Идущий с небольшим креном под полными парусами, легко взбегающий на волну и так же легко соскальзывающий с нее клипер представлял прекрасное зрелище для наблюдателя, находившегося на другом судне. Многие современники оставили нам восторженные описания того, как блеснет иногда медь обшивки на вышедшей из воды скуле, или как вдруг нос поднимется на волне и на треть длины судна покажется киль. Обычная схема окраски клиперов - медного цвета днище, черные борта с тонкой золотой или желтой полосой на уровне палубы и орнаментом в виде завитков в оконечностях - до сих пор считается наиболее эффектной. Если к этому добавить надраенные медные поручни фальшборта, тянущиеся от носа до кормы, то вид действительно получается великолепный. Зеленый цвет, в который были выкрашены корпуса некоторых клиперов, был тоже по-своему красив, однако не давал такого внушительного вида, как черный. Тонкая белая полоса, проходившая над медной обшивкой "Катти Сарк", была сделана уже на закате славы этого клипера и ухудшала его внешний вид; такие полосы не были характерны для окраски клиперов. Черно-белые фальшивые порты, унаследованные от настоящих пушечных портов старых судов, изображали на бортах блэкуоллских фрегатов, трансатлантических пакетботов, железных клиперов, перевозивших эмигрантов, и больших винджаммеров. Однако сведения о том, что они украшали английские или американские чайные клипера, отсутствуют, хотя вполне возможно, что один или два из них были в этом смысле исключением (возможно "Хокуа"). Носовые фигуры клиперов, как правило, окрашивались в белый цвет, и лишь иногда их одежда имела золотую кайму или волосы были черными.
Проект клипера "Фучжоу" (теоретический чертеж, планы палуб и оборудование):
Окраска, имитирующая естественную, порой встречалась на фигурах, изображавших человека, или на геральдических щитах. На американских судах иногда устанавливали носовые фигуры в виде геральдического животного или птицы, которые покрывались сусальным золотом. Особой популярностью пользовалась фигура орла. Так, на носу клипера "Челлендж" был большой орел, распростерший крылья по обе стороны форштевня. Мачты и рангоутные дерева выглядели изящными, когда их покрывали прозрачным лаком, а соединение нижней мачты со стеньгой окрашивали в черный цвет от места крепления путенс-вант до эзельгофта. Такую окраску имели и ноки реев. У составных мачт вертикальные канавки между железными бугелями часто были белыми, а мачты и бугели или только бугели - черными. Такая окраска чаще встречалась на американских судах. При других схемах окраски мачты и рангоутные дерева были целиком белого, светло-розового, желтовато-коричневого или черного цвета. Картины или модели, на которых только ноки реев были светлые или черные, не соответствуют действительности. Этот вопрос было поднят много лет назад, когда еще были живы люди, заставшие эру чайных клиперов, и все они заявляли, что такая схема окраски никогда не применялась. Палубы клиперов или покрывали лаком, или отдраивали почти добела, т. е. до натурального цвета древесины. Ватервейсовые бруски, окаймлявшие палубный настил, обычно были тиковыми, даже если остальные части палубы делались из более мягкой и светлой древесины. Проконопаченные швы в средней части судна окрашивали в черный цвет. Приподнятую палубу юта, если позволяли деньги, делали из тика или других твердых пород, палубные швы заделывали белой шпаклевкой для красоты. Белые швы часто можно было встретить также на крышах рубок. Внутренняя сторона фальшборта отдавалась на откуп художнику. Очень редко ее красили одним цветом. Пространства между стойками оформляли в виде панелей или настоящими деревянными панелями с резьбой, которые при выходе в море можно было снять.
Орнаментированные палубные конструкции:
а - рубка английского клипера: 1 - плоская крыша с буртиками; 2 - шпигат из свинцовой трубы, доходящей до уровня палубы, 3 -шпигат; б - рубка английского клипера: 1 - приподнятая крыша, покрашенная в белый цвет или покрытая белой холстиной; 2 -водопроток; в - рубка английского клипера: 1 - покатая крыша, покрашенная в белый цвет или покрытая белой холстиной; 2 -водопроток, 3 - переменная кривизна, г - рубка американского клипера: 1 - горизонтальная обшивка со ставнями вместо панелей; 2 - стеклянная панель; 3 - буртик; д - украшение фальшборта английского клипера: 1 - релинг, 2 - рамка, 3 - кафель-планка; 4 - ватервейс; е - украшение фальшборта американского клипера: 1 - релинг с орнаментом (в разрезе), 2 -планширь; 3 - клямс у кафель-планок; 4 - кафель-планка; 5 -ватервейс; ж - украшение фальшборта английского клипера со съемными орнаментированными панелями; з - баковые или готовые поручни; 1 - медные шарики балясин, 2 - медная оковка, 3 - стойка для пожарных ведер, и - стойки поручней ограждения
Иногда на таких панелях изображали различные пейзажи. Каков был их художественный уровень, сказать трудно. Вероятно, панели расписывали в стиле цыганских кибиток или лодок для прогулок по каналам. Более скромные панели на железных и деревянных фальшбортах выдерживались в приятных пастельных тонах - белых со светло-голубым, зеленым или розовым, и имели бордюр шириной около 15 см. На бордюре размешался нанесенный по трафарету геометрический или растительный орнамент с центром в виде розы в стиле Тюдоров или в виде ромба. Если на судне над планширем имелись еще и релинги, то их тоже украшали резьбой и нанесенными по трафарету узорами. Узоры могли располагаться на низких переборках приподнятых бака или юта. Высокий массивный фальшборт на крупных американских судах часто не разделялся стойками на отрезки, поэтому его окрашивали двумя цветами (например, белым и коричневым) в виде полос и украшали продольным резным орнаментом. Ватервейсовые бруски имели более темный цвет -синий, зеленый, серый или коричневый. Характерной чертой фальшбортов на клиперах было наличие большого количества медных деталей. На закругленную внутреннюю кромку планширя часто ставили полукруглую медную полосу (в виде половинки распиленной вдоль трубки), его верхнюю поверхность также покрывали медью, в некоторых случаях от носа до кормы. Вертикальные стойки фальшборта облицовывали медью или они имели фаски и резные оконечности. Только на стойках совсем уж простых кораблей украшения отсутствовали. Кафель-нагели делали медными, железными или из твердого дерева. На английских судах стенки тиковых рубок разделяли на панели массивными стойками, которые часто подкрепляли железными рамами. Детали из тика покрывали только прозрачным лаком, поскольку никакой уважающий себя корабельный мастер не станет закрашивать древесину высокого качества, если она находится на видном месте. Позднее, когда численность команды сократилась, панели иногда закрашивали белой краской, так же как и закругленные кромки крыш рубок, что тоже выглядело неплохо. Более скромные рубки делали из шпунтовых досок в два слоя, причем доски внутреннего слоя располагали вертикально, а наружного - горизонтально и окрашивали в белый цвет. Рубки на американских судах были, как правило, белыми. Судя по некоторым описаниям, шпили на американских судах были настоящими произведениями искусства. Колонну шпиля изготовляли из контрастных сортов дерева (например, из красного дерева и белой акации) и покрывали лаком, вельпсы выполняли медными, сверху устанавливался металлический дромгед с колпаком из полированной меди и шпильгатами для вымбовок. Английские шпили, чаще всего железные, имели медный колпак дромгеда и были окрашены в черный, белый или зеленый цвет. Световые люки и сходные трапы из тика или красного дерева часто представляли собой образец изящной столярной работы. Все гнезда для шипов, шипы, <ласточкины хвосты> и другие соединения конструировались очень тщательно, чтобы обеспечить прочность соединений панелей в условиях изменяющейся температуры и воздействия соленой воды. Возле задраек и заглушек располагались водопротоки, чтобы попавшая внутрь вода могла уходить сквозь миниатюрные шпигаты. Такие предметы, как лари для овощей, шкафы для сигнальных флагов и тросов и т. п. делали настолько прочными, что они часто переживали судно, даже если за ними и не было ухода, а некоторые из них целы и поныне. Автор видел несколько таких шкафов, которые сейчас используются для хранения садово-огородного инвентаря. Кроме панелей, замысловатыми резными фигурами украшали иногда кронштейны под свесом палубы на юте. На сапортусах под крамболами и на фальшборте в местах изменения уровня палубы иногда устанавливали фигуры дельфинов. Даже на торцах запасных рангоутных дерев, принайтовленных к палубе, и ростров рисовали звезду или ромб. Все эти мелочи характеризуют владельца судна и работавших на нем в довольно любопытном свете. Если единственной целью судовладельца было получение прибыли, то на судне не было абсолютно ничего лишнего. Многие из таких судовладельцев - бывшие моряки или владельцы маленьких фирм, которые еще не превратились в крупные расчетливые судоходные компании. Они походили скорее на богатых владельцев яхт, единственным желанием которых было владеть красивым судном, путешествовать на нем.
Палубные устройства и приспособления:
а - осушительная помпа (начало ХIХ в.): 1 - съемный ручной рычаг; 2 - рычаг с приводом от талей: б - осушительная помпа (середина ХIХ в.): 1 - боковые стойки; 2 - две или три помпы; в - ручная помпа для пресной или соленой воды: 1 - болтовое крепление к переборке; 2 - небольшая свинцовая труба, выходящая или за борт или в цистерну пресной воды; г - железные кнехты: 1 - битенг с ободом; 2 - кнехт литой пустотелый; 3 - кнехты на планшире; 4 - кнехты-вентиляционные трубы; д - деревянные битенги с медной оковкой (американского типа); е - ручная грузовая палубная лебедка: 1, 3 - муфта стопора; 2 - муфга сцепления; 4 - ленточный стопор; 5 - рычаг стопора; ж - палубные дефлекторы: 1 - бронзовый, медный или железный, устанавливавшиеся иногда на крыше рубки юта; 2, 3 - дефлекторы твиндека; 4 - вентиляционный гусек, устанавливавшийся на планшире; 5 - съемный деревянный с откидывающейся крышкой, устанавливавшийся над отверстиями на юте; з - лебедка американского типа: 1 - деревянные битенги; 2 - стопоры; 3 - гнездо для ручки; 4 - турачка; и - лебедка на фальшборте: 1 - шестеренная передача; 2 - железная турачка; 3 - стопор; к - шпили: 1 - медный дромгед, шпильгаты и вельпсы; 2 - вариант конструкции шпильгатов; 3 - бронзовое основание - палгун; 4 -краснодеревый баллер шпиля; 5, 9 - медные колпаки; 6 -железный дромгед; 7 - деревянный баллер шпиля с железными вельпсами; 8 - железный баллер и вельпсы.
Доставляя себе это удовольствие, они попутно зарабатывали деньги. Более, того, за небольшим исключением, они заботились о людях, нанимавшихся к ним на судно. Условия на судне для матросов были хорошие, особенно если принять во внимание жилищные условия промышленной Англии. Основной недостаток клиперов в этом смысле заключался в отсутствии надлежащих приспособлений для сушки одежды. Жилое помещение бака на английских судах было самым неудобным, поскольку иногда, если оно находилось на уровне главной палубы, там размещали шпиль и другие механизмы. На уровне нижней палубы форпик был тесным, имел треугольную форму и плохо вентилировался. На американских судах жилое помещение бака занимало большую площадь и верхняя палуба располагалась несколько ниже, чем обычно. Условия в надстройке, находившейся в средней части судна, были более благоприятными, хотя в шторм ее часто заливало. Мебель в жилых помещениях была самая скромная: простой, отдраенный до белизны стол, который можно поднимать вверх вдоль двух вертикальных стоек, и длинные скамьи, стоящие рядом. Небольшие шкафчики для посуды стояли в несколько ярусов, одежду и личные вещи матросы хранили в рундуках. В кубрике имелись анкерок или бачок для пресной воды, а также железная угольная или дровяная печка для обогрева помещения: уголь находился в кладовой форпика. Для освещения устанавливали керосиновые лампы в карданных подвесах или иногда свечи с экранами, сделанные из зеленого сала, смешанного с крысиным ядом. Пресная вода поступала из большой цистерны, расположенной в трюме, причем одна помпа находилась на палубе над цистерной в районе грот-мачты или на юте, а другая - обычно на корме в буфете кают-компании. На баке устанавливали еще одну небольшую ручную помпу, которая подавала забортную воду для умывания и др.; к ней была подведена свинцовая труба, проходившая в нос до форштевня и опускавшаяся под воду. Ее заделывали заподлицо в одну из граней форштевня, оставляя ниже ватерлинии небольшое отверстие в медной обшивке. Гальюны для команды в виде небольших деревянных будок (по одной с каждого борта) с изогнутой или плоской покатой крышей примыкали к палубе бака или были смещены немного в корму от нее. На малых судах один из гальюнов служил кладовой. Гальюн смывали вручную из ведра, в которое набирали морскую воду с помощью установленной рядом небольшой помпы. На больших железных и композитных клиперах с высоким баком гальюны встраивали в баковую переборку. На больших судах два таких же гальюна ставили перед носовой переборкой юта для младших офицеров. Дополнительные гальюны имелись в помещениях юта, причем капитану обычно полагался отдельный. Эти гальюны обычно снабжались смывным бачком, наполнять который входило в обязанности стюарда, или смывались вручную. Купались, когда позволяла погода, в большой плоской деревянной лохани, которую устанавливали на палубе и наполняли морской водой. Деревянные двухъярусные койки различались по длине и были по нынешним меркам довольно короткими - от 1,5 до 1,8 м, если свободное пространство не позволяло делать их нормальных размеров. Надо сказать, что и люди в те времена были более низкорослыми, чем теперь, но отличались выносливостью благодаря простому рациону. У автора имеется форма и китель врача с судна Ост-Индской компании периода 1780 гг. Эти вещи малы одиннадцатилетнему сыну, рост которого не выше среднего: его рука проходит в рукав только до локтя, в плечах одежда тоже значительно уже. Небольшой рост людей того времени дает неверное представление о размерах судов, поскольку на старинных изображениях над фальшбортом видны только головы. Посетители корабля-музея "Виктори" часто удивляются его небольшим размерам, поскольку заранее составляют мнение о нем по батальным картинам, где изображены большие количества людей в больших пространствах.
Различные устройства и приспособления:
а - нактоузный шкаф (сер. XIX в.); б - вариант застекленного колпака компаса, в, г - главный компас; д - путевые компасы; е - бочка для солонины; ж - клетка для домашней птицы; з - клетка для домашних животных; и - иллюминаторы: 1 - в свинцовой раме, стекло вмонтировано изнутри (для деревянных судов); 2 - закрывающийся заглушкой изнутри (для деревянных судов); 3 - в медной раме (открывающийся или глухой для железных судов); 4 - рубочный с задвижной ставней (для деревянных судов); 5 - рубочный в медной раме (для деревянных судов); к - ящик для овощей; л - сигнальная 6-фунтовая пушка (медная, с деревянным лафетом).
Общее расположение юта:
а - квартердек; б - квартердек американского типа; в - удлиненный квартердек американского типа.
Общее расположение юта:
а - ют, свойственный железным судам; б - квартердек с жилой рубкой; в - кормовой решетчатый банкет над румпелем и штуртросами на гладкопалубном судне.
Типичным примером жизненной силы и отваги моряков XIX века является второй рейс клипера "Сэр Ланселот" в декабре 1866 г. На выходе из Ла-Манша он попал в жестокий шторм. Первым сломался бушприт. Затем переломились почти на уровне палубы железные фок-мачта и грот-мачта и, наконец, сломалась в верхней части бизань-мачта. Вся эта огромная масса рангоута рухнула вниз, пробив зияющие дыры в палубе и сметя почти весь фальшборт. Обломки, свисавшие с бортов, угрожали пробить корпус. Команде в трудных условиях пришлось обрубить деревянный рангоут и обламывать железные мачты. Все поддающиеся ремонту рангоутные дерева были восстановлены, и после геркулесовых усилий в обломок фок-мачты вставили запасную мачту. С аварийной оснасткой судно без чьей-либо помощи через два дня вернулось в Фалмут, причем тогда стояла самая суровая за последние 50 лет зима. За шесть недель с помощью специалистов по корабельной оснастке из Ливерпуля судно отремонтировали, поставили новые, уже деревянные нижние мачты, присланные из Лондона, и оно снова вышло в рейс. В кормовых рубках, если их было две, помещался камбуз, а также две (или более) небольшие каюты с двухъярусными койками для младших офицеров, кока, парусного мастера, боцмана или плотника. На камбузе устанавливалась перпендикулярно диаметральной плоскости судна железная плита с железным ограждением, под подволоком располагались стеллажи для кастрюль, а в углах - лари для песка и угля. Пол в камбузе обычно выкладывали изразцовой плиткой или кирпичом, а в жилых помещениях он представлял собой деревянную палубу, покрытую веревочными матами, которые плели сами матросы. На первых клиперах окна делали в виде застекленных квадратных отверстий со ставнями (на петлях или задвижными); в 1850-е гг. им на смену пришли круглые иллюминаторы в медных или железных рамах. Иллюминаторы современного типа - с шарнирно подвешенной внутренней медной рамой, резиновыми уплотнительными кольцами (первоначально их делали из пробки) и большими барашками появились в начале 1860-х гг. В рубках американских судов квадратные окна со ставнями просуществовали дольше, чем на английских, хотя круглые глухие иллюминаторы в металлической раме американцы стали применять еще в начале 1850-х гг. На некоторых английских клиперах с круглой кормой делали старомодные квадратные кормовые окна, но они были фальшивыми: их рамы просто вырезали на деревянной обшивке, а стекла имитировали голубой краской, затененной в одном из углов. Такие окна были, например, на клипере "Файери Кросс" (1855 г.). На английских клиперах, построенных специально для перевозки чая, было не более двух-трех резервных кают для пассажиров или судовладельца; эти каюты помещались на юте. Типичное расположение помещений на юте было следующим: в центре находилась кают-компания с выходом на кормовую часть палубы, по бортам от нее резервные каюты, буфет и каюты капитана и стюарда, а далее тянулся коридор, куда выходили каюты старшего помощника (с одной койкой), второго и третьего помощников (с двумя койками) и иногда юнг. В других помещениях юта располагались кладовая медикаментов, провизионные, кладовая оружия (ларь около гельмпортовой трубы, где хранились абордажные сабли или винтовки) и парусная кладовая. Бортовые отсеки повышенного квартердека были удобным местом для хранения парусов: они закрывались съемными панелями. В палубе кают-компании иногда делали люк, который вел в кладовую ахтерпика, скупо освещавшуюся через глухой иллюминатор, выходивший в помещение кают-компании. Из кают-компании или коридора на палубу юта вел сходной люк, задвижная крышка которого служила одновременно сидением. Если же надстройка не была утопленной, то в коридоре имелись двери для выхода на верхнюю палубу. Переборки салона и коридора обычно зашивали закругленными сверху панелями из красного дерева, клена "птичий глаз" или атласного дерева, а каннелированные пилястры, плинтусы и другие подобные детали делали из более темных пород. Каюты обшивали изнутри шпунтовыми досками и окрашивали обычно в белый цвет, так же, как и потолок. Деревянные бимсы, как правило, имели ребра с фасками, тогда как железные закрывали резными досками, а между ними устанавливали узорные решетки, чтобы воздух мог проходить вдоль переборок. В большинстве кают имелись диваны, набитые конским волосом, высокий шкаф для одежды, выдвижные ящики под койкой и диваном, металлический умывальный таз на подставке, который закрывался откидной доской письменного стола.
Общее расположение верхней палубы:
а -г - на американских клиперах; д -ж -на английских клиперах.
Койка капитана была несколько больше обычной, а в его каюте стояла дополнительная мебель: книжный шкаф, тумба с полками для посуды, шкаф для приборов, гардероб, стол; в каюте также был выгорожен небольшой металлический умывальник и гальюн, вода для которых поступала из емкости, размещенной под потолком и наполнявшейся вручную. В кают-компании находилась небольшая железная печка или миниатюрный камин, стоял там и добротный стол красного дерева с вращающимися стульями или обитыми материей скамьями со спинками. Часто кают-компанию украшал рояль, а в низком длинном буфете с застекленными дверцами, зеркалом и резными полками с медными ограждениями стояла посуда, стаканы для вина, бутылки и др. Вся мебель обычно была сделана по месту с учетом седловатости и погиби палубы там, где она стояла. Помещения американских судов в противоположность английским отличались необычайной роскошью. Эти клипера не строили специально для перевозки чая, а предназначали и для генеральных грузов, и пассажиров, которых размещали примерно в двенадцати каютах в рубках или в длинной надстройке на юте. В верхнем твиндеке тоже можно было перевозить пассажиров. Существует много подробных описаний клиперов 1850-х гг. Например, корреспондент газеты "Бостон Атлас" пишет примерно о сорока судах, построенных в районах Бостона и Нью-Йорка; английские корреспонденты также оставили описания некоторых клиперов, стоявших в лондонских доках. На американских судах для панелей обшивки кают-компании и кают использовали экзотические породы дерева контрастирующих цветов или же покрывали их белой эмалью и украшали золоченой резьбой, а каннелированные пилястры увенчивали капителями с растительным орнаментом. Многочисленные зеркала в рамках и окна со стеклами различных оттенков были тоже характерной чертой убранства этих судов, так же как и большее количество световых люков по сравнению с английскими клиперами. Высота жилых палуб на американских судах составляла 2-2,5 м, на английских -менее 2 м (высота рубок была равна в среднем 1,8 м). Рубки на американских судах устанавливали в районе свеса носовой оконечности, который поддерживался длинными резными кницами. Это свидетельствует о том, что на американских судах было суше, чем на английских, поскольку надводный борт у них был выше и их свесы были меньше подвержены действию волн. Большие английские парусники конца XIX в. также имели свесы надводного борта, достигавшие начала юта, однако на них не было так сыро, как на клиперах. Часто говорили, что поверхность корпуса американских клиперов была зеркально гладкой, как будто покрыта эмалью. Это достигалось шпаклевкой швов их обшивки после конопатки. Такая поверхность сохранялась до появления первых значительных нагрузок на .корпус, после чего швы неизбежно становились видны. Несомненно, обшивку многих английских клиперов отделывали таким же образом, но иногда ограничивались простым обтесыванием. На корпусе "Катти Сарк" в отраженном свете хорошо были видны следы тесла. Возможно, корпус был отделан поспешно, что было связано с денежными затруднениями, имевшими место при постройке судна. Толщина обшивки деревянных судов в районе ватерлинии и несколько выше ее была больше, этот пояс назывался бархоутом. В прежние времена его было хорошо видно благодаря тому, что он выступал над остальной обшивкой и был окрашен в черный цвет. Во времена чайных клиперов этого уступа уже не было, поскольку его сводили на нет, постепенно уменьшая толщину 3-4 поясьев обшивки (так называемый "сгон толщины"), так что поверхность выглядела совершенно ровной. На некоторых американских клиперах уступ сохраняли, его иногда делали резным, а между ним и планширем располагался пояс обшивки шириной до шести досок. Обшивка фальшборта была тоньше, чем у корпуса, в результате чего в районе планширя имелся еще один уступ. Таким образом, на американских клиперах можно было насчитать до четырех уступов, включая, уступ леерного ограждения юта или фальшборта.