Четверг
21.11.2024
13:27
Профиль
Юнга Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск по сайту
Миничат
Изображения
Рекомендуем
  • Верфь на столе
  • Armourbook
  • Modelsworld
  • В гостях у Ксандры
  • Рекламная пауза



    Кнопка


    [ Получить код баннера]
    Счетчик материалов
    Форум: 562/26328
    Галерея: 2256
    Статьи: 101
    Литература: 2111
    Чертежи: 420
    Карта
    Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Парусники

    Статьи

    Главная>Статьи> Из чего состоит парусное судно
    Из чего состоит парусное судно
       Парусник сконструирован из каркаса, снастей, руля и другого разного оборудования. Каркас состоит из собственного корпуса и надстроек, главными из которых являются полубак и полуют. В оснастку входят мачты, реи, такелаж и паруса.
       Передняя часть корпуса (нос корабля) чаще всего заострена, за исключением таких судов, как джонки и баржи, где нос тупой. Задняя часть корпуса - корма, - если она вертикально срезана, называется зеркалом. Обтекатель может быть плоским, закругленным или килевым, двусторонним. Килевой обтекатель в известной степени повышает устойчивость судна против боковой качки. Он имелся на малых судах викингов и арабов. А у клипперов обтекатель был почти плоский.


    Рис.1. Элементы конструкции парусника 
    1-киль, 2-суперкиль, 3-распорка, 4-бимс, 5-упор, 6-надкиль, 7-вкладка, 8-опорный прилив, 9-настил, 10-стойка, 11-надборт, 12-опорный пояс, 13-бортовая связка, 14-упоры настила, 15-прилив, 16-наружный брус.

       Каркас судна состоит из парных шпангоутов, одетых наружной и внутренней обшивкой и накрытых палубой. В конструкции каркаса различают продольные и поперечные элементы (Рис.1).
       Наружную обшивку составляют спаренные доски. Они скреплены гвоздями, соединены встык или внакладку, с целью создания гладкой поверхности (Рис.2). Наружная обшивка крепится обвязкой, как на древнейших кораблях викингов.


    Рис.2. Обшивка судна
    а - соединение внахлест б - соединение элементов встык
    1а - на гвоздях 1б - на гвоздях
    2а - на обвязке 2б - на обвязке

       Верхние конструкции образуют непрерывные борта судна. Полубак, полуют и средняя часть между ними оберегают судно от передних и задних ударов волн.
       Суда строились из дуба, сосны и ели, из красного дерева, из кедра и из древесных акаций. В прежние времена неыозможно было строить суда превышающие сто метров по длине. Только с 1818 г. стали увеличиваться размеры благодаря применению железных и стальных элементов. Подводная часть судна обрастала водорослями и ракушками. Для борьбы с ними пытались, сберегая судно, одевать подводную часть корабля тонкими листами меди. До наших дней сохранилась практика многослойной покраски.
       Оснастка бывает фиксированной и мобильной. Фиксированная - включает мачты и ванты в полном объеме. Оснастка мобильная - это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали. Бушприт, наискось поднятый на 20-40 градусов, в носовой части судна, соотносится с мачтами(Рис.3).


    Рис.3. Бушприт и система расчалок
    1-бушприт, 2-наружный конец фока, 3-система расчалок бушприта, 4-аркбутан мартингала,5-ватер-бакштаг бушприта, 6-ватер-бакштаг мартингала, 7-ватер-бакштаг наружного конца фока.

       Мачты ставятся с небольшим наклоном, как правило, с наклоном назад (в особенности это касается бизань мачты). Поэтому при наполнении парусов улучшается равновесие в направлении вперед.


    Рис.4. Салинг
    1-продольный салинг, 2-поперечный салинг, 3-ванты продольные и поперечные, 4-марс, 5-воротник мачты, 6-штаг.

       Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. Составная мачта содержит ствол (или основание) и надставки. Последняя надставка называется топ мачты. Начиная от палубы надставки именуются следующим образом - стеньга, бром, бом и топ. Элементы мачты соединяются двумя способами: к верхней части стеньги крепление выполняется железными коваными обоймами, а выше - салингами. Салинги служат дря крепления продольных и поперечных вант, фиксирующих насадки(Рис.4).
       Реи крепятся к мачте серединой, средняя точка реи проецируется на ось судна. Рея несет прямоугольный парус с рифами по всей длине верхней кромки, чтобы парус можно было убрать. На свободных краях паруса имеются галсовые точки. Парус на самой нижней рее через галсовые точки крепится к палубе шкотами. 


    Рис.5. Установка мачты (XVI-XVII вв.)
    1-поперечный салинг, 2-продольный салинг, 3-рея, 4-мачта, 5-наружный конец, 6-конец гитова.

       Реи подвешиваются так, чтобы сохранять подвижность, подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы пеньковоыми концами к топенанту. чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность(Рис.5).
       Порядок рей, начиная от палубы (Рис.13): большая рея (1), большая марсовая рея (2), большая марсовая рея стрелы (3), брам-рея (4), топ-рея (5), бом-брамсель рея (6), малая брам-рея (7). Реи могут удлиняться наставками в обе стороны (рангоут). Это нужно для улучшения хода судна при слабом ветре с помощью лисилей (Рис.6).



    Рис.6. Лиселя 
    1-малый лисель (нижний)
    2-марсовый лисель
    3-брам-лисель
    4-гафель лиселя
    5-наружный конец лиселя


    Рис.7. Бизань
    1-рея
    2-гак
    3-конец гитова реи
    4-конец гитова гака
    5-брассопы
    6-брассопный такелаж

       Бизань-мачта несет гафель и гак, поддерживающие бизань-парус (Рис.7). На малых парусниках гак, именуемый бомом, вращается вокруг мачты и своей собственной оси так, что парус, когда его берут на гитовы, сворачивается вокруг бома. На больших парусниках площадь бизани уменьшают взятием рифов.


    Рис 8. Поперечный такелаж мачты
    1-основание мачты, 2-ствол, 3-наставка марса, 4-наставка брамселя, 5-салинг марса, 6-воротник, 7-брам-салинг, 8-яблоко, 9-нижние ванты, 10-марсовые ванты, 11-брам-ванты, 12-марсовые бакштаги, 13-брам-бакштаги.

       Такелаж подразделяется на стоячий и бегущий. К стоячему такелажу относятся ванты, предназначенные для крепления мачт, и снасти, используемые моряками для крепления заготовленных парусов к рее. Ванты состоят из строп, перлиней, штагов, ватербакштагов и топенантов. Они жестко закреплены на палубе и служат также лестницами для подъема на мачты (Рис.8,9).


    Рис.9. Крепление вантов и бакштагов
    а) с помощью стяжки: 1-стяжка, 2-натяжное устройство, 3-вантовое крепление.
    б) без стяжки.

       В зависимости от способа крепления мачт, ванты и бакштаги играют определенную роль. Осевые штаги обычно крепят мачту к носовой части судна. Бизань мачта, более наклонная к корме, крепится штагами к грот-мачте и к фок-мачте, у которой наклон назад меньше и которая к тому же стабидизирована штагами к бушприту. Составную мачту крепят не только вантами и бакштагами, но и многочисленными штагами по всей ее высоте (Рис.10).


    Рис.10. Продольный такелаж мачты
    1-фок мачты, 2-штаг малой марсовой мачты, 3-леер большого фока, 4-леер бом-кливера, 5-штаг фор-брамселя, 6-штаг стрелы, 7-грот-штаг, 8-штаг марселя, 9-штаг брамселя, 10-штаг стрелы бом-брамселя, 11-штаг бизани, 12-штаг бом-брамсель стеньги, 13-марс-штаг бизани, 14-штаг крюйс-брамселя, 15-малый фок, 16-большой фок, 17-бом-кливер, 18-волан, 19-гром с передним штагом, 20-парус со штагом, 21-парус сщ штагом, 22-парус со штагом, 23-бакштаг.

       К бегучему такелажу относятся фалы и топенанты, предназначенные для управления реями и тем самым, для поворота парусов, затем - булини, галсы и шкоты для удержания ударов ветра в парус и для брасопления (Рис.11).


    Рис.11. Стяжки (XVIIIв.)
    (Показан правый борт)
    1-стяжка бушприта, 2-стяжки фока, 3-стяжки фок-марса, 4-стяжки фок-брамселя, 5-большие нижние стяжки, 6-большие марсовые стяжки, 7-большие брамсель-стяжки, 8-нижние стяжки бизани, 9-стяжки марс-бизани, 10-стяжки бизань-брамселя.

       Паруса подразделяются по ряду критериев (Рис.12). В зависимости от формы их нижней части относительно судна они бывают поперечными (прямоугольными) и продольными (бригантины, фоки, латинские паруса и т.д.). Они могут быть треугольными, прямоугольными, квадратными. Бригантина по сравнению с поперечным парусом более проста в управлении и не отнимает много ветра у других парусов. Паруса, располагаемые выше больших парусов, называются топселями. Если заменить грот-парус и топсель единым парусом, мы получим большой треугольный парус, или парус Маркони.


    Рис.12. Паруса
    а-прямоугольный парус, в-"ветрорез", с-"мешок", d-латинский парус, e-бригантина, f-бригантина с топселем, g-парус Маркони, h-шпринтов, i-парус джонки, j-парус"клешня омара" из Полинезии, k-парус "клешня омара" из Новой Гвинеи, l-парус "клешня омара", Гавайские острова, m-малазийский четырехконечный парус, n-трехконечный парус из Новой Зеландии.

       На рисунке.13 дана номенклатура прямоугольных парусов грот мачты


    Рис.13
    1-большая рея, 2-большая марсовая рея, 3-большая марсовая рея стрелы, 4-брам-рея, 5-топ-рея, 6-бом-брамсель рея, 7-малая брам-рея, 9-передний грот, 10-большой передний марсель, 11-передний фор-марсель, 12-грот-брамсель, 13-передний фор-брамсель, 14-грот, 15-фор-брамсель,16-фор-брамсель.

    Источник информации:http://flot.h14.ru
    Категория: Корабль | Просмотров: 12142 | Добавил: moops | Теги: паруса, мачта, судно, такелаж, Рея | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Rambler's Top100