Пятница
19.10.2018
22:55
Профиль
Юнга Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск по сайту
Миничат
Изображения
Рекомендуем
  • Верфь на столе
  • Armourbook
  • Modelsworld
  • В гостях у Ксандры
  • Рекламная пауза





    Кнопка


    [ Получить код баннера]
    Счетчик материалов
    Форум: 540/24122
    Галерея: 2256
    Статьи: 101
    Литература: 2111
    Чертежи: 420
    Каюта: 151
    Карта
    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Парусники

    Статьи

    Главная>Статьи> Палубный настил
    Палубный настил
       На деревянных судах палубный настил (рис. 1) и особенно ватервейс и ватервейсовый брусок в большой степени определяли продольную прочность и устойчивость корпуса к прогибам. Поэтому эти элементы набора имели большое поперечное сечение по всей длине судна. Небольшое постепенное уменьшение сечения допускалось только в оконечностях.


    Рис. 1-а. Палубный настил деревянного судна:
    1, 2, 8 — ватервейсовые бруски; 3 — люк; 4 — бимс; 5 — комингс люка; 6 — вырез для рубки; 7 — связующий пояс; 9 — клин; 10 — деревянный нагель; 11— деревянная пробка; 12 — болт;


    Рис. 1-б. Палубный настил железных и композитных судов:
    1— деревянный или железный ватервейс водопротока; 2 — тиковое обрамление палубника; 3 — подкладка под рубкой; 4 — диагональная связь; 5 — бортовой стрингер; 6 — железные бимсы; 7 — железная или деревянная крышка люка; 8 — деталь ватервейса и палубного настила; 9 — 3 или 4 пояса между стыками; 10 — окантовка мачты; 11— пояс настила вокруг рубки; 12 — деревянный комингс люка; 13 — железный карлингс; 14 — железный комингс.

       Вдоль продольных краев люков от носа до кормы простирались дополнительные поясья палубного настила. Они не нарушались никакими вырезами. Доски этих поясьев или врезали в бимсы заподлицо с палубной обшивкой, или делали немного выступающими. В последнем случае обшивку между этими поясьями приподнимали, чтобы не образовывалось углубление для скапливания воды.
       Дополнительные поясья были слегка искривленными, как и обводы самой палубы. Обшивку между ними и ватервейсовыми брусками настилали параллельно им или с небольшим скосом к оконечностям, так чтобы наружные поясья имели по возможности наибольшую длину. В результате за счет непрерывных поясьев настилу придавалась максимальная продольная прочность.
       Внутренняя кромка ватервейсового бруска представляла собой непрерывную изогнутую плоскость.
       Для обеспечения высокого качества конопатки и крепления концы досок обшивки делали прямоугольными шириной около 6 см, за счет чего было удобно работать лебезой. Отверстия под нагели незначительно ослабляли доску. Соседняя доска имела вырез, который стыковался с торцом предыдущей доски и т. д., пока концы досок не встречались под углом около 30 °. Полученный шов можно было хорошо законопатить. Настил средней части палубы приходилось делать из коротких досок — он прерывался люками, палубными шпигатами, пяртнерсами и т. п. Эти вырезы огораживались вертикальными продольными и поперечными комингсами, первые из которых крепились болтами к карлингсам, а вторые входили в скошенные вырезы торцов досок настила, доходивших до выреза. Если бимсы по краям люка имели достаточную ширину, то поперечные комингсы клали прямо на них.
       Под рубками настил был сплошным, а вокруг рубок делали неглубокую скошенную канавку, позволявшую проконопатить и просмолить щель между рубкой и палубой. Мачту окружали комингсы, поскольку мачтовая подушка являлась достаточной опорой как для концов досок обшивки, так и для брусьев комингса.
       Доски настила пришивали к бимсам нагелями, которые расклинивались клиньями из твердой древесины и затем обрезались заподлицо с настилом. Поскольку нагели и клинья вырезали поперек волокон, они были более износоустойчивы, чем доски обшивки, и на старых судах выступали закругленными бугорками, пока их не срубали. Иногда вместо нагелей употребляли железные гвозди; их шляпки утапливали в предварительно высверленные отверстия, которые забивали пробками. 
       На железных и композитных судах палубный настил изготовляли иначе. Продольная прочность обеспечивалась в основном металлическими элементами набора. Металлические ширстрек и подпалубные стрингеры заменили деревянные ватервейсы и ватервейсовые бруски, хотя последние иногда и делали как дополнение к металлическим элементам. Вместо деревянных дополнительных продольных поясьев палубного настила появились металлические, скрепленные диагональными подпалубными листами. Поэтому сама палубная обшивка не играла большой роли в обеспечении продольной прочности и не было необходимости делать крайние доски как можно длиннее. Их концы были прямоугольными только для удобства конопатки, а выступы вырезали не в них, а в ватервейсовом бруске. Если обводы палубы имели большую кривизну, крайние доски скашивали. В основном доски настила делали прямыми и параллельными друг другу.
       У конструкторов деревянных судов существовали различные правила для определения размеров скошенных и прямых кромок крайних досок настила в зависимости от ширины самих досок. Поскольку ширина могла варьироваться от 10 до 20 см (ширина типовых досок достигает 23 см), то на композитных и железных судах такая сложная обрезка кромок могла привести к необоснованно большому количеству вырезов в ватервейсовом бруске. Поэтому из соображений удобства конопатки минимальную ширину кромки принимали равной 6 см.
       Лазы, люки окаймляли по периметру широкими листами, к которым с помощью угольников крепили комингсы. Вокруг комингса клали тиковый или сосновый ватервейсовый брусок, который был немного толще палубного настила и имел скос к палубе, а сам настил укладывали встык с бруском. Точно так же делали комингсы вокруг сходных трапов, вентиляторов, рубок и др.
       В случае соснового палубного настила бруски изготовляли по возможности из тика, так как он не покрывался ржавыми пятнами, находясь в контакте с металлом. Даже если деревянные комингсы люков или рубок ставили непосредственно на железные пластины, то вокруг их обшивали тиковым бруском с фаской, поскольку в противном случае у комингсов скапливалась вода и дерево начинало гнить. При изготовлении настила палубы целиком из тика бруски служили украшением, а рубку ставили в канавки, вырезанные в настиле.
       Под железные кнехты, а также под шпили и брашпили ставили тиковые подкладки толщиной около 5 см; дополнительными досками обшивали палубу вокруг мачт и под кофель-планками.
       Края палубы бака, срезы бака и юта иногда зашивали тиковыми досками толщиной около 2,5 см со скошенными или закругленными кромками. В этом случае торцы досок закрывали бруском полукруглого сечения.
       На судах, имевших палубный настил из сосны, часто рубку не ставили в вырезы в настиле прямо на бимсы, а в настил на глубину около 2,5 см по периметру рубки врезали тиковые доски толщиной примерно 5 см и уже на них ставили рубку. Кромки выступающих над палубой тиковых досок срезали или закругляли, и таким образом вода, стекавшая со стен рубки, не попадала в швы.
       Деревянный настил крепили к железным подкрепляющим листам палубы с помощью металлических болтов, на которые снизу наворачивались гайки. Головки болтов утапливали в доски настила, и отверстия забивали пробками. Пробки вырезали вдоль волокон, а не поперек, как на деревянных судах. Поэтому они изнашивались так же, как и доски палубного настила. Торцы соседних досок или соединяли встык, крепя каждую из них болтами, или делали скошенными либо соединяли в полдерева и крепили одним болтом. В последнем случае соединение из-за уменьшенной толщины концов досок выходило ослабленным.

    Источник информации:www.shipmodeling.ru
    Категория: Корабль | Просмотров: 5952 | Добавил: moops | Теги: палуба, ватервейс, настил | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Rambler's Top100