Главная>Статьи> Первоначальные английские инструкции по навигации и бою
Первоначальные английские инструкции по навигации и бою
Правительство Вильяма и Марии официально выпустило новую книгу под названием «Инструкции по навигации и бою». Точная дата издания неизвестна. Книга форматом in folio выглядела солидно. Она, впрочем, сохранила расположение разделов, как это было впервые сделано в книге герцога Йоркского 1672 —1673 гг. Однако она содержит совершенно новый набор боевых инструкций. Эти инструкции, носившие пометками на полях стали официальными боевыми инструкциями Королевского флота восемнадцатого столетия.
Новая книга включает в себя 9 инструкций для постановки и снятия с якоря днем, 7 ночью и 8 в туман, 14 по плаванию днем и 9 ночью. В инструкциях по действию днем заметен прогресс по сравнению с таковыми времен Республики, а их отделение от ночных сигналов уменьшило их число. В новых инструкциях усматривается желание усилить общий контроль над флотом на переходах морем, частично с помощью сигналов, а частично более устойчивым построением, избегая, таким образом, прежний, требующий длительного времени процесс передачи приказа с помощью шлюпки. Упоминаются 18 отдельных сигналов вызова флаг-офицеров, капитанов и офицеров различного ранга на борт флагманского корабля, а также новые инструкции для шкиперов и лоцманов, приписанных к флоту, 27 боевых инструкций, сгруппированных на новой основе, оказались точно такими же, как и изданные вскоре инструкции адмирала Эдуарда Рассела.
В общем, в этих инструкциях видно стремление сосредоточить в руках адмирала большую власть, предоставив ему одновременно больше возможности для проявления тактической инициативы. За исключением статьи 17 остальные оказались далеки от гипотетических случаев, постулированных в прежних инструкциях, и направлены на решение текущих обстоятельств с помощью более точной сигнальной системы. Анонимность этой книги придает ей больший авторитет, чем авторство любого адмирала. Здесь мы больше не встречаемся с инструкциями герцога Йоркского по его флоту или инструкциями Руперта и Олбемарла по их флотам, а с официальными инструкциями по плаванию и бою, выпущенными анонимно. В них даже не употребляется термин флот «Его, Ее или Их Величеств».
Статья 17 инструкции по бою является новым вариантом статьи 1 Руперта и Олбемарла, повторенной герцогом Йоркским в 1672 г. под номером 8. Теперь в ней говорилось, что когда два флота сравняли свои строи, то тогда «арьергард нашего флота меняет галс первым и все корабли один за другим, как могут скорее, формируют линию так, чтобы вести бой на том же галсе, что и противник». Руперт и Олбемарл прямо указывали: «Вся наша линия строится за арьергардом, легшим на другой галс первым, и приходит на курс, параллельный курсу противника». Новые инструкции ближе к инструкциям герцога Йоркского, чем Руперта и Олбемарла. Важность этой статьи заключается в том, что указывает способ, как при определенных условиях выиграть сражение. Поскольку инструкции стали «адмиралтейскими», то эта статья становится обязательной для всех командующих адмиралов британского флота в различных частях света. Это была интерпретация боевых инструкций, с которыми адмирал Джон Бинг шел в бой с Ла Галиссоньером (La Galissoniere) в 1756 г.
Второе издание этой книги отличается от первого тем, что из нее изъяты двухстраничные планы порядка построения кораблей на переходе. По-видимому, считалось, что эти порядки построения часто меняются и их трудно изобразить на чертеже, а возможно, это было сделано еще и потому, что голландский флот был включен в состав флота Конфедерации.
Тот факт, что копия первого отпечатка имеет три добавленные боевые инструкции (статьи 28 — 30), вписанные в рукопись, и то, что эти последние в точности соответствуют тем, которые добавлены адмиралом Эдуардом Расселом к своим печатным инструкциям 1691 г., позволяет считать дату появления нашей рукописи между 1689 и 1691 годами, наиболее вероятно — в 1690 г. Мы знаем, что адмирал Артур Герберт граф Торрингтон в сражении при Бичи-Хэд все еще следовал инструкциям герцога Йоркского из его свода инструкций 1672—1673 гг. Рассел сменил Торрингтона в декабре 1690 г., и его собственные инструкции появились в 1691 г. Похоже, что анонимные инструкции по плаванию и бою написаны на основе опыта сражений при Бэнтри-Бэй (1689 г.) и Бичи-Хэд (1690 г.), где-то в конце лета или осенью 1690 г. Они оставались в силе после того, как их признал Рассел в кампании 1691 — 1692 гг.
Как долго эта книга пользовалась признанием, мы не знаем. По некоторым включениям в ее текст понятно, еще 12 сентября 1695 г. ею пользовался адмирал Джордж Рук, сменивший Рассела в качестве главнокомандующего флотом на Средиземном море. Это были три новые боевые инструкции, упомянутые выше. Книга не утратила своего значения и в последующие годы, и ее можно считать предшественницей сводов XVIII века. Своды Рассела и Рука были лишь их личные и временные переделки.
Итак, свод 1690 г. под простым названием «Инструкции по навигации и бою» состоял из следующих сигналов: Статья 1 — сигнал к построению кильватерной линии; Статья 2 — сигнал к формированию параллельных линий; Статья 3 — сигнал Белой эскадре к перемене галса и выигрышу ветра у противника; Статья 4 — то же Синей эскадре; Статья 5 — то же вице-адмиралам Красной, Белой и Синей эскадр; Статья 6 — то же адмиралам арьергарда; Статья 7 — адмиралам, оказавшимся на или под ветром от всего флота, вступить в его строй или в кильватер ему; Статья 8 — то же, что и статья 7 (часть вторая) инструкции 1653 г.; Статья 9 — сигнал авангарду первому лечь на другой галс; Статья 10 — то же арьергарду; Статья 11 — сигнал всем флагманским кораблям идти в кильватере; Статья 12 — сигнал Белой и Синей эскадрам прибавить парусов; Статья 13 — сигнал о вступлении в бой; Статья 14 — сигнал фрегатам вступить в кильватер флагману; Статья 15 — сигнал взять рифы на передних парусах, если линия баталии на ветру; первыми проделать это замыкающим строй кораблям; Статья 16 — сигнал прибавить передних парусов (передовым кораблям первыми); Статья 17 — новый вариант инструкции № 1 Руперта и Олбемарла, скомбинированной с инструкцией герцога Йоркского №8 от 1672 г. на вступление с наветра при сближении с противником на контркурсах; Статья 18 — «если адмирал и его флот оказались с наветра от противника, то авангард атакует авангард противника»; Статья 19 — не стрелять, пока не сблизимся на пистолетный выстрел; Статья 20 — не преследовать небольшие отряды противника (как и у герцога Йоркского статья 6от 1665г.); Статья 21 — сигнал, подаваемый кораблем в опасности. Мателот идет на выручку; Статья 22 — сигнал о том, что адмирал или другой флагман в опасности. Флот должен прикрыть его; Статья 23 — мателоту прикрыть брешь в строе, ввиду выхода из строя идущего перед ним корабля; Статья 24 — если флагманский корабль вышел из строя, адмирал может перейти на борт любого другого корабля своей эскадры; Статья 25 — сигнал всему флоту преследовать разбитого противника; Статья 26 — сигнал флагману эскадры или отряда на преследование, а также выход на ветер от противника; Статья 27 — сигнал прекратить преследование.
23 декабря 1690 г. адмирал Эдуард Рассел был назначен главнокомандующим флота Конфедерации. В следующем году ой издал книгу инструкций, которая являлась точным воспроизведением второго издания прежних инструкций, за исключением трех новых и одной расширенной боевых инструкций. Эта книга впервые несла на титуле имя адмирала. Однако сам Рассел не приложил руки к составлению книги в целом. Имена же тех, кто вносил изменения, не указаны. Издание инструкций от имени Рассела указывает лишь на то, что он, возможно, вносил эти изменения в процессе подготовки книги к изданию. Вскоре после этого Рассел оставил все свои посты на флоте и в Адмиралтействе, а 20 мая 1702 г. членом Адмиралтейской комиссии был назначен Рук.
В статью 17 Рассел добавил параграф о сигнале, которым адмирал требует от передового корабля в линии баталии изменить парусность. Младшие флагманы репетуют этот сигнал. Статья 28: « Поврежденный корабль может быть отбуксирован другим идущим перед ним кораблем с разрешения флаг-офицера» . Статья 29: «Сигнал флагманскому кораблю днем: отдать или выбрать якорь». Такой же сигнал на сближение и обход противника. Статья 30: «Сигналы Красной, Синей и Белой эскадрам: построиться в линию баталии; то же вице и контр-адмиралам эскадр».