Четверг
21.11.2024
12:47
Профиль
Юнга Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск по сайту
Миничат
Изображения
Рекомендуем
  • Верфь на столе
  • Armourbook
  • Modelsworld
  • В гостях у Ксандры
  • Рекламная пауза



    Кнопка


    [ Получить код баннера]
    Счетчик материалов
    Форум: 562/26328
    Галерея: 2256
    Статьи: 101
    Литература: 2111
    Чертежи: 420
    Карта
    Статистика

    Онлайн всего: 11
    Гостей: 11
    Пользователей: 0

    Парусники

    Статьи

    Главная>Статьи> Парусники Средиземного моря. Часть 2
    Парусники Средиземного моря. Часть 2
    Римское торговое судно
       Римское торговое судно вышло на морские просторы во II в. до н. э. Римские суда — онерарии — в основном возили товары из захваченных провинций. Общий облик этих кораблей передают рельефы и мозаики из раскопок в Остии и Помпеях. Библия сообщает нам о морском путешествии апостола Павла в Рим на корабле, который вез большой груз зерна и 276 пассажиров. Римские торговые суда были крупнее греческих. Они имели большую ширину, глубокую осадку и закругленный корпус. Водоизмещение составляло около 150 тонн. Они достигали 20 метров в длину, 6 — в ширину, с осадкой порядка 3 метра. Самые крупные из римских торговых судов ходили регулярно на линии Апександрия — Остия и перевозили в основном зерно (в их трюмах помещалось от 300 до 700 тонн зерна). Из греческих источников нам известны размеры одного из знаменитых кораблей этого типа, длина которого составляла 55 метров, ширина 15 метров, а высота от киля до верхней палубы — 13 метров. Это судно перевезло обелиск весом в 500 тонн от Гелиополиса до Рима. Значит, его водоизмещение должно было составлять по меньшей мере 1300 тонн, потому что, помимо обелиска, оно было загружено еще и 800 тоннами чечевицы.
       Онерария приводилась в движение прямоугольным парусом на грот-мачте, треугольным парусом (топсель пурпурного цвета) и маленьким парусом прямоугольной формы на короткой мачте, наклоненной вперед (фок-мачта), которая служила одновременно кран-балкой. Это было единственное римское изобретение в области торгового кораблестроения. Передний парус облегчал маневренность и плавание при боковом ветре. Весла на римских торговых судах выполняли всего лишь вспомогательную функцию, хотя получали важную роль при безветрии. Характерная для этих судов приподнятая корма несла голову лебедя на длинной шее. Вместо рулевого весла — румпель, два весла с расширенными лопастями расположены позади.
       Раскопки на озере Неми позволили увидеть, что парусник эпохи императора Калигулы был по скулам одет тонкими свинцовыми пластинами для защиты дерева от гниения.
    Если верить Плутарху, самым крупным судном античности был корабль Гиерона Сиракузского: водоизмещение 4200 тонн, длина 150 метров, четыре тысячи гребцов. Но этот огромный по тем временам корабль совершил только одно плавание — из Сиракуз в Александрию. Судно такой величины не мог принять ни один тогдашний порт.

    Триера — военный корабль римлян
       Римское торговое мореходство началось в конце IV в. до н. э. Первые римские военные корабли, очень похожие на военные суда Карфагена и Греции, появились в III в. до н. э. Они были длиннее и уже торговых, несли один или два паруса, но все же их главной движущей силой оставались весла. Самыми крупными боевыми кораблями считались квадриремы и квинкваремы, то есть суда с четырьмя и пятью ярусами гребцов. Квинкварема имела 40 метров в длину, пять ярусов и 270 гребцов, а также 30 человек морского экипажа и 140 солдат. Каким образом располагались гребцы — этого мы не знаем. Точно так же нет точного представления о том, как размещались гребцы на триерах. По каждому борту длиной в 36 метров сидело по 90 гребцов, то есть всего их было 180. Не знаем мы и того, как располагались ярусы — один над другим или с интервалами по длине. По заказу императора Наполеона III в Париже построили и спустили на воду Сены римскую триеру в натуральную величину. Это было в 1865 году. Но весла трех ярусов перепутались и триера, при всей своей величественности, не могла двигаться. Надо думать, что на настоящей триере гребцы располагались либо последовательно, либо рядом.
       Римляне усовершенствовали греческую триеру и оборудовали ее подъемным трапом, что называлось корвус для удобства атаки на абордаж. Большой блок обрушивался с высоты на вражеское судно и ломал корпус. Удар этот был потрясающий. На носу и на корме располагались небольшие площадки для стрелков. Помимо этого, римские боевые корабли имели грозные тараны, каждый с тремя остриями. Римляне первыми в мире учредили морскую пехоту, которая использовала для абордажа подъемный трап на носу корабля. В случае необходимости трап этот длиной от 6 до 12 метров освобождался от крепления и стремительно падал на палубу вражеского судна. На боевом краю этого трапа было острие, вонзавшееся в палубу противника. Теперь морская пехота могла идти в атаку. Обычно римляне в таких морских сражениях побеждали. Так они разгромили Карфаген и стали господствовать по всему Средиземноморью.

    Римские боевые галеры — бирема и либурна
       Бирема — это боевая галера, приводимая в движение двумя ярусами гребцов. На грот-мачте она несла прямоугольный парус. Второй прямоугольный парус, только поменьше, крепился на второй, малой мачте впереди. Бирема была мобильнее триеры, имела возможность эффективнее использовать в бою таран, имевший форму клюва, который тоже был падающим. Кроме того бирема имела боевую башню и большой блок для разрушения корпуса вражеского корабля. Единственным недостатком судна было малое число солдат на борту. В Музее науки и техники в Милане выставлена модель биремы на 23 весла по каждому борту. Ее длина — 32 метра, ширина —5,75 метра, осадка —1,3 метра.
       В том же музее можно увидеть модель галеры поменьше — либурны (см. иллюстрацию).
       Либурна была введена в состав военного флота Рима по инициативе адмирала Агриппы (1 в. до н. э.). Длина либурны —29 метров, ширина —5 метров, осадка —1 ,1 метра. Парусное оснащение такое же, как у биремы, весел — по 1 1 по каждому борту, в один ярус. Иногда, при удлиненных веслах, на одно весло полагалось по 2—3 человека. Эта конструкция скопирована римлянами у далматинских пиратов, которых было в то время полным-полно на Средиземном море. Римляне для защиты своего торгового флота сначала скопировали пиратскую либурну, а потом стали этих же пиратов громить своим усиленным военным флотом. В 67-м году до н. э. против пиратов были брошены триремы и квинкваремы, но основная ударная сила принадлежала биремам, к тому времени уже оборудованным катапультами, и либурнам, на которых стояли тяжелые катапульты. Это было весьма грозное оружие: во вражеские корабли летели убийственные снаряды — глиняные горшки, наполненные смесью смолы и селитры, мгновенно вспыхивающей на палубе противника. При заливании такого пожара водой огонь разгорался еще пуще. Погасить пламя можно было только песком или вином. Биремы и либурны показали себя исключительно эффективными боевыми кораблями в сражениях с триерами -в большой битве между флотами Октавиана и Антония. Триеры Антония, при поддержке флота царицы Египта Кпеопатры, вступили в бой с биремами и либурнами Октавиана у Акциума. Это было в 31 г. до н.э. После этого разгрома триеры, как тип кораблей, потеряли свое значение. С падением Западной Римской империи триеры вообще исчезли с морских просторов. Их окончательно вытеснили биремы и либурны. Либурна стала прообразом дромона — гребного византийского судна. Двухярусные биремы, как и галеры, продержались до конца XIII века.

    Дромон
       После падения Западной Римской империи борьба за господство на Средиземном море велась уже между Византией и Арабским миром. Главным видом кораблей в ту эпоху стал дромон, причем с обеих сторон. Дромон — боевой корабль, пришедший на смену биремам и либурнам. Впервые дромон был спущен на воду около VI в. н.э. и продержался, в нескольких разновидностях, до XII века. Об этом судне у нас мало сведений.Одна византийская рукопись, датируемая 850-м годом, содержит гравюру, изображающую дромон того времени. Его конструкция напоминает конструкцию биремы с двумя ярусами гребцов. Дромон имел две мачты с латинскими парусами. Но самые первые суда этого типа имели один ярус гребцов, скорее напоминая либурну с одной мачтой. Позднее появились крупные двух- и трехмачтовые дромоны. Их длина варьировала от 30 до 50 метров, ширина — от 6 до 7 метров. На корме было два румпеля, у каждого борта свой. В плане они имели заостренную форму и были весьма быстроходны. Экипаж насчитывал, в зависимости от размеров корабля, от 100 до 300 человек. Существовал у византийцев и такой корабль, как хеладион, но о нем нам известно еще меньше, чем о дромоне.
       Киль дромона оканчивался, как и у биремы, погруженным в воду тараном, а главным его вооружением были катапульты, метавшие огненные снаряды на большое расстояние. В носовой и кормовой части судна размещались приподнятые палубы для стрелков из лука. Мощные, тяжелые катапульты имели возможность кидать снаряды весом в 500 кг на дистанцию до 1000 метров. Вооружались дромоны также легкими огнеметами — сифонофо-рами, которые заливали корабли противника жидкой горящей массой (греческий огонь), состоявшей из гудрона, серы и селитры, растворенных в нефти. При малейшем контакте с водой жидкость вспыхивала. Как уже говорилось по поводу римской либурны, такой пожар только разгорался при тушении водой и гасили его лишь вином, уксусом или песком. Точный состав этой смеси, как и конструкция вооружения, не дошли до нас. От таранов противника дромоны были защищены металлической броней.

    Византийское торговое судно
       Когда в 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную, основная часть римского торгового флота отошла на восток. Это означает, что византийские торговые корабли имели в своей основе римскую конструкцию. В VI и в VII веках, когда Византия оккупировала почти все побережье Средиземного моря, именно дромоны вели морскую торговлю на этом огромном пространстве. И только в VIII веке появилась оригинальная византийская конструкция торгового судна, которую назвали латинским парусником. Мы мало знаем его историю, хотя некоторые описания имеются в Национальной библиотеке Парижа и в библиотеке Эскуриала.
       По размерам латинский парусник разделялся на большой и малый. Большой парусник имел в длину 25 метров, в ширину —7 метров и две палубы. Но погрузка товаров производилась только через маленький люк, другого доступа в трюм не было. Во время рейса люк наглухо задраивался. Этот большой плавучий склад нес две мачты. Расположенная впереди имела, подобно римской фок-мачте, значительный наклон вперед. Вторая мачта ставилась посредине судна и была пониже. Обе они несли латинское парусное вооружение на наклонных и очень длинных реях, причем каждая рея состояла из двух частей. Такую систему парусного оснащения придумали арабы. Она позволяла очень быстро возвращаться к ветру при маневрах. Вот почему этот корабль не нуждался в веслах. Лишь два из них ставились справа и слева кормы, выполняя роль румпеля. На корме крупных латинских парусников располагалась небольшая платформа на столбиках и с крышей.
       Малый латинский парусник имел только одну палубу и одну мачту, наклоненную вперед и укрепленную в середине палубы. Мачта несла латинский парус на наклонной и изогнутой к концам рее. Эти суда не имели надстроек ни на носу, ни на корме, зато их наружные борта были украшены бортиками по всей длине.

    Нава Венеции и Генуи
       На смену византийским торговым пришли торговые суда городов-республик Италии. Время их расцвета —с XII по XIV век. Все эти корабли имели общее название Нава. Они не имели весел, а только паруса. Проектировали и строили эти суда Венеция и Генуя, монополизировавшие в ту эпоху всю торговлю Европы со странами Леванта. Выполнение подобных задач требовало корабля нового типа, с большой прочностью и большой грузоподъемностью, потому что перевозить приходилось огромное количество товаров, пассажиров, лошадей, вооружения и провианта. По своей ширине и осадке эти суда напоминали римские торговые корабли с выпуклыми бортами, с глубокой осадкой и высоким надводным бортом. При осадке в 6 метров, от ватерлинии до борта оставалось еще 4 метра. Нос и корма, где размещались жилые помещения, поднимались над палубой на 3—4 метра. Были навы с тремя палубами. Такое судно имело 30 метров в длину, 12 метров в ширину и брало на борт 500 тонн груза. Именно они были главным средством всех перевозок во времена крестовых походов.
       Навы оставались неповоротливыми, слишком массивными судами. Нередко бывало так, что при смене галса и брасоплении парусов всем пассажирам приходилось бросаться на противоположный борт, чтоб не дать судну перевернуться. Но ведь главной задачей этих кораблей была не скорость и не маневренность, а возможность перевозить как можно больше груза. Различались одномачтовые, двухмачтовые, трехмачтовые корабли этого типа. Поначалу все мачты несли латинские паруса на наклонных реях. Со временем, когда размеры кораблей стали возрастать, выяснилось, что латинского паруса для большого судна уже недостаточно. Тогда добавили еще и прямоугольные паруса. Навы раннего периода были оснащены румпелем, но когда венецианцы и генуэзцы увидели корабли из стран Северной Европы, которые везли своих крестоносцев в Палестину, то обратили внимание на форму руля и переняли ее. Корма у Навы очень высоко поднята и укреплена бимсом.

    Источник информации:http://www.museum.ru
    Категория: Корабль | Просмотров: 8880 | Добавил: moops | Теги: либурна, дромон, Триера, Бирема, византийское судно, Нава | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Rambler's Top100