertha L Downs (Anatomy of the Ship). В разделе "Чертежи" на этом сайте она должна быть. Очень подробный материал по большой железной многомачтовой шхуне.
Успехов! По "Лоусону" вот что еще вспомнилось. Не знаю как сейчас, а во времена Советского Союза, в Таллине (Эстония) был морской музей. Если не ошибаюсь, располагался он в башне Толстая Маргарита. Так вот, в коллекции моделей музея был "Томас Лоусон" с полным парусным вооружением. Если на форуме бывают таллинцы, возможно что-то могут рассказать про модель и возможно у кого-то фотки есть.