Парусник сконструирован из каркаса, снастей, руля и другого разного оборудования. Каркас состоит из собственного корпуса и надстроек, главными из которых являются полубак и полуют. В оснастку входят мачты, реи, такелаж и паруса. Передняя часть корпуса (нос корабля) чаще всего заострена, за исключением таких судов, как джонки и баржи, где нос тупой. Задняя часть корпуса - корма, - если она вертикально срезана, называется зеркалом. Обтекатель может быть плоским, закругленным или килевым, двусторонним. Килевой обтекатель в известной степени повышает устойчивость судна против боковой качки. Он имелся на малых судах викингов и арабов. А у клипперов обтекатель был почти плоский.
Каркас судна состоит из парных шпангоутов, одетых наружной и внутренней обшивкой и накрытых палубой. В конструкции каркаса различают продольные и поперечные элементы (Рис.1). Наружную обшивку составляют спаренные доски. Они скреплены гвоздями, соединены встык или внакладку, с целью создания гладкой поверхности (Рис.2). Наружная обшивка крепится обвязкой, как на древнейших кораблях викингов.
Рис.2. Обшивка судна а - соединение внахлест б - соединение элементов встык 1а - на гвоздях 1б - на гвоздях 2а - на обвязке 2б - на обвязке
Верхние конструкции образуют непрерывные борта судна. Полубак, полуют и средняя часть между ними оберегают судно от передних и задних ударов волн. Суда строились из дуба, сосны и ели, из красного дерева, из кедра и из древесных акаций. В прежние времена неыозможно было строить суда превышающие сто метров по длине. Только с 1818 г. стали увеличиваться размеры благодаря применению железных и стальных элементов. Подводная часть судна обрастала водорослями и ракушками. Для борьбы с ними пытались, сберегая судно, одевать подводную часть корабля тонкими листами меди. До наших дней сохранилась практика многослойной покраски. Оснастка бывает фиксированной и мобильной. Фиксированная - включает мачты и ванты в полном объеме. Оснастка мобильная - это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали. Бушприт, наискось поднятый на 20-40 градусов, в носовой части судна, соотносится с мачтами(Рис.3).
Рис.3. Бушприт и система расчалок 1-бушприт, 2-наружный конец фока, 3-система расчалок бушприта, 4-аркбутан мартингала,5-ватер-бакштаг бушприта, 6-ватер-бакштаг мартингала, 7-ватер-бакштаг наружного конца фока.
Мачты ставятся с небольшим наклоном, как правило, с наклоном назад (в особенности это касается бизань мачты). Поэтому при наполнении парусов улучшается равновесие в направлении вперед.
Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. Составная мачта содержит ствол (или основание) и надставки. Последняя надставка называется топ мачты. Начиная от палубы надставки именуются следующим образом - стеньга, бром, бом и топ. Элементы мачты соединяются двумя способами: к верхней части стеньги крепление выполняется железными коваными обоймами, а выше - салингами. Салинги служат дря крепления продольных и поперечных вант, фиксирующих насадки(Рис.4). Реи крепятся к мачте серединой, средняя точка реи проецируется на ось судна. Рея несет прямоугольный парус с рифами по всей длине верхней кромки, чтобы парус можно было убрать. На свободных краях паруса имеются галсовые точки. Парус на самой нижней рее через галсовые точки крепится к палубе шкотами.
Реи подвешиваются так, чтобы сохранять подвижность, подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы пеньковоыми концами к топенанту. чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность(Рис.5). Порядок рей, начиная от палубы (Рис.13): большая рея (1), большая марсовая рея (2), большая марсовая рея стрелы (3), брам-рея (4), топ-рея (5), бом-брамсель рея (6), малая брам-рея (7). Реи могут удлиняться наставками в обе стороны (рангоут). Это нужно для улучшения хода судна при слабом ветре с помощью лисилей (Рис.6).
Бизань-мачта несет гафель и гак, поддерживающие бизань-парус (Рис.7). На малых парусниках гак, именуемый бомом, вращается вокруг мачты и своей собственной оси так, что парус, когда его берут на гитовы, сворачивается вокруг бома. На больших парусниках площадь бизани уменьшают взятием рифов.
Такелаж подразделяется на стоячий и бегущий. К стоячему такелажу относятся ванты, предназначенные для крепления мачт, и снасти, используемые моряками для крепления заготовленных парусов к рее. Ванты состоят из строп, перлиней, штагов, ватербакштагов и топенантов. Они жестко закреплены на палубе и служат также лестницами для подъема на мачты (Рис.8,9).
Рис.9. Крепление вантов и бакштагов а) с помощью стяжки: 1-стяжка, 2-натяжное устройство, 3-вантовое крепление. б) без стяжки.
В зависимости от способа крепления мачт, ванты и бакштаги играют определенную роль. Осевые штаги обычно крепят мачту к носовой части судна. Бизань мачта, более наклонная к корме, крепится штагами к грот-мачте и к фок-мачте, у которой наклон назад меньше и которая к тому же стабидизирована штагами к бушприту. Составную мачту крепят не только вантами и бакштагами, но и многочисленными штагами по всей ее высоте (Рис.10).
Рис.10. Продольный такелаж мачты 1-фок мачты, 2-штаг малой марсовой мачты, 3-леер большого фока, 4-леер бом-кливера, 5-штаг фор-брамселя, 6-штаг стрелы, 7-грот-штаг, 8-штаг марселя, 9-штаг брамселя, 10-штаг стрелы бом-брамселя, 11-штаг бизани, 12-штаг бом-брамсель стеньги, 13-марс-штаг бизани, 14-штаг крюйс-брамселя, 15-малый фок, 16-большой фок, 17-бом-кливер, 18-волан, 19-гром с передним штагом, 20-парус со штагом, 21-парус сщ штагом, 22-парус со штагом, 23-бакштаг.
К бегучему такелажу относятся фалы и топенанты, предназначенные для управления реями и тем самым, для поворота парусов, затем - булини, галсы и шкоты для удержания ударов ветра в парус и для брасопления (Рис.11).
Паруса подразделяются по ряду критериев (Рис.12). В зависимости от формы их нижней части относительно судна они бывают поперечными (прямоугольными) и продольными (бригантины, фоки, латинские паруса и т.д.). Они могут быть треугольными, прямоугольными, квадратными. Бригантина по сравнению с поперечным парусом более проста в управлении и не отнимает много ветра у других парусов. Паруса, располагаемые выше больших парусов, называются топселями. Если заменить грот-парус и топсель единым парусом, мы получим большой треугольный парус, или парус Маркони.
Рис.12. Паруса а-прямоугольный парус, в-"ветрорез", с-"мешок", d-латинский парус, e-бригантина, f-бригантина с топселем, g-парус Маркони, h-шпринтов, i-парус джонки, j-парус"клешня омара" из Полинезии, k-парус "клешня омара" из Новой Гвинеи, l-парус "клешня омара", Гавайские острова, m-малазийский четырехконечный парус, n-трехконечный парус из Новой Зеландии.
На рисунке.13 дана номенклатура прямоугольных парусов грот мачты