Пятница
29.03.2024
10:27
Профиль
Юнга Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск по сайту
Миничат
Изображения
Рекомендуем
  • Верфь на столе
  • Armourbook
  • Modelsworld
  • В гостях у Ксандры
  • Рекламная пауза



    Кнопка


    [ Получить код баннера]
    Счетчик материалов
    Форум: 560/26233
    Галерея: 2256
    Статьи: 101
    Литература: 2111
    Чертежи: 420
    Карта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Парусники

    Статьи

    Главная>Статьи> Парусники Средиземного моря. Часть 1
    Парусники Средиземного моря. Часть 1
    Египедские папирусные корабли
       Египетский корабль из папируса — один из самых древних в мире. Поначалу он представлял собой всего лишь папирусный плот, а приблизительно к 3500-му году до н. э. это уже был корабль. Использовали его почти исключительно для плаваний по Нилу. Его нос и корма были специально приподняты, чтобы легче было перетаскивать через отмели. Но, предусмотрев возможность еще выше поднимать нос и корму при помощи тросов, египтяне со временем стали выходить на этих кораблях в море. Экспедиции Тура Хейердала на папирусных плотах «Ра-1» (1969 г.) и «Ра-2» (1970 г.) показали, что папирус выдерживает два месяца плавания в море. Правда, «Ра-1» затонул раньше, но это было связано с большим волнением на море и с тем, что экипаж не подтянул снасти, управляющие изгибом кормы. На «Ра-2» корма была с самого начала плавания подтянута достаточно высоко. «Ра-2» отплыл из Сафи и через два месяца, перейдя Атлантический океан, достиг Бриджтауна, столицы Барбадоса. Конструктивно «Ра-2» строился из коротких пачек папируса. Длинные тяжи гораздо меньше впитывают воду. «Ра-2» строили боливийские индейцы, живущие на озере Титикака. Они с древности и до сих пор плавают на таких камышовых судах, называя их «тоторас».
       Египетские парусники строили, связывая папирусные пачки, причем снаружи располагали самые толстые из них. Парус был квадратный, полотняный или из папируса. Он держался на двух реях, связанных в одну длинную, которая крепилась на двуногой мачте.
       При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был полезен. Плоты и суда этого типа используют в Восточной Африке, в Персидском заливе и в Южной Америке по сей день.

    Торговое египедское судно
       К XXV веку до н. э., при фараоне Сеху, морские корабли Египта еще не отличались от речных, от которых они произошли. Первый корабль, построенный из досок, поплыл по Нилу около 3300 года до н. э. Конструкция состояла из коротких досок из сикоморы или акации, длиной не более 2 м и шириной до 20 см— более прочных древесных пород в Египте не росло. Плоский обтекатель и борта выполнены были из множества коротких дощечек, уложенных наподобие кирпичей в стене. Они собирались при помощи швов и связывались веревками. Киля у этих кораблей не было, не было также ни ахтерштевня, ни шпангоутов. Палуба тоже отсутствовала, гребцы сидели на банках под открытым небом. Корабль был широкий, с малой осадкой. Парус использовали, только идя вверх против течения. Когда шли вниз, его сворачивали и крепили к двуногой мачте. Крепили парус наверху к двум связанным полуреям. Функцию руля выполняли шесть весел (по три весла с каждой стороны) в кормовой части.
       Для морского судоходства эту же в принципе конструкцию делали более прочной. На судне ставили множество вилкообразных опор по всей его длине. Это были опоры для скрепляющего конструкцию такелажа: тросы, крепящиеся к этим вилкам, держали в постоянно поднятом состоянии нос и корму. Это была замена киля. Помимо этого, все судно было туго обвязано веревками поперек, от носа до кормы. Около 2550 г. до н. э. египтяне на восьми таких кораблях совершили набег на Финикию и вернулись с богатой добычей.
       В 1954 г. у подножия пирамиды Хеопса раскопали самое древнее из известных нам деревянных судов. Оно было герметически замуровано в специальной камере. Специалисты собрали распавшийся на тысячи деталей корабль и выяснили, что он имел культовое назначение. В 1982 г. он был открыт для обозрения, позволяя составить представление о торговых кораблях той эпохи.

    Торговые и военные корабли египтян
       Египетское мореплавание переживало славную эпоху при царице Хатшепсу и фараоне Тутмосе III. Торговые суда претерпели уже ряд изменений. Теперь они строились из более длинных досок, собранных в щиты. Длина судна достигала 30 метров. Прочность обеспечивали поперечные балки, проходившие корпус насквозь. Мачта была не двуногой, как прежде, а единым столбом, оснащенным вантами. Реи все еще делали из двух связанных половин. Увеличилось число весел — теперь их было по 15 с каждого борта. По инициативе царицы Хатшепсу в 1480 г. до н. э. экспедиция из пяти парусников этого типа достигла сказочной для тогдашних египтян земли — страны Пунт (очевидно, это - сегодняшнее Сомали) и привезла оттуда золото, слоновую кость, мирру и прочие товары. Все эти суда имели на корме характерное украшение — вырезанный из дерева цветок лотоса. Со времен фараона Сеху египтяне поддерживали торговые отношения с этой страной. Корабли достигали Красного моря по каналу, прорытому в XX в. дон. э. и разрушенному арабами Халифата в 767 г. н. э. На этих судах, все еще не имеющих киля, но уже оборудованных палубой, египтяне плавали до самой Индии. Но с развитием торгового мореплавания множились и пиратские нападения. Для защиты своих торговых кораблей от пиратов египтяне построили военный флот.
       На военном судне были надстройки, откуда воины метали в противника камни, стреляли из пуков и, при абордаже, дрались длинными копьями. Марс на верхушке мачты тоже служил боевым целям. На носу крепили таран, чтобы пробивать судно противника. Поднятые борта защищали гребцов. Парус был широкий, прямоугольный, без нижней реи. Он управлялся тросами. Эти суда строили финикийские плотники. Стягивающих канатов здесь уже не было, был киль и были шпангоуты. На таких кораблях солдаты фараона Рамзеса III одержали победу в первом известном истории морском сражении в 1190 г. дон. э., разгромив объединенный флот «людей моря», как называли себя филистимляне, ахейцы и данайцы. Но эта знаменитая победа Египта на море оказалась и последней, так как господство на Средиземном море перешло к финикийцам.

    Финикийское торговое судно
       Финикийские торговые суда начали строить не позднее второго тысячелетия до н.э. В ту эпоху корабли Крита, Микен и Египта оставались еще хозяевами Средиземного моря. Но их господство уже катилось к упадку: финикийский флот упорно выходил на первое место. На фресках одной из египетских гробниц в 1500 г. до н. э. изображено финикийское торговое судно, очень похожее на египетские торговые суда той эпохи. Киля еще нет, шпангоутов тоже, тем не менее, это было мореходное судно. Посреди его высится мачта, несущая прямоугольный парус, закрепленный на верхней и нижней реях. Нельзя понять, имело ли судно стягивающие канаты. Финикийские корабли строили из кедра, эти доски были длиннее египетских и прочнее. Нос украшен резной деревянной лошадиной головой, корма — резным же рыбьим хвостом. Судно небольшое: в те времена плавали только в дневное время, а на ночь вытаскивали суда на берег. Финикийское торговое судно, датируемое 1250 г. до н. э., было раскопано в 1959 г. возле мыса Гелидони (залив Анталия на побережье Турции). Оно имеет в длину 10 метров. Остатки его хранятся сейчас в археологическом музее Бодрум в Турции.
       Морская экспансия финикийцев началась в XII веке до н. э. Финикийцы впервые в истории мореплавания стали оснащать свои корабли шпангоутами и килем. Они строили три типа судов: маленькие каботажные, более крупные торговые — для продолжительных плаваний и, начиная с IX в.до н.э.,— военные. Размеры торговых судов постепенно возрастали, а форма их становилась все более обтекаемой. Их длина доходила до 30 метров, ширина — до 10 метров, а осадка составляла 2 метра. Гребных ходовых весел уже не было, весла применялись исключительно для маневрирования в портах и в устьях рек, а также в безветрие. Суда, перевозившие ценные грузы, были оборудованы палубой с леерным ограждением.
       В одном саркофаге в Сидоне найдено рельефное изображение судна с двумя прямоугольными парусами — один на грот-мачте с марсом наверху, второй — на наклонном фоке. Второй парус меньше первого. Такой второй парус ставили также римляне, обнаружив, что он повышает маневренность судна и позволяет идти вперед при боковом ветре.

    Бирема — военное финикийское судно
       Торговые суда финикийцев были широкими и закругленными, а их военные корабли — длинными и остроносыми. От них требовалась высокая скорость, и эта скорость обеспечивалась прежде всего гребцами. Финикийцы первыми в мире стали конструировать военные корабли — сначала с двумя банками для гребцов и большим прямоугольным парусом, сооруженным на мачте, поставленной в середине. Под парусом судно шло очень медленно. Идти навстречу ветру и сильным волнам можно было лишь с помощью весел. К марсовой дозорной площадке на верху мачты добирались по специальному трапу, который воспроизведен на модели финикийского военного корабля, выполненной на рубеже второго и первого тысячелетий до н. э. Эта модель хранится в музее Хайфы.
       Первые военные финикийские суда имели только один этаж гребцов, они назывались монерами. На носу монер не было тарана. А вот таран впервые начали ставить на двухэтажных судах — биремах. Идея тарана, безусловно, заимствована у критян. Для того, чтобы весла не путались, гребцы должны были работать в строгой координации. Для такой координации использовались флейта, барабан и пение. Барельефы из развалин дворца царя Сенхасериба изображают финикийские военные корабли VII в. до н. э. Весла верхнего яруса крепились в уключинах, нижние — проходили через бортовые люки. Над верхним ярусом гребцов располагалась боевая палуба во всю длину корабля. Снаружи бортов крепили боевые щиты, как позже это делали викинги. Учитывая, что финикийцы в свое время добирались до Балтики, можно полагать, что викинги идею размещения щитов заимствовали именно у них.

    Греческое торговое судно
       Поначалу греки не делали различия между торговыми и боевыми кораблями, разве что те галеры, которые предназначались для войны, имели экипаж, вооруженный дротиками, копьями, топорами. Сила гребцов позволяла идти вперед даже против ветра, не убирая парусов. Позднее, когда интересы греческой колонизации потребовали создания более мощного флота, торговые суда стали делать более крупными, чтоб они могли нести много товаров и людей, а паруса окончательно вытеснили весла, которые уже находили применение только для маневрирования в портах. Сегодня в музее Пирея можно увидеть модель греческого торгового судна, имевшего 22 весла. Свои торговые корабли греки строили по образцу финикийцев и критян. Поскольку у греков не было смоляных и ряда других материалов, необходимых в кораблестроении, они были вынуждены заказывать свои корабли а финикийском-порту Тир. Там строили короткие и широкие суда (ширина относилась к длине, как 1:4). Малые торговые суда, ходившие между островами Эгейского моря, имели, ввиду мелководья тамошних портов, малую осадку. Их регистровое водоизмещение составляло 10—15 тонн. Более крупные корабли, рассчитанные на дальние плавания, имели водоизмещение 200— 300 тонн. Судя по кривизне кормы, эти корабли на ночь вытаскивали на берег. У них были усовершенствованные надводные борта с решетчатыми ограждениями и боковые трапы. Мачта ставилась в середине судна и несла пестрый грот. Рулевое управление осуществлялось одним или двумя веслами, закрепленными на корпусе корабля. При хорошем ветре такое судно развивало скорость до пяти узлов (9,2 км/час). Греки ввозили очень много товаров и хлеб с черноморских берегов, из Египта и Сицилии, а вывозили вино, растительное масло, мед и ремесленные изделия. Большинство продуктов перевозилось в амфорах; емкость греческой амфоры составляла в среднем 19,4 литра. Полная грузоподъемность торговых судов равнялась 10000 амфор римского образца; римская амфора вмещала 26,2 литра. Обломки греческого торгового судна, имевшего на борту 10000 амфор, после второй мировой войны были обнаружены французскими водолазами возле Марселя. Судно имело 26 метров в длину и 12 метров в ширину. Оно затонуло в 145 г. до н.э. Водоизмещение и осадка у этих судов были большие. На носу ставилась вторая наклонная мачта, она была ниже первой и несла прямоугольный или треугольный парус, особенно удобный в бурю.

    Триера — греческий военный корабль
       Свои военные корабли греки тоже строили по образцам финикийцев и критян, но не из кедра, а из дуба и бука. На смену монерам — судам с одним ярусом гребцов (на триконтерах гребцов было 30, на пентаконтерах — 50), к VII в до н.э. греки пополнили свой флот биремами, а столетие спустя появилось военное судно нового типа — триера. У нее было три яруса весел. На греческих биремах гребцу верхнего яруса размещались не так, как на финикийских судах,— здесь они сидели в специальных гнездах, над бортами (вспомните Нику Самофракийскую из Лувра, установленную именно в таком гнезде в носовой части биремы). Таким же образом построена триера. Барельеф из Акроголя в Афинском музее помогает понять конструкцию триер: экипаж третьего яруса состоял из 31 гребца, второго яруса — из 27, первый, межпалубный ярус вмещал 27 человек. Весла второго и третьего ярусов двигались на осях-уключинах. Весла первого нижнего яруса проходили сквозь лючки в бортах, и эти лючки герметизировались манжетами из кожи. Такое судно имело в длину 36 м, в ширину 6 м, глубина осадки составляла 1 метр. Итак, оно было низким, длинным и заостренным, но у него хватало мощности, чтобы пробить корпус противника. У монеры таран имел форму головы дельфина, у триеры он состоял из 2-3 острых наконечников шпагообразной формы. На некоторых триерах ставили железные рогатины над тараном для разрушения надводного борта атакуемого судна.
       Экипаж триеры (не считая гребцов, которых на борту было 170) составляли 20 матросов и 12 солдат. Гребцы развивали скорость в пять узлов, а если еще ставился и парус, то скорость достигала восьми узлов (14,8 км/час). На триерах парус использовался только во время бури и в дальних плаваниях. При подготовке к сражению паруса сворачивали, а мачты опускали. Грот-мачта обычно располагалась в середине корабля, а впереди ставили фок-мачту, сильно наклоненную вперед,— она несла второй прямоугольный парус, помогавший маневрировать.
       Триеры прославились под командованием Фемистокла в Саламинском сражении (480 г. до н. э.), где они разбили персидский флот, несмотря на его превосходство. Оправдали себя высокие скорости и разрушительная мощь металлических таранов.

    Источник информации:http://www.museum.ru
    Категория: Корабль | Просмотров: 7487 | Добавил: moops | Теги: египетское судно, финикийское судно, Триера, Бирема, греческое судно, папирусные корабли | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Rambler's Top100