Вторник
15.10.2024
14:24
Профиль
Юнга Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск по сайту
Миничат
Изображения
Рекомендуем
  • Верфь на столе
  • Armourbook
  • Modelsworld
  • В гостях у Ксандры
  • Рекламная пауза



    Кнопка


    [ Получить код баннера]
    Счетчик материалов
    Форум: 562/26328
    Галерея: 2256
    Статьи: 101
    Литература: 2111
    Чертежи: 420
    Карта
    Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Парусники

    Статьи

    Главная>Статьи> Морская тактика в первой англо-голландской войне
    Морская тактика в первой англо-голландской войне
       Английский флот ввязался в первую войну с Голландией, не имея разработанных тактических установок. Считалось лишь, что флот должен быть разделен на три эскадры, каждая со своим адмиралом; эскадры или отдельные корабли на основе приказа помогают друг другу, а все атаки на противника по возможности ведутся с наветренной стороны.

       О том, как в действительности происходили первые четыре сражения этой войны, известно мало. В 1648 г., как раз тогда, когда Королевский флот перешел в распоряжение Парламента, «Комитет Адмиралтейства и пяти портов» из представителей Палаты лордов и Палаты общин заявил, что хотел бы издать «более частные директивы» для использования против любого флота, «который, вероятно, мог быть собран и иметь целью напасть или оказать сопротивление или представлять угрозу для парламентского флота».

       «Но в настоящее время... Вы можете предоставить вице-адмиралу возможность атаковать корабль вражеского адмирала и по мере своих сил оказать поддержку остальному флоту, если этого потребуют обстоятельства, не растрачивая понапрасну порох и не ведя стрельбу с большого расстояния, пока не сойдетесь с противником борт к борту».

       В этом не было ничего нового. Это были лишь неясные, нереалистичные и по существу просто повторявшие постели-заветинские формы. Новым было то, что Палата лордов и Палата общин создали Комитет с местом пребывания в Лондоне. Ему и было поручено составление инструкций для «флота Открытого моря». В ходе Первой англо-голландской войны английская концепция военно-морских сил и войны на море должна была измениться. В гражданской войне было установлено, что флот больше не следует собирать на средства «корабельной подати». Вместо этого флот становится наиболее важной статьей государственного бюджета. Из опытных военных Парламент назначал «морских генералов», осуществлявших дисциплинарный и тактический контроль над торговыми судами, включенными в состав флота. Созданная таким образом военная организация стала Королевским флотом Англии.

       В феврале 1649 г. командование Парламентским «флотом Открытого моря» было поручено 50-летнему полковнику Роберту Блэйку (Blake), 39-летнему полковнику Ричарду Дину (Deane) и 50-летнему полковнику Эдуарду Попхэму (Popham). По современной терминологии, они были «переведены» из «Армии новой модели» на морскую службу и имели звания морских генералов. Блэйк и Попхэм являлись членами Парламента. Дин впоследствии сражался при Вустере (3 сентября 1651 г.) в чине генерал-майора и командовал «Армией Содружества» в Шотландии. Затем снова вернулся на флот, чтобы встретить свою смерть в сражении при Габбарде в 1653 г. Все трое были исключительно способными людьми и, помимо всего прочего, обладали значительным опытом в коммерции, политике, революционном правлении и в боевых действиях на суше.

       Первое сражение Первой англо-голландской войны произошло 19 мая 1653 г. у Дувра. Английский флот против голландского адмирала Мартина Тромпа (Tromp) повели Блэйк и полковник Неемия Бурн (Bourne). Никаких тактических планов сражения они не имели и в бой пошли скорее за «честь флага».

       16 августа Джордж Айскью (Ayscue) — не очень опытный морской командир и голландский вице-адмирал де Ройтер (de Ruyter) имели решительное сражение в Па-де-Кале (англичане называют его просто Канал). В сражении был повторен предыдущий метод атаки — т.е. с наветренной стороны. При этом корабли, атаковавшие противника, прорезав его строй, сами оказываются под ветром и подвергаются аналогичной атаке со стороны противника, оказавшегося теперь на ветре.

       Попхэм скончался в 1651 г., и Уильям Пенн (Репп) — настоящий моряк, который уже отличился своей службой Парламенту против принца Руперта на Средиземном море, теперь был назначен вице-адмиралом при Блэйке. Описание сражения при Кентиш-Нок (Kentish Knock), в котором Блэйк и Пенн схватились с голландским адмиралом де Витом (de Vith) и де Ройтером 28 сентября по старому стилю, считается как морской вариант «Илиады», в котором большое внимание уделено именно этим английским адмиралам. 30 ноября Тромп, отправленный голландскими Генеральными Штатами для проведения конвоя через Канал, разбил Блэйка в коротком бою, начавшемся после полудня и известном как сражение при Дандженессе (Dungeness). Когда же он (Тромп) попытался повторить проводку конвоя домой в начале следующего года, он потерпел жестокое поражение. И лишь его способности флотоводца спасли голландцев от полной катастрофы. Встретив Блэйка и Дина у Портленда 18 февраля 1652 г., он одержал верх, но в последующие два дня, когда его флот пробивался через Канал к мысу Гри-Нэ, англичане постепенно одержали верх, пробились через голландский флот и набросились на торговые суда конвоя. Гост более 40 лет спустя писал, что Тромп построил свой флот в «ордер отступления» для того, чтобы прикрыть торговые суда конвоя. Никаких других тактических приемов, несмотря на многие отчеты как голландцев, так и англичан, отмечено не было. Тем не менее это сражение является важным в истории развития тактики морской войны, так как Джордж Монк (Monk) — генерал-лейтенант, а в последующем главнокомандующий в Шотландии — фигурирует в нем как равнозначный командир при Блэйке и Дине.

       То, что схема сражения в виде кильватерных линий еще не была принята ни той, ни другой стороной, с очевидностью следует из боевых инструкций Пенна (в последующем вице-адмирала флота) для своей эскадры. Инструкции датированы 10 февраля 1652 г., т.е. за 8 дней до того, как английский флот, выйдя из Темзы, вступил в решающее сражение. Инструкции, содержащие 9 статей, подписаны Блэйком, Лшом и Монком. За одним исключением они не представляли ничего нового. Эскадры вице-адмирала и контр-адмирала «с адмиралом на каждом крыле» должны «поднять все паруса, которые только могут», образовав строй в линию. Кораблям, поврежденным или подвергающимся опасности затонуть или быть захваченными, должна быть оказана помощь, о чем «флагманский корабль должен специально позаботиться». Кажется, что перед самым сражением у Портленда Блэйк, Дин и Монк, «адмиралы и генералы флота, назначенные Парламентом для этого мероприятия», были проинструктированы Пенном вести бой таким же способом, как и четверть столетия до этого. Таким образом, новые инструкции по принятию линейной тактики не содержали ничего нового. 7-я статья устанавливала, что «командиры и шкиперы всех малых фрегатов (боевых кораблей), кечей, снэков и т.д. должны находиться с наветренной стороны флота, наблюдать за вражескими брандерами и быть готовыми перехватить их, захватить или сжечь. Если не удается помешать брандерам атаковать английские корабли, то их следует отбуксировать и уничтожить».

       Статья 8 предлагала английским брандерам держаться с наветренной стороны флота; также и противобрандерные суда «должны держаться как можно ближе к своим большим кораблям и действовать в соответствии с распоряжениями командующего». Противобрандерная флотилия считалась особой службой, связанной с повышенной опасностью, и ее успешная деятельность должна вознаграждаться «специальной платой за риск», в отдельных случаях более высокой, чем содержание моряка. Остается непонятным, как эти суда противобрандерной флотилии можно отличить от возможно смешавшихся с ними шлюпок, спущенных для этой цели с больших кораблей.

      Когда флот после сражения при Портленде чинил свои поврежденные корабли и был почти готов к выходу в море, генералы Блэйк, Дин и Монк 29 марта 1653 г. издали два новых набора инструкций, один из которых относился к вопросу «наилучшего построения флота в сражении». Здесь впервые инструкции по плаванию и парусному делу оказались вместе с оперативными и боевыми инструкциями и были выпущены одновременно в двух совместных сводах. Тем самым было положено начало позднейшим походным и боевым инструкциям, которые издавались в двух разделах, но с общей тенденцией и в одной обложке. Эти инструкции не включали ничего, кроме того, для чего они были предназначены, без каких-либо дисциплинарных, административных и других правил службы. Без всякого сомнения, их внезапное исчезновение было связано с самыми первыми законами о войне, предложенными Парламентом в следующем декабре. В их 39 статьях содержалось практически все, что вытекало из всех предыдущих адмиральских инструкций.

       Порядок и форма инструкций по кораблевождению были простыми и объективными. Из 21 статьи 12 частично или целиком посвящались плаванию ночью, а 16 — исполнительным сигналам. Эти статьи в первую очередь касались плавания флота днем и ночью и немного говорили о том, как подготовить флот для плавания, и совсем ничего о походных построениях флота. Не упоминалось ничего о сигналах по маневрированию или о направлении движения для какой-либо эскадры. Тем не менее появление этого совершенно самостоятельного издания хотя и примитивных по форме инструкций знаменовало собой начало новой эры. В будущем они послужили развитию маневров тактического построения в виду неприятеля.

       Боевые инструкции были короче. Из 14 статей лишь одна посвящена действиям ночью, а в восьми речь шла о разных сигналах. Нигде не было сказано, хотя бы в примитивной форме, как управлять флотом в движении, кроме сигналов «образовать авангард» и «так держать». Как же мог адмирал в походе управлять своим флотом как целым? Должны ли корабли каждой эскадры идти вслед за своим флагманом? А как быть в таком случае, если адмирал решит отделить одну из эскадр из своего флота? По-видимому, приказы часто посылались со шлюпкой или окриком с флагманского корабля. Также обычно осуществлялась связь между флагманом и частными судами.

       Несмотря на их ограниченность, эти инструкции в двух наборах были поистине революционными не только по форме и содержанию, но и потому, что были изданы исходя из реальных условий. Каждый флаг-офицер и каждый капитан, прочтя эти два документа, знал, что Пенн со своей эскадрой готов выйти в море по приказам генералов в тот же самый день и что весь оставшийся флот выйдет в море очень скоро. Это означало, что в течение нескольких дней практически весь английский флот выйдет в море по новым мореходным инструкциям и что Пенн и остальные могут в любой момент вступить в сражение, следуя боевым инструкциям. Ожидалось, что голландский флот снова выйдет в море, несмотря на то, что большинство его кораблей все еще находились в ремонте. Новое большое сражение до конца лета было неизбежным. Все находилось в зависимости от готовности. Это было совсем не похоже на «странствия» «податного флота».

       Что касается авторства этих новых инструкций, то в них чувствуется влияние Монка, впервые вышедшего в море, и, конечно же, Кромвеля. Монк имел боевой опыт на полях сражений в Голландии, участвовал в экспедиции на Кадис в 1625 г., сражался за короля Карла I в Ирландии и попал в плен во время гражданской войны. Блэйк был тяжело ранен в бою в Портленде. Дин, по-видимому, больше интересовался вопросами управления, чем тактики. К заслугам Монка относят его действия по превращению бывших торговых моряков и шкиперов в военных. Монк имел большой опыт артиллериста и быстро осознал важность тактического построения как средства достижения наиболее эффективного артиллерийского огня.

       Следующее морское сражение — бой при Габбарде 2—3 июня 1653г.— было выиграно англичанами. Об этом бое имеется достаточно сведений. Тактика английского флота была другой и лучшей, чем в предыдущих боях. «Наш флот действовал в лучшем порядке, чем раньше», — писал Ричард Лайонс (Lyons) — флаг-капитан генералов Монка и Дина. Анонимный агент разведки писал из Гааги 9 или 19 июня: «Английский флот был на ветру и имел более мощную артиллерию, подавляя голландцев ее огнем. А когда голландцы пытались избавиться от этого невыгодного положения, выйти на ветер и приблизиться к англичанам, те препятствовали этому, используя свое наветренное положение...»

       Все дело в том, что англичане, используя свое превосходство в артиллерийском вооружении, препятствовали голландцам схватиться на абордаж. И если это так, то тогда каким образом смогли бы англичане использовать свое преимущество, если бы они не приняли боевого построения в кильватерную линию.

       Наилучшим подтверждением тому, что попытка линейного построения все-таки предпринималась, явилось другое письмо из Гааги: «Моему господину Вентворту (Wentwarth), пребывавшему в изгнании в Копенгагене: «Англичане, будучи в наветренном положении, могли производить два пушечных выстрела за полчаса. При этом они удерживались в боевом порядке, представлявшем собой линию на расстоянии полуполета пушечного ядра от голландских кораблей и таким образом громили их целый день, потопив два голландских корабля... На второй день англичане также продолжали бой в строе кильватерной линии и не позволяли голландцам приблизиться для абордажа, удерживая их на дистанции в половину полета ядра, пока не наносили серьезных повреждений голландским кораблям, на которые потом набрасывались для абордажа британские фрегаты, специально подготовленные для этой цели. Так продолжалось до тех пор, пока голландский флот не приблизился к Виеменгену и ввиду опасности кораблям сесть на мель в субботу ночью не прекратил бой».

       Таким образом, по-видимому, все достаточно ясно. Английские корабли, имея большую осадку, чем голландские, и лучше вооруженные, использовали это свое преимущество и не позволяли голландцам сойтись на абордаж. И когда, наконец, голландский флот приходит в замешательство и беспорядок и многие его корабли становятся беспомощными, на сцену выходят находящиеся до этого в резерве меньшие по размеру корабли — фрегаты. Их задача привлекательна и почетна — захват призов. Похоже, что сражение англичане проводили по заранее построенному плану. Он, по-видимому, и предусматривал линейное построение для боя. Английский флот, поделенный на эскадры или целиком, удерживал голландский флот на почтительном, не позволяющем сойтись на абордаж расстоянии. И на следующий день англичане продолжали сражаться в линейном строю, пока не добились успеха для захвата призов.

       Голландцы со своей стороны принимали всяческие усилия для того, чтобы сойтись на абордаж, и в определенной степени тоже применяли строй кильватерной колонны, избегая ведения боя в виде «общей свалки», тогда такой метод был, по-видимому, единственным для захвата поврежденных вражеских кораблей. А когда впоследствии, в конце XVIII столетия, Хау, Нельсон и их соотечественники тоже использовали способ «общей свалки», то они применяли его только для того, чтобы разорвать линию вражеских кораблей и воспрепятствовать их бегству. Теперь абордаж уже не считался стандартным методом захвата поврежденных вражеских кораблей, хотя Нельсон блестяще осуществил это в сражении при мысе Сент-Винсент.




       Последнее морское сражение Первой англо-голландской войны произошло 31 июля 1653 г. при Схевенингене уже после того, как Дин погиб в сражении при Габбарде. Блэйк принял командование флотом, но через три недели он заболел и умер на берегу. Таким образом, он оказался единственным генералом английского флота; голландским же флотом командовал Тромп, поддержанный Ройтером и де Витом. Сражение стало выдающейся победой для англичан, а Тромп в нем погиб. Имеется немало описаний этого сражения, но ни одно из них не содержит сведений о тактике, примененной в бою. В сообщении капитана Кьюбитта (Cubitt) содержалось следующее: «Мы напали на них и прошли через весь их флот, оставив одну часть с одной, а другую — с другой стороны от нас... Пройдя их строй, снова повернулись на них, а они — на нас, пройдя в непосредственной близости друг от друга. Как только мы разошлись с противником, оба флота снова повернули, причем голландцы находились на ветре. А мы старались удержаться теснее... Мы отрезали часть их флота... Мы снова повернули на них, а они — на нас, и отчаянный бой продолжался... Корабль нашего генерала, а за ним и все остальные корабли в этой последней атаке были в тесном строю...»

       Другой очевидец — Теофилус Сэчберелл (Sacheberell) — писал: - Мы атаковали весь их флот, прошли через него и отрезали много их кораблей; они подожгли три или четыре брандера, но, благодарение Богу, нам не повредили. После этого мы повернули на них снова, прошли их строй и также сделали и в третий раз...» Ни в каком из этих отчетов нет и намека на линейное построение в бою, наоборот, кажется, мы видим возвращение к старой тактике морского боя, когда оба флота проходили друг друга на контркурсах по видимому строю фронта. Затем флот, оказавшийся под ветром, немедленно поворачивал обратно, чтобы пройти вражеский строй, а наветренный флот спускался и быстро оказывался в подветренном положении. Гост спустя 40 лет после события, цитируя французского очевидца, писал, что 28 июля он видел, как голландский флот, «разделенный на три эскадры, идя в фордевинде, атаковал англичан, которые сами в тот же день контратаковали почти в том же числе, построенные в одну линию, растянувшуюся на 4 лье». В этом повествовании, однако, речь шла больше о маневрировании под парусами, чем об имевших место боевых порядках.

       И в новых боевых инструкциях, выпущенных Блэйком и Монком в марте 1654 г. совместно с Пенном и генерал-майором Джоном Дисбрау (Disbrowe), нет никакого упоминания о линейной тактике. Они содержали 15 незначительных изменений в терминологии, ни одно из которых не имело никакого отношения к тактике. Несмотря на то, что о линейной тактике в этих инструкциях ничего не говорилось и ничего не сказано об экспериментах англичан с линейным боевым построением в сражении при Схевенингене, идея все-таки проявилась довольно явственно. С началом Второй англо-голландской войны линейная тактика, по-видимому, была принята как необходимость, и первые указания на новое боевое построение были сформулированы еще до первых столкновений с противником. 

    Источник информации:http://alex-way.ru
    Категория: История, сражения | Просмотров: 5004 | Добавил: moops | Теги: тактика | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Rambler's Top100