Модель корабля — это его уменьшенная в 10, 25, 50, 100, 200, 500, а иногда и в 1000 раз копия, сделанная судомоделистом. Чтобы построить настоящий корабль, требуются десятки тысяч различных чертежей как самого корпуса, его надстроек, дельных вещей, оборудования, так и различных механизмов, приборов и т. п. Для постройки модели нужны, конечно, не десятки тысяч чертежей, а только десятки. Но будь то настоящий корабль или его модель, для того и другого существует один чертеж — самый первый, самый главный, и название у него особое — теоретический чертеж.
... Читать дальше »
Первоначально словом "битенги" обозначали толстые деревянные стойки, проходившие для прочности через две палубы, обычно по две, с массивной поперечиной. Они располагались непосредственно перед фок и грот-мачтами и назывались гардель-битенгами. Гарделем, в свою очередь, назывались тали, с помощью которых в XVIII в. до изобретения бейфута поднимали и удерживали нижние реи. Конец с гардель-блока проходил через вертикальный шкив на битенге (с каждой стороны) и обносился вокруг его верхушки.
... Читать дальше »
Рулевое устройство со штурвалом появилось в начале XVIII в. Оно состояло из длинного деревянного румпеля, расположенного в трюме перед рудерпостом, и вращающегося деревянного барабана со штуртросами и системой блоков. Такое устройство применялось и на первых клиперах с тем лишь отличием, что румпель был вынесен на открытую палубу. Из-за ограниченного расстояния между рудерпостом и транцевой доской или кормовым свесом румпель стали делать более коротким; в качестве материала для него использовали железо.
... Читать дальше »
Нижние мачты по возможности стремились изготовлять из цельного ствола, которому внизу придавали квадратное поперечное сечение, а выше пяртнерса делали круглым, оставляя квадратным лишь шпор и топ. Бизань-мачту, имевшую сравнительно небольшие размеры, выполняли, как правило, из цельного ствола. Гладкая поверхность ствола была удобной для скольжения по нему ракс-бугелей и усов гафеля. Если фок- и грот-мачту из-за размеров нельзя было сделать из цельного ствола, то соединяли вдоль дерева меньшего диаметра.
... Читать дальше »
На протяжении эры чайных клиперов произошло много важных изменений в парусном вооружении судов. В начале XIX в. мачты трехмачтового судна состояли из трех частей каждая: нижней мачты, стеньги и брам-стеньги. До этого времени бизань-мачта несла бизань, которая являлась модернизированным треугольным латинским парусом, но без его части, находившейся перед мачтой, и со свободной нижней шкаториной (без гика).
... Читать дальше »
Идущий с небольшим креном под полными парусами, легко взбегающий на волну и так же легко соскальзывающий с нее клипер представлял прекрасное зрелище для наблюдателя, находившегося на другом судне. Многие современники оставили нам восторженные описания того, как блеснет иногда медь обшивки на вышедшей из воды скуле, или как вдруг нос поднимется на волне и на треть длины судна покажется киль.
... Читать дальше »
Первые клипера строили из дерева, хотя железо как материал для судового корпуса успешно использовалось при постройке небольших судов еще в начале XIX в. В Северной Америке деревянные суда строились почти до конца XIX в. Это можно объяснить изобилием строительного материала и большими пошлинами на ввоз железа из Европы. В Америке в то время не существовало своей достаточно мощной черной металлургии.
... Читать дальше »
Форма корпуса и парусная оснастка старинных морских грузовых судов приспосабливались для перевозки максимально возможного количества груза. Медленные неуклюжие испанские транспортные суда были, в общем, на уровне своего времени, который до начала XIX века почти не изменился. Полная зависимость от энергии ветра и отсутствие буксиров с механическим двигателем часто задерживали отплытие, на сутки, недели, а иногда и месяцы.
... Читать дальше »
Тысячи самых разных судов бороздят морские просторы. Одни совершают океанские переходы, другие ведут рыбный промысел близ континентального шельфа, третьи перевозят пассажиров и грузы вдоль побережий морей и океанов. Армада судов под флагами разных стран находится в море и днем и ночью. Каждое современное торговое судно или военный корабль согласно «Международным правилам для предупреждения столкновений судив в море» от заката до восхода солнца несет строго определенные огни.
... Читать дальше »
В 1863 г. в болоте Нидам у деревни Эстерсоттруп у Альсензунда велись раскопки под руководством С. Энгельгарда, в ходе которых были найдены остатки трех судов. Одно из них довольно хорошо сохранилось - это так называемое судно из Нидама. Оно выставлено в музее доисторической и ранней культуры Шлезвига в замке Готторп (рис. 1-5).
... Читать дальше »