Четверг
25.04.2024
07:25
Профиль
Юнга Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск по сайту
Миничат
Изображения
Рекомендуем
  • Верфь на столе
  • Armourbook
  • Modelsworld
  • В гостях у Ксандры
  • Рекламная пауза
    Кнопка


    [ Получить код баннера]
    Счетчик материалов
    Форум: 560/26258
    Галерея: 2256
    Статьи: 101
    Литература: 2111
    Чертежи: 420
    Карта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Парусники

    Статьи

    Главная>Статьи> Рангоут. Типовая оснастка (английский тип) двухмачтового судна.
    Рангоут. Типовая оснастка (английский тип) двухмачтового судна.
       Типовая оснастка (английский тип) двухмачтового судна, вооруженного бригом в первую треть 18 столетия (30-е, 40-е годы.). Цикл статей из книги Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века Автор К.Х. Марквардт перевод А.А. Чабана

    РЕИ

       Реями называют рангоут, подвешенный на мачтах и служащий для крепления парусов. В большинстве случаев реи изготавливали из оной штуки дерева, однако грота- и фока- реи на больших судах после 1773г. Состояли из двух деревьев, каждое из них имело длину, обеспечивающую перекрытие их на четверть длины плюс 4'. На английских судах реи, до этого полностью круглые , начинают выполнять такими, чтобы внутренняя четверть их стала восьмиугольной. Кроме того внутреннюю сторону, повернутую к мачте, ещё на две следующие четверти по одной грани восьмиугольника тоже выполняли плоской, так что в этом районе только 7\8 окружности рея оставались круглой.
       В последней четверти века по всей плоской грани задней стороны рея (по одной грани), была установлена фиша толщиной 2', а в средней восьмиугольной части на шести гранях принагелены латы. Переднюю грань оставляли свободной. Латы по длине и ширине равнялись граням и были толщиной от 3\4 до 1'. По сторонам они были скошены, а на концах закруглены. Все нижние реи и все марса- реи, за исключением бегин- рея, имели латы. Утоньшение реев большую часть века составляло: в 1- ой четверти от середины 30\31 диаметра в середине рея, во 2-ой четверти: 7\8, в 3- й четверти: 7\10 и в 4- ой четверти: 3\7.

       Пропорциональные размеры реев.

       Ниже приведены размеры, составленные по данным В. Монтеня, Д. Стила и В. Фалконера (издания 1815г.) и др.

    Длина: Грота- рей, 1745 г.- 9\10 грот- мачты;
    Фока- рей - 7\8 грота- рея;
    Грот- марса- рей, 1756 г.- 1\2 грота- рея;
    Фор- марса- рей, 1756 г.- 7\8 фока- рея;
    Блинда- рей, 1719 г.- 7\10 фока- рея;
    Диаметр: Грота- рей, до 1794 г.- 3\4' на каждый ярд длины;
    Фока- рей, до 1794 г. - 3\4' на каждый ярд длины;
    Марса- рей- 5\8' на каждый ярд длины;
    Блинда- рей- 5\8' на каждый ярд длины;

       Гики и гафели. Во второй половине века бизань- рю всё больше и больше заменяют гафелем, а позднее гафелем и гиком. Постепенное их введение началось на малых фрегатах около 1750г. Гик стали вводить на судах около 1790г. Гафель служил для крепления верхней шкаторины триселя, а гик, к которому шел шкот, удерживал галс и шкот этого паруса на нужных местах. На бригах, шхунах, тендерах и других малых судах это были грот- трисель, фока- трисель, а иногда и бизань. Наибольший диаметр гафели имели в 4 футах от внутреннего конца. Утоньшение наружу составляло: 1-я четверть- 40\41 наибольшего диаметра, 2-я четверть- 11\12, 3-я четверть- 4\5, 4-я четверть- 5\9. Наибольший диаметр гика на тендерах, шлюпах и подобных им судах находился в районе крепления гика- шкота, располагавшийся довольно близко к корме. Чтобы найти остальные диаметры, внутреннюю часть гика от шкота делили на четыре части, а внешнюю на две. Диаметры от шкота внутрь были такие: 1-я четверть- 40\41, 2-я четверть- 11\12 наибольшего диаметра, 3-я четверть- 7\8, 4-я четверть- 2\3. От шкота наружу: 1-я половина- 11\12 наибольшего диаметра, 2-я половина- 3\4.

       Пропорциональные длины и диаметры гафелей и гиков.

    Длина: Бизань- гик- 5\7 грота- рея, диаметр- 5\8' на каждый ярд длины;
    Гафель- 5\8 бизань- гика, диаметр- 5\8' на каждый ярд длины;
    Тендеры: длина грота- гика 2\3 длины мачты, диаметр грота- гика 9\16 на каждый ярд длины. Гафель: длина 3\5 длины гика, диаметр 1\4' на каждый ярд длины.

       Клампы и усы. Реи имели различные клампы, выполненные соответственно их назначению. Так, клампы- ловушки были принагелены к рею вблизи его середины с двух сторон. Они препятствовали скольжению в стороны бейфута, на котором был подвешен рей и обеих фал- блоков. Стоп- Клампы, находившиеся на концах рея, локализовали положение брасов, 'ножных' перт и топенантов. Клампы- ловушки были обычно длиной в 1,1\4 диаметра рея, шириной в 1\4 их длины и высотой в 2\3 их ширины. У грота- и фока- реев на 1\3 своей длины они образовывали нависающие лапки. Обычно отстояние этих кламп от середины рея равнялось его диаметру.
       Стоп- клампы были длиной в 1\2 диаметра рея, шириной в 1\4 длины и высотой в 2\3 ширины. Отстояние их от оконечностей составляли у грота-, фока- и блинда- реев 1,1\2' на каждый ярд длины рея, у марса-реев- 3'. Стоп- клампы у всех реев были установлены как на передней, так и на задней сторонах.
       Гафели и гики на концах, подходящих к мачте, имели усы, изготовленные из дуба и на половину охватывающие мачту. Толщина усов составляла приблизительно 1\4 диаметра. При этом внутренний диаметр усов на 1' был больше диаметра мачты, так как их внутреннюю поверхность обивали кожей. Усы гафеля были подобны усам гика, только их внутренний диаметр был срезан кверху под 40 градусов, чтобы обеспечить наклонную установку гафеля. В районе усов гафель и гик были уплощины до 1\4 их концевой толщины, чтобы здесь можно было поставить усы. Длина этих уплощений и соответственно языков усов составляла приблизительно 4 фута. Языки усов, как и концы гика и гафеля были закруглёнными , крепили их нагелями и болтами. На полученное соединение дополнительно надевали 3- 4 железных бугеля.
       Через конец гика, между усами и соединением, сверху вниз проводили обух, снизу заканчивающийся шайбой. У гафеля было два обуха, пропущенных через соединительную часть снизу вверх и сверху вниз. Верхний предназначался для фала гафеля, нижний для бензеля верхне- галсового угла паруса и нирала гафеля. На внешнем конце гика находился шкив- гат со шкивом для проводки шкота паруса. Оконечность нока гика сковывала железная обойма. Обух, поставленный, как продолжение оси гика, завершал оконечность. Внешний конец гафеля был одинаков с концом гика. Во внешней части усов, при надобности, просверливали 2- 3 отверстия для проводки ракс- тросов с ракс- клотами. В районе гика-шкота гик обивали кожей, а над стропом шкот- блока для предохранения был установлен деревянный брусок.
       Прочие вопросы. На английских судах брам- реи грот- и фок- мачт, блинда- и марса- реи имели на ноках железные бугели и обухи, поставленные как продолжение реев.

       Флагштоки на судах имели следующие размеры:

    Флагшток: длина- 1\3 длины грот- мачты над релингом, диаметр- 1\2' на каждый ярд длины;
    Гюйс- шток: длина- 1\2 длины флагштока над релингом, диаметр-3\4' на каждый ярд длины.

       Для уборки якорей по походному, суда имели фиш- или пентер- балки. Приблизительно до 1780 г. это была четырёхугольная балка длиной приблизительно в ширину бака, крепившаяся там в четырёхугольной железной обойме- бугеле пентер- балки.

    СТЕНЬГИ

       Стеньги являлись подвижными удлинениями мачты. Обычно мачты этого периода несли две стеньги- собственно стеньгу и брам- стеньгу. Стеньги относились к однодеревкам и, следовательно, их изготовляли из одной штуки дерева, а не набирали из отдельных штук. До начала 70- х годов часть шпора стеньги, находившаяся над пяткой, на английских судах была круглой. Пятка была нижней частью стеньги и была четырёхугольной. Она проходила внутри салинга марса. В пятке было прорезано четырёхугольное отверстие перпендикулярно продольной оси судна, предназначавшееся для стопора стеньги- шлагтова, который был деревянным или железным. Железный шлагтов имел в длину 1,5 диаметра стеньги, высоту 1\3 диаметра, ширину 2\3 высоты. Длина пятки составляла 2,5 её толщины. У английских стеньг под пяткой было удлинение- 'блок'. До середины века это удлинение было четырехугольным. Нижнюю часть блока охватывала железная обойма. Над ней находился шкив- гат со шкивом, шедший с кормовой части левого борта к носовой части правого. Длина отверстия равнялась его глубине , а ширина составляла 2' на каждый фут глубины. Это правило соблюдалось для всех шкив- гатов. Длина блока составляла 1,5 диаметра. Ещё один шкив- гат находился на 4' выше пятки в шпоре - как раз напротив шкив- гата в блоке.
       У всех стеньг судов с количеством пушек меньше 18 в направлении продольной оси судна были прорезаны шкив- гаты со шкивами для проводки фала рея. Однако в работах того времени указывалось, что такая практика ведёт к ослаблению стеньги, и посему этого необходимо по возможности избегать. 
       Над заплечиками, называвшимися так же 'стоп', находился топ стеньги. При английском вооружении он был четырёхугольным и составлял 4\36 длины стеньги. Топ крюйс-стеньги и всех Брам -стеньг, когда суда несли бом-брам-стеньги, равнялся 3,5 дюймам на каждый ярд длины стеньги. Большинство судов вместо бом-брам- стеньг несли так называемые'столбовые топы', преобразованные во флаг-штоки. Их длина равнялась 2\3 длины стеньги до 'стопа'. При нормальных топах отношение 2\3 заменяли на 1\5. Чтобы найти длину столбового или нормального топа для таких стеньг, из общей длины стеньги вычитали обычную длину топа (3,5' на ярд длины стеньги) и 2\3 или 1\5 найденного значения давали искомый результат. Если несли бом-брам-стеньгу, то она была подобна Брам-стеньге с нормальным топом, а сама Брам-стеньга имела четырехугольный топ с эзельгофтом. Если же неслиСтеньги со <столбовым> топом над <стопом> были круглыми, и на расстоянии 1,5 размера шкива над <стопом> имели еще один шкив в шкив-гате для фала стакселя. Завершением столбового или нормального топа являлся клотик.
       Длины и диаметры стеньг. Размеры стеньг находились в определенном соотношении друг с другом и соответственно с нижней мачтой. Грот- стеньга в течении всего века составляла 3\5 длины нижней мачты фор- стеньга 8\9 длины грот- стеньги. Брам- стеньга составляла половину длины соответствующей стеньги, а бом- брам- стеньга 7\10 соответствующей брам- стеньги. У грот- и фор- стеньг диаметры равнялись 1\36 их длины. Все брам- стеньги имели диаметр 1\36 их длины, а бом-брам- стеньги- 2\3 толщины брам- стеньги. (По Д. Стилу).
       Салинги стеньг. Салинги стеньг отличались от салингов мачт. Они состояли из двух лонга- салингов и трех краспиц, которые по внешней трети были слегка изогнуты назад. После 1720 г. Ставят три ванты и на салингах начинают использовать калвы. Размеры лонга- салингов и краспиц:

       Лонга- салинг.

    Длина: в 1720- 1775 гг.- 1\5 длины брам- стеньг;
    Высота: в 1720- 1775 гг.- 25\26' на каждый фут длины;
    Ширина: до 1775 г.- 3\4 высоты;

       Краспица:

    Длина: в 1720- 1775 гг.- 4\15 длины брам- стеньги;
    Высота: до 1775 г.- 1\2 высоты лонга- салинга;
    Ширина: до 1775 г.- Ширина лонга- салинга;

       Средняя часть краспицы в 2\7 её длины была одинакова по высоте, затем стороны уменьшались до половины высоты. Концы были круглыми, если смотреть сверху, и на расстоянии 4' от них были сделаны отверстия для вант. Краспицы врезали в лонга- салинги таким же образом, как и на нижних мачтах. Средняя краспица размещалась между топом стеньги и шпором брам- стеньги. Задняя краспица проходила у кормовой стороны топа стеньги, а передняя - в 1' перед шпором брам- стеньги.
       Брам- эзельгофты. Эзельгофты стеньг английских судов по своей форме не отличались от эзельгофтов нижних мачт и имели следующие размеры: длину 4 диаметра брам-стень-ги + 1', ширину 2 диаметра брам- стеньги , высоту 1\2 ширины до 1750 г.

    МАЧТЫ

       Различают мачты однодеревки и составные мачты.
       Мачты-однодеревки, изготовленные из одного ствола дерева, быстро рассыхаются и растрескиваются, поэтому их ставили только на малых судах и только на стеньги на больших. 
       Составные мачты изготовляли из нескольких штук дерева. Это придавало им значительно большую прочность, а судостроителю позволяло изготавливать мачту произвольной длины. Мачту необходимой длины обычно образовывали соединением нескольких отдельных её частей. Нижняя часть, крепившаяся на кильсоне, и была собственно мачтой, а все последующие части - стеньгами. Первую называли стеньгой, вторую- брам-стеньгой, третью бом- брам-стеньгой. 
       Выбор положения мачт. Расположение мачт на судне чрезвычайно важно для удержания судна на курсе. Поэтому, опытом накопленным ценностям, следовали очень строго. Бриги, другие суда с двумя мачтами имели грот- мачту, удаленную от головы штевня приблизительно на 2/3 их общей длины. Фок-мачта же находилась на 3/20 этой длины. Наклон грот-мачты полагали 3/4дюйма на ярд длины мачты от киля до эзельгофта, у фок-мачты 1/8 дюйма на ярд длины мачты. 
       Материал. В качестве материала в основном использовали ель, реже пихту или сосну. 
       Изготовление мачты. Постройку мачты начинали с осевой части, называемой шпинделем. Он состоял из двух штук дерева, которые врезали друг в друга и через каждые 5 футов соединяли болтами. Боковые штуки больших мачт-пластины тоже выполняли из двух штук, врезали их через каждые 10 футов, а соединение болтами выполняли как у шпинделя. Шпор состоял из двух тонких частей шпинделя, соединенных с пластинами. Таким образом мачта получала необходимую длину и толщину. Чтобы придать мачте круглую форму, её переднюю и заднюю части закрывали длинными планками, врезку которых выполняли тоже через 10 футов. Эти планки называли передними и задними фишами - фор- и ахтер- фишами. Изготовление мачты заканчивалось установкой <мачтовых щек>. Их выполняли из ели, а в начале века использовали дуб. Эти наделки имели длину 9/20 (если из дуба, то 3/7) длины мачты. Щеки служили для установки салинга марса и образовывали большую часть четырехугольного топа.
       Топ мачты. В первые двадцать лет века длина топа составляла 4' на каждый ярд длины мачты, затем до 1775г. 5' для гот-мачты, 4, 3/4' для фок-мачты,. В последней четверти века она составляла 5' для обеих больших мачт. Для французских судов- 4'.
       Вулинги. Шлаги троса, положенные тесно рядом друг с другом на мачте, называют вулингами. Они служат для скрепления мачты. Число вулингов зависит от величины судна. На малых фрегатах их было - 9, по другим источникам- от 6 до 9. Каждый вулинг состоял из 13 шлагов , причем каждый шлаг крепили к мачте вулинг- нагелем. Чтобы избежать прорези троса, под головки нагелей подкладывали кожаные шайбы. Обычно ниже и выше вулингов к мачте крепили нагелями деревянные обручи, которые были несколько толще шлагов вулинга, а ширина их составляла примерно 1,5 '.
       Длины и диаметры нижних мачт. В большинстве случаев формула, применявшаяся в 18 в. Была такая: длину нижней палубы сложить с наибольшей шириной судна, половина в раму. Глубина выреза на лонга- салинге была на 1' меньше, чем высота краспиц. Недостающий дюйм вырезали на нижней стороне краспиц. Собранную раму соединяли болтами. 
       При креплении салинга к мачте требовалось, чтобы середина лонга- салинга находилась приблизительно у переднего края мачты . При этом учитывали наклон мачты, так как лонга- салинги должны были располагаться горизонтально. Для этого верхний край чиксов 'стоп' вырезали. В качестве материала для салинга использовали дуб. На лонгаэтой величины даст длину грот- мачты. В среднем это дает около 2,31 ширины судна, если сравнивать данные, приводимые в различных работах о мачтах. Для фок-мачты военных судов все авторы указывают 8/9 длины грот- мачты. Для торговых судов указывают длину в 7/8 грот- мачты.
       Диаметры фок- и гот- мачт, по Стилу, определялись в зависимости от длины судна и для судов, имевших кол- во пушек до 28, диаметры брались 7/8' на ярд длины. Наибольшие диаметры мачт на английских судах(двухмачтовые и малые суда) были на уровне верхней палубы.
       Диаметры мачт по сечениям. Соблюдались на английских судах с незначительными отклонениями в течении всего 18 в. : 1-я четверть мачты- 60/61 наибольшего диаметра мачты, 2-я четверть- 14/15 , 3-я четверть- 6/7 , на нижнем конце топа- 6/7 , на верхнем конце топа- 2/3, в диаметральной плоскости- 3/4, шпор мачты- 6/7.
       Чиксы. Мачтовые <щеки> расположенные непосредственно под салингом марса ,были усилены чиксами. Их длина составляла 7/15 длины топа мачты. Для дополнительного подкрепления салингов использовали 'открытые' чиксы, которые болтами соединяли с 'закрытыми'. Открытые чиксы выполняли из вяза. Толщина их составляла 3- 5', длина- 9/10 длины закрытых чиксов и ширина- 6/15 их длины. Задние края открытых чиксов имели выступы, чтобы быть лучше локализованными на закрытых чиксах, а передние имели вид S- образной кривой. Открытые и закрытые чиксы соединяли четырьмя болтами толщиной 0,5- 1', причем болты на задней стороне крепили с помощью колец. 
       'Мачт- латы'. Чтобы такелаж и топ предохранить от повреждений, возникающих в результате трения, над чиксами на железные бугели топа часто ставили доски- латы. Обычно было 8 лат. Длина которых составляла 3/5 длины топа, ширина- 1/8 его диаметра, толщина-1/2 ширины.
       Салинги. Они лежат на чиксах и образуют опору для платформы марса. Различают лонга- салинги(продольные опоры) и краспицы -(поперечные опоры). Обычно размеры лонга- салингов принимали следующими: длина 1\4 длины стеньги, высота 1\2 диаметра стеньги, ширина 2\3 высоты. Стороны лонга- салингов были прямыми и параллельными друг другу. Концы, если смотреть сверху, закруглены, а сбоку скошены. Этот скос ограничивался нижней половиной салинга, причем простирался по длине спереди на 1,5 высоты лонга-салинга,а сзади на 1 высоту. Нижний внешний край слегка скошен по всей длине, а с внутренней стороны скос был только между краспицами.
       Краспицы были четырехугольными брусками, размеры которых составляли: длина 1\3 стеньги минус 6', ширина равнялась лонга-салингу и высота 2\3 ширины. По нижней стороне к концам по обеим внешним четвертям размер краспиц был уменьшен на 1\2 нормальной толщины. Концы, если смотреть сверху, были закруглены так же, как и у лонга- салингов. Нижние края тоже скошены. Все детали салинга соеденены-салингах сразу же позади выреза для передней краспицы при необходимости устанавливали железную плиту (толщиной 3\4', длиной 3\4 длины отверстия для стеньги и шириной 2\5 ширины салинга), чтобы избежать трения шлагтова о салинг. 
       Калвы. Штуки из ели- калвы, крепили нагелями по обеим сторонам топа мачты на лонга салингах. С внешней стороны они были закруглены, а их длина должна была быть такой, чтобы калвы не мешали не задней краспице, ни шлагтову спереди. Калвы предназначались для отвода вант от мачты, чтобы движение мачты не повредило салинг. Поэтому по ширине они на 1,5' или больше того выдавались за салинг. Высота калва равнялась его ширине. Прежде чем ставить такелаж, калвы закрывали старой парусиной, сложенной в несколько слоёв и предварительно хорошо протированной.
       Марс. На нижнем салинге находился марс. Он представлял собой платформу, которая к началу века уже потеряла круглую форму, получив сзади спрямление с закруглёнными краями, спереди же оставалась полукруглой. В дальнейшем задние углы становятся прямыми, спереди марс приобретает элипсообразную форму.
       Главное назначение марса- дать стень- вантам достаточно большой разнос для удержания стеньги. С этой целью для путенс- вант стень- вант по внешнему краю марса были прорезаны четырехугольные отверстия. Кроме того марсы использовали для обслуживания и ремонта парусов. Задняя сторона имела релинги. В обычном состоянии релинг был обтянут сеткой с натянутой на ней парусиной. Размеры марса( по Д. Стилу): ширина 1\3 длины стеньги, длина 3\4 ширины стеньги(?), ширина отверстия 2\5 ширины марса, длина отверстия 13\14 его ширины. Задняя сторона отверстия находилась в 1\5 длины марса (считая от кормового края марса вперёд). Доски обшивки марса по обеим сторонам мачты укладывали в направлении диаметральной плоскости судна, а спереди и сзади- поперёк судна. В качестве материала использовали вяз. Толщина досок составляла 3'. Продольные и поперечные доски в местах пересечения были утоньшены так, что их общая толщина не превышала тоже 3'. После того, как доски были тщательно уложены и скреплены нагелями, а передняя часть закруглена, на внешнюю верхнюю сторону платформы крепили бортик (из вяза).
       Толщина бортика равнялась 1,1\8', ширина 7-8'; он возвышался над краем обшивки на 4'. В конструкцию марса входили и ребра- соединительные связи. Они состояли из утончавшихся к центру брусков, шедших от краев к центру, и имевших снаружи толщину 4, а внутри 2'. В зависимости от величины судна их было по бокам по 4-5 на каждой стороне, спереди 7-13, а на задней стороне на 1-2 меньше, чем на передней. Все они располагались равномерно.
       Между ребрами по внешнему краю рамы находились заполняющие бруски. Они были такой же высоты, как и рёбра, и шириной в 9'.Заполняющие бруски передней стороны имели ширину только в 4,5'. На задней стороне рамы бруски заменяла мощная планка шириной 11-12', толщиной 1,1\4', с четырьмя четырёхугольными отверстиями для стоек релинга. На передней стороне марса на раме между ребрами при необходимости делали 2-3, а всего до 18-20 отверстий для анапути штага.
       Эзельгофт. Топ нижней мачты заканчивали стень-эзельгофтом. На английских судах он представлял собой четырёхугольную штуку вяза с двумя вертикальными отверстиями для соединения мачты со стеньгой.
       Размеры английских нижних эзельгофтов были следующими.
       Грот- мачта: длина 4 диаметра стеньги +3'; ширина 2 диаметра стеньги +2'; высота 4\9 ширины.
       Фок- мачта: длина 4 диаметра стеньги + 2'; ширина 2 диаметра стеньги, высота 4\9 ширины.
       Если эзельгофт изготовляли из двух штук дерева, то их скрепляли шестью болтами, предварительно врезав друг в друга. Отверстие для нижней мачты выполняли четырёхугольным, а для стеньги круглым. Отверстие для стеньги на 3\4' превышало её диаметр для установки кожаной манжеты, служившей для лучшего скольжения стеньги в отверстии. Расстояние между краями отверстий равнялось 2\5 диаметра отверстия для стеньги + половина сужения топа. Четыре мощных обуха толщи ной в 1,3\4' были установлены с нижней стороны эзельгофта для подвески блоков топенантов и стень- вынтрепа.

    ШНЯВ-, ИЛИ ТРИСЕЛЬ- МАЧТА

       В.Фалконер сообщает что это были тонкие мачты, шпор которых крепили в деревянном блоке позади грот- мачты на Галф- деке, а топ в грот- марсе.(Лист. Рис.133, 134, 135,) Гафель который поднимали на шняв- мачте был застроплен и находился на мачте. Расстояние между шняв- и грот- мачтой, а так же диаметр не должны были превышать половину диаметра грот- мачты.

    БУШПРИТ

       Бушприты судов по исполнению были подобны мачтам. Их изготовляли составными, по меньшей мере из двух штук. Врезанные друг в друга стволы деревьев делали сначала восьмиугольными, затем 16- угольными и наконец круглыми. Тросовые вулинги скрепляли бушприт. Их число соответствовало числу вулингов нижней мачты. Угол возвышения бушприта, по разным данным составлял от 30 до 36 градусов.
       Длина и диаметр бушприта. По Д. Стилу суда, с количеством пушек менее 80 имели длину бушприта в 3\5 длины грот-мачты. Диаметр бушприта для судов, с количеством пушек менее 50, был равен диаметру грот-мачты. Уменьшение этого диаметра составляло на первой четверти 60\61, на середине 11\12, на третьей четверти 4\5, на конце 5\9. Шпор бушприта имел 6\7 его диаметра.

    УТЛЕГАРЬ

       В английских ВМС утлегарь ставили над бушпритом. Длина утлегаря составляла от 7\10 до 5\7 длины бушприта. Диаметр - 7\8' на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился к внутренней трети утлегаря, т.е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в первой четверти 40\41, во второй 11\12, в третьей четверти 5\6 и на ноке 2\3 диаметра. После 1735 г. шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики (стоп) для фор-брам-штага. Заплечики приблизительно до 1775 г. представляли собой параллельное утоньшение, повёрнутое в корму. Сразу же после заплечиков был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя 'кливер- ринга'. Другой шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря. В задней части шпора находилось ещё одно горизонтальное отверстие для найтова утлегаря.
       Бушпритный эзельгофт. Его длина составляла 5 диаметров утлегаря, ширина- 2 диаметра утлегаря + 1\2 диаметра гюйс-штока, толщина-4\9 ширины. В нём имелись четырёхугольное отверстие для бушприта и круглое для утлегаря. Отверстие для утлегаря на 3\4 превосходило его диаметр, чтобы его можно было оббить кожей.
       Виолина. Позади эзельгофта помещалась виолина. Она представляла собой диски, закреплённые по обеим сторонам бушприта, которые по внешнему краю были оформлены в виде двойной буквы В и сверху напоминали скрипку. В первые 40 лет английские виолины в каждом полукружии имели по отверстию. Через отверстия проводили стропы фор-стень и фор-стень-лось-штагов. Щеки виолины находились не в одной плоскости, а были установлены несколько наискосок, вверх по отношению к бушприту. Скос равнялся внутренней толщине виолины +1'.
       Размер виолины. Длина виолины должна была равняться длине эзельгофта. По Д. Стилу длина: 2,1\4 диаметра бушприта, ширина: 1\2 наибольшего диаметра. Толщина досок из вяза для изготовления виолины составляла 1\4 диаметра и наружу уменьшалась до 3\4 или 4\5 этой величины. Отверстия для проводки штагов были удалены от концов виалины на 1\4 её длины.
       Виолин-блок. Имели длину 7\9 длины виолины, ширина их составляла 2' на каждый фут длины и толщина 7\8 их ширины. Отверстия для шкивов равнялись 2\7 длины блока и находились от его концов в 1\7 длины. Отверстия в блоке для аварийных штагов были четырёхугольные и не имели шкивов. Ширина шкив-гатов для шкивов равнялась 1\4 их длины. Эти блоки были 'ванген'- щёковыми блоками и соединялись с бушпритом болтами, одновременно болты являлись осями для шкивов блока.
       'Сёдла' и обоймы. К дальнейшему оснащению бушприта относились сёдла для утлегаря и ракс- бугеля блинда- рея и направляющая обойма для проводки бегучего такелажа. Седло утлегаря имело высоту в 1\6 диаметра бушприта и ширину в половину диаметра. Оно держало утлегарь параллельно бушприту. Для его крепления использовали железные бугели. Перекрытие утлегаря с бушпритом равнялось 1\3 длины утлегаря. Седло должно было держать утлегарь достаточно высоко над находившемся под ним седлом ракс- бугеля блинда- рея, чтобы бугель мог достаточно свободно двигаться. Направляющая обойма для бегучего такелажа была подобна седлу для ракс- бугеля (охватывала бушприт наполовину, высота и ширина её равнялись 1\8 диаметра бушприта), находилась перед вулингом бушприта и имела ряд горизонтальных отверстий для проводки части бегучего такелажа.
       Вулинг-клампы. Это были рейки, принайтовленные по половине окружности бушприта, чтобы вулинг держался на месте. Длина их 1\2 диаметра бушприта, высота и ширина 1\4 этой длины.


    Источник информации:www.shipmodeling.ru
    Категория: Корабль | Просмотров: 11579 | Добавил: moops | Теги: топ, Рея, мачта, Гик, стеньга, шняв, рангоут, гафель, флагштоки | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Rambler's Top100