Главная>Статьи> Парусники Средиземного моря. Часть 3
Парусники Средиземного моря. Часть 3
Средневековая галера
Галера — военное весельное судно, прямой потомок дромона. Она появилась где-то около 1000-го года в торговых флотах итальянских городов-республик. Название галера происходит от названия рыбы галеос, которая имела форму шпаги (а у галеры был длинный бушприт, с острием, обшитым блестящей латунью...). В XII веке на галере было два яруса весел - это тоже традиция дромона. По каждому борту располагалось 21 весло. Но двухъярусные галеры в XIII веке сошли со сцены. Начиная с XII века гребцов рассаживали уже не по ярусам, а по рядам. Весло проходило в отверстие специальной боковой балки без уключин. Весла стали располагать не на равных расстояниях друг от друга, а группами, сначала по два весла в группе, потом — по три. На каждой скамейке размещалось по два или три гребца, посредине судна был помост для надзирателей. Галера, в которой группы составлялись из трех гребцов, называлась триерой и имела по каждому борту 40-44 весла. У ранних галер на корме оставались закругленные металлические острия, а в XIII веке вместо них стали ставить офицерскую каюту. Первые галеры были одномачтовые, но в XIII веке добавилась еще одна мачта, причем обе они несли огромный латинский парус. Реи этих парусов имели длину почти такую же, как вся галера. Но паруса считались вспомогательным средством передвижения, а главным были весла. Во время сражения паруса свертывали, а рею крепили к палубе цепью. До появления артиллерии главным оружием галеры был заостренный бушприт. Он мощным ударом вспарывал борта вражеских кораблей и ломал их весла. Отношение длины галеры к ее ширине составляло 6:1, так что если длина была 40 метров, то ширина — 6,5 метра, а осадка превышала 2 метра. Руль на ахтерштевене появился только на галерах XV века.
Галера нового времени
Золотой век галер пришелся на XVI и XVII века, когда их стали украшать золотом и пурпуром, а галерные офицеры набирались из самой знатной аристократии. Сами суда и их весла непрерывно увеличивались в размерах. Но в то же время внутри галеры, в межпалубном пространстве, где сидели прикованные к скамейкам гребцы, условия были адские. К XVII веку длина галерного весла стала больше 15 метров, а его вес превышал 250 кг. Ни одному человеку не под сипу было работать с таким веслом, так что на каждое сажали нескольких. В XV веке — даже по 5 человек, а в XVII веке — по 8. Увеличилась и длина галеры. Если в XV веке она составляла около 50 метров, при ширине 7,5 метров и осадке от 2,5 до 3 метров, то в XVII веке галера уже достигала в длину 57 метров, в ширину — 6,5 при осадке 2,2 метра. При расхождении отношения длины к ширине порядка 9:1 и при могучих веслах (26 по каждому борту) галеры достигали очень высоких скоростей. В XVI веке выделялась галера двухмачтовая: одна мачта в носовой части судна, другая — посредине. В XVII веке добавилась третья мачта, но она оказалась неэффективной. На корме галер той эпохи ставили на полуюте комфортабельную жилую надстройку для командиров и офицеров. На полубаке размещали пушечную батарею, которая, в зависимости от размеров галеры, могла иметь от 3 до 7 пушек, 24- и 36- фунтовые. По бортам ставили легкие пушки. Крупнейшее морское сражение с участием галер произошло 7 октября 1571 года при Лепанто, когда 250 турецких галер вступили в бой с 210 галерами объединенного флота Венеции, Генуи, Ватикана и Испании. С каждой стороны сражалось по 80 000 человек. Союзный флот вышел победителем в основном благодаря галеасам, которые могли вести огонь через портики обоих бортов. В XVI веке появились уменьшенные типы галер, а именно галера - четвертинка, или бригантина и полугалера галеот.
Французская галера
После сражения при Лепанто галеры стали постепенно утрачивать военное значение, так что к середине XVIII века галерные флотилии прекратили существование. Но эти суда продолжали использоваться как плавучие тюрьмы (хотя и во времена своего расцвета они для своих гребцов оставались тюрьмами и ничем больше). Но перед тем как окончательно уйти из истории, галеры пережили еще один, последний час великой славы: это было во время царствования Людовика XIV. Французские боевые галеры той эпохи отличались исключительной роскошью отделки снаружи и роскошью офицерских помещений. Все это делалось в подражание королевской галере «Ля Реаль», корма у которой была целиком позолочена. Эта королевская галера имела 34 весла по каждому борту, меньшие галеры имели 29 весел, а рядовые — по 26 весел по каждому борту. Собственно, этот тип кораблей в то время не имел уже никакого значения, но французский военный флот сохранил их только потому, что офицерские должности на галерах традиционно принадлежали представителям аристократических семей. Галера венецианских дожей, буцентавр, была одной из самых роскошных галер уходящей эпохи. Первый буцентавр был построен в 1311 году, а последний в 1729 году. Когда в 1790 году Венеция пала под натиском Австрии, кончилась и эпоха галер. Последний буцентавр имел 21 весло по каждому борту, причем на каждом было по 4 гребца. Длина этой галеры была 44 метра, ширина — 7,3 метра.
Галеас
Галеас — сверхмощная галера, построенная в начале XVI века. Она использовалась как галера вплоть до XVIII века, но из Средиземного моря не выходила никогда. Смысл создания галеаса был в том, чтобы обеспечить навигацию в зимнее время, потому что обычные галеры плавали только летом. Первые галеасы имели 50 метров в длину, а потом уже и 70 и 80 метров. Тридцать весел по каждому борту. Иначе говоря, гапеас был задуман как комбинация галеры и галеона — типичный парусник своей эпохи (XVI — XVIl вв.). На каждое весло сажали 4—7 гребцов, они работали между палубами, чтобы не мешать ни матросам, ни солдатам. Верхняя палуба несла уже 70 пушек. Тяжелые орудия ставили на круглой площадке носовой части, откуда можно было вести огонь в любом направлении. Галеас был первым парусником, где пушки размещались не на верхней палубе по бортам, а закрывались фальшбортами. На корме галеаса ставили легкие кулеврины. Это оказалось возможным потому, что галеас был очень объемным. Его ширина достигала 16 метров, а экипаж, включая гребцов, матросов и солдат, составлял до 800 человек. Поскольку водоизмещение галеаса было около 1000 тонн, то и осадка его была глубже, чем у галеры. Средиземноморские галеасы отличились в сражении при Лепанто, но 11 лет спустя они погибли вместе со всей испанской Армадой: англичане разгромили их в Ла-Манше.
Шебека и фелука
Шебека, наряду с галерой, была самым типичным парусником Средиземного моря в XVII — XVIII веках. Момент ее появления скрывается от нас во мраке неизвестности. Возможно, это был усовершенствованный дромон с высокими бортами и малой осадкой. Явно проглядывается влияние конструкции шхуны. Сказывается также влияние арабского кораблестроения, о чем свидетельствует длинная усеченная корма, да и вся форма корпуса. Поначалу шебека имела от 30 до 40 весел, которые использовались в безветренную погоду. Позднее количество весел на одну треть уменьшилось, потому что главной движущей силой шебеки стали три латинских паруса, поставленные на три мачты. Фок-мачта наклонялась вперед, бизань-мачта отклонялась назад, а бушприт удерживал большой фок. Это судно было быстроходным и очень маневренным. Благодаря малой осадке, его широко использовали на мелководье. Пушечное вооружение было очень мощным. Все эти характеристики привели к тому, что шебека стала основой пиратского флота. Особенно грозными были такие суда у пиратов Алжира и Марокко. Их длина достигала 39 метров, ширина — 7,5 метра и осадка — 2,7 метра. По бортам стояли 8 шестифунтовых пушек, на корме — 4 двенадцатифунтовые, да по фальшбортам — 8 трехфунтовых кулеврин. Итого 28 пушек на одну шебеку! В XVIII веке этот тип судна появился в испанском и французском флотах. В том же веке возникла и новая конструкция под названием полакка. Это было судно одновременно военное и торговое, причем с очень разнообразными формами корпуса и парусного оснащения. Передняя часть корпуса полакки — как у шебеки, а задняя — как у фрегата. Наклонная фок-мачта несла большой латинский парус, грот-мачта —2 или 3 прямоугольных паруса, а бизань-мачта — и латинские паруса и прямоугольные. Что касается фелуки, она представляла собой двухмачтовую шебеку, очень скоростную и маневренную, с осадкой не глубже одного метра. На ней ставили от 6 до 8 маленьких пушек. Когда в море вышли большие линейные парусники, некоторые из них крепили на верхней палубе маленькие фелуки, которые служили связными судами. Фелуки и до сих пор плавают в Испании вдоль побережья.
Средиземноморская шаланда
Слово шаланда происходит от греческого слова «хеландион», что означает «плоскодонка». Это небольшое судно с малой осадкой, плоским дном и низкими бортами. Свою классическую форму шаланды получили у англичан в XIX веке: эти суда были одинаково хороши и на Темзе, и в море. Интересная группа шаланд появилась в Средиземном море. В отличие от лондонских, которые для улучшения хода против ветра ставили специальные паруса, шаланды Средиземного моря этого «трюка» не признавали. В Эгейском море греческие рыбаки ходили на маленьких шаландах без палубы (они назывались скафо) с одной мачтой и грот-парусом на шпринтове. Шпринтов представлял собой рею, которая делила прямоугольный парус на два треугольника. Такое распределение парусов оказалось очень эффективным на рыболовных судах с малой осадкой, позволяя им легко и уверенно делать повороты. Палуба, как и в старые времена, защищалась от волн натянутой парусиной. Корпус скафо выполнялся в стык, в отличие от судов Северной Европы. Ближайший родственник скафо, турецкая чектирма, имела планшир. Парусное оснащение этих судов было мальтийским. Другая турецкая шаланда, махонна, отличалась тем, что вместо шпринтова она имела длинную и эксцентрично установленную рею на низкой мачте, несущей латинский фок. Рея уравновешивалась с короткого конца противовесами. Греческая сакколева несла один латинский парус, на фок-мачте, наклоненной вперед, имела прямоугольный парус, на бизань-мачте — опять латинский, а на бушприте — фок и, как у всех подобных судов, еще и форстаксель.
Корабли Мальтийского ордена
Рыцари мальтийского ордена обосновались на Мальте в 1530 году. За пять лет до этого им пришлось покинуть остров Родос и бежать от турок. В XV веке мальтийцы считались лучшими моряками на Средиземном море, а их корабли не имели себе равных. Даже заклятые враги мальтийцев — турки смотрели на них с почтением. Крупнейшее морское сражение с турками произошло в 1565 году. Флот султана Сулеймана II выступил в составе более 160 галер, которые несли свыше 30000 отборных солдат (это не считая гребцов и матросов). В ходе жестокого сражения рыцари мальтийского ордена под командованием своего великого магистра Ла-Валетты разбили турок на голову и спасли Европу от турецкого вторжения. Мальтийский флот состоял из галер, каждая из которых насчитывала от 26 до 30 скамей с 5 гребцами на каждой. Иначе говоря, на одной галере было 260—300 гребцов и столько же солдат. Главное вооружение такой галеры состояло из пушек по 36 и 48 фунтов в носовой части, а кроме того имелись еще две пушки по 8 фунтов и две по 6. Добавим, что 18 кулеврин и 18 баллист могли швырять снаряды, камни и куски металла во вражеские корабли. Флагманское судно мальтийского ордена, или «Великая карака», был самым крупным кораблем этой эпохи. Она имела 8 палуб, а в ее трюме хватало места на продовольствие, достаточное, чтобы полгода кормить экипаж, не заходя ни в один порт. На этом судне были свои мельницы для размола зерна и крупы, свои кузницы и огромные запасы пресной воды. Корабль облицовывался несколькими слоями металлических листов, так что огнестрельные орудия для него были не очень страшны. При своих огромных размерах это судно легко управлялось. Две грот-мачты несли 4 грота и 2 малых прямоугольных паруса, т. е. парусность была четырехэтажной. Бушприт держал 2 малых прямоугольных паруса, две бизани несли 2 латинских паруса. Экипаж составлял 300 человек.
Фоветта и тартана
В конце XVIII века и в начале XIX века на берегах Средиземного и Лигурийского морей появилось новое судно. Его называли фоветта, но это был прямой потомок шебеки. В отличие от шебеки, у фоветты нос был высоко поднят, как и бушприт, а корпус укорочен, массивен и менее элегантен. Парусное оснащение целиком повторяло шебеку: 3 мачты с латинскими парусами. Корма французской фоветты сохраняла полностью форму шебеки, тогда как корма генуэзских и лигурийских фоветт была усечена выше ватерлинии. В XIX веке начали сочетать латинские паруса фоветты с прямоугольными парусами: французская фоветта на двух первых мачтах несла три прямоугольных и один латинский паруса на бизань-мачте. Очень интересны некоторые особенности генуэзской фоветты. Две ее передние мачты несли прямоугольные паруса, но на верхней палубе в запасе лежали две длинные реи со свернутыми латинскими парусами. Отсюда мы делаем вывод, что при необходимости прямоугольные паруса можно было заменить латинскими. Возможно, это был уникальный случай в истории мореплавания. Одной из первых наследниц шебеки стала тартана, которая появилась в XVI веке. Это было небольшое судно, довольно широкое, с латинскими парусами и седловатой палубой. Одно время это судно было очень популярно на Средиземном море. Тартаны имели четкие национальные различия. Известны французские, испанские и албанские тартаны, но все они имели нечто общее: длина, в среднем, 18 метров, ширина —5,3 метра. Отношение длины к ширине составляло 3,5:1. Вначале эти корабли имели 2 мачты: фок-мачту и грот-мачту. К середине XVIII века фок-мачту заменили бизань-мачтой, а традиционный латинский парус — стакселем.