В статье рассказывается о рангоуте и проводке стоячего такелажа военного корабля начала XIX столетия. Позднее, с пятидесятых годов XIX века, рангоут и такелаж существенно не изменились. Изменились обводы корпуса судна, они стали более плавными и более обтекаемыми. Уменьшилась высота надводного борта, увеличилась парусность, и если в начале XIX столетия грот-мачта имела четыре прямых паруса, то в конце и начале нового века парусность достигла своих наибольших размеров. Грот-мачта у такого судна имела семь прямых парусов, а общая площадь всех парусов достигала трех с половиной тысяч квадратных метров. Если скорость в начале века в 10 узлов считалась наилучшей, то в шестидесятые-семидесятые годы скорость в 15 узлов уже удивить никого не могла, а отдельные суда — такие, как «Джеймс Бейнс», «Молния» и «Летящее облако», — достигали скорости 20 — 21 узла. Моделисту, желающему построить модель парусного корабля, нужно знать не только, как сделать корпус модели, но и необходимо иметь достаточно сведений по креплению рангоута и проводке такелажа, знать термины, употребляемые в морской лексике. К рангоуту относятся мачты, стеньги, реи, гафели, бушприт, марсы, салинги, эзельгофты, выстрелы и т. д. Такелаж — общее название всех снастей на судне; он делится на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж — все тросы и снасти, служащие для укрепления частей рангоута: ванты, штаги, фордуны и бакштаги. Бегучий такелаж — фалы, брасы, гордени, тали и топенанты — служит для подъема и изменения направления рангоутных деревьев и управления парусами. Вооружение судна рангоутом и такелажем — это последний этап в работе с моделью. Готовый корпус с врезанными русленями (если они есть на прототипе) устанавливается на подставку или кильблоки. При вооружении парусного судна рангоутом и такелажем необходимо соблюдать следующую последовательность операций. 1. На модели устанавливается бушприт, который соединяется эзельгофтом с утлегарем, подэзельгофтом при помощи бугеля или усов крепится мартин-гик и горизонтально под бушпритом блиндагафель, служащий для разноса стоячего такелажа утлегаря и бомутлегаря. На более поздних парусных судах типа «барка» блиндагафели не ставились. На бушприте крепятся бисы со шкивами для проводки фор- и лось-стень-штагов. Бушприт крепится к княвдигеду тросовым цепным ватер-вулингом или металлической скобой (рис. 1).
2. Ватер-штаги проводятся через обух, ввинченный в княвдигед, или через отверстие в передней кромке его, поднимаются к бушприту, где тянутся тросовым или винтовым талрепом. Ватер-бакштаги по одному с левого и правого борта закладываются гаками за обухи, ввинченные под крамболами, и тянутся талрепами у бушприта. 3. К колоннам мачт крепятся чиксы. На чиксах фок-мачты крепятся по одному блоку с левого и правого борта, для проводки грот-контра-брасов (рис. 2).
4. На чиксах грот-мачты крепятся по два блока с каждого борта для проводки фока и фор-марса-брасов и по одному тоже с двух сторон для проводки бегин-брасов (рис. 3).
5. К бизань-мачте на 2/3 ее высоты от палубы крепятся два блока, обращенных к носу — для проводки грот-марса-брасов. 6. Устанавливаются колонны мачт. 7. На чиксы накладываются лонго-салинги. 8. Накладываются ванты, которые делаются парными. Каждый конец, назначенный за пару вант, складывается пополам петлей, и у сгиба, наложив бензель, делается огон. На топы мачт надевается сначала огон первой пары с правого борта, затем первой пары с левого борта, и т. д. Если на прототипе количество вант нечетное, то последняя ванта делается разбивной. Разбивные ванты накладываются последними; сначала правая, затем левая. Тянутся ванты тросовыми талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в нижние концы вант, -и юферсами, укрепленными на русленях при помощи вант-путенсов, которые проходят в отверстия на русленях и крепятся к борту путенс-болтами. Если на прототипе нет русленей, то ванты тянутся винтовыми или тросовыми талрепами, укрепленными на палубе у фальшборта.
Основав талрепы между юферсами (рис. 4), крепят к вантам по верхним юферсам ворст из стальной проволоки, удерживающий юферсы в одной плоскости (рис. 6).
9. На фок и грот-мачту накладываются двойные штаги, на бизань-мачте — штаг одинарный. Надеваются штаги на топы мачт так, чтобы они охватывали огонами лонго-салинги. Фока-штаг и фока-лось-штаг тянутся тросовыми талрепами на буутрите, фока-штаг иногда тянется на баке. Грота-штаг и грота-лось-штаг крепятся за рым, ввинченный в палубу по сторонам и немного впереди фок-мачты. Так как бизань-штаг одинарный, то у грот-мачты он раздваивается на лапки и крепится за рым по бокам грот-мачты. 10. На лонго-салинги накладываются марсы с нижним рядом юферсов, от которых отходят путенс-ванты, концы которых припаиваются к верхнему бугелю мачты. 11. Стеньги крепятся к мачтам при помощи эзельгофта, имеющего два отверстия: одно квадратное, надевающееся на топ мачты, и круглое, в которое выстреливается стеньга или бом-брам-стеньга при соединении стеньги с брам-стеньгой. 12. Тянутся стень- и брам-штаги: а) фор-лось-стень-штаг служит леером фор-стеньги-стакселя, крепится на топе фор-стеньги, проводится в шкив с левой стороны бушприта, а фор-стень-штаг — с правой стороны и тянутся на баке. Фор-брам-стень-штаг крепится у середины фор-брам-стеньги, проходит в шкив у нока утлегаря и тянется на баке; б) грот-лось-стень-штаг крепится на топе грот-стеньги, проводится через блоки на фор-марсе и гинцами тянется на палубе. Грот-стень-штаг крепится на топе грот-стеньги, проводится в блок на топе фок-мачты и гинцами тянется на палубе. Грот-брам-стень-штаг крепится за середину грот-стеньги, проходит через блок на топе фор-стеньги, и тянется на палубе; в) крюйс-стень-штаг крепится на топе крюйс-стеньги, проходит через блок на грот-марсе и тянется там же. Крюйс-брам-стень-штаг крепится у середины крюйс-брам-стеньги, проводится в блок на топе грот-мачты и тянется на палубе. Бом-брам-такелаж проводится аналогично брам-такелажу. 13. Тянутся стень-ванты талрепами, основанными между юферсами, ввязанными в стень-ванты, и юферсами, скрепленными с марсами путенс-вантами. 14. Стень-фордуны крепятся за топы своих стеньг, тянутся на русленях после вант, талрепами, основанными между юферсами. 15. Тянутся брам-ванты через кипы на ноках краспиц салинга, подтягиваются к стеньге и под чиксами через швиц-сарвень-строп тянутся талрепами на марсе. 16. Тянется стоячий такелаж, утлегаря и бом-утлегаря (рис. 5). Мартин-штаг проводится в отверстие мартин-гика, на коренном конце мартин-штага вяжется кноп, который удерживает мартин-штаг в мартин-гике, далее тянется через шкив на ноке утлегаря, тянется обратно через шкив на мартин-гике, проходит в шкив на бушприте и тянется на баке. Если мартин-гиков два, то левый проводится, как и правый. Второй мартин-штаг, или нижний бакштаг, крепится серединой конца за нок бом-утлегаря, проходит через шкивы на мартин-гике и шкивы на бушприте и тянется на баке. 17. Тянутся утлегарь-бакштаги, два С левого и два с правого борта, серединой конца вяжутся за нок утлегаря, проводятся в коуши на 1/3 от ноков блинда-гафеля и тянутся на баке. 18. Тянутся бом-утлегарь-бакштаги, также по два с каждого борта, вяжутся серединой конца за нок бом-утлегаря, проводятся в коуши на ноке блинда-гафеля и тянутся на баке.
М. МИХАЙЛОВ
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НЕКОТОРЫХ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ
БАКШТАГИ — снасти стоячего такелажа, как и фордуны, служащие для удерживания стеньг, брам-стеньг, бушприта, утлегаря, бом-утлегаря и т. д.
БИСЫ — наделки с двух сторон бушприта, через которые проводятся стень-штаги.
БЛИНДА-ГАФЕЛЬ — горизонтальное рангоутное дерево по обеим сторонам нона бушприта, служит для разноса стоячего такелажа утлегаря и бом-утлегаря.
БРАСЫ — снасти бегучего танелажа, служащие для поворачивания реев в горизонтальной плоскости.
БУГЕЛЬ — металлическое кольцо, охватывающее мачту или рей, служащее для укрепления их составных частей.
БУШПРИТ — горизонтальный или наклонный круглый брус, выдающийся впереди форштевня судна. С продолжением утлегарем и бон-утлегарем служит для выноса штагов и крепления косых парусов.
ВАНТЫ — снасти стоячего танелажа, удерживающие мачты и их продолжения с бонов.
ВОРСТ — металлический прут, ввязанный в ванты поверх юферсов и удерживающий их в одной плоскости.
ГАФЕЛЬ — наклонное рангоутное дерево у верхней части мачты, и которому шнуруется верхняя кромка косого паруса.
ГИК — рангоутное дерево, одним концом прикрепленное н нижней части мачты и служащее для растягивания нижней иромни косого паруса.
ГИНЦЫ — небольшие тали, заложенные постоянно в одном месте судна, служат для тяги определенной снасти.
ГОРДЕНИ — снасть бегучего такелажа, пропущенная через неподвижный блок и служащая для подтягивания нижней части прямых парусов.
ДРАЙРЕП — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема и спуска марса-рея.
КНОП — плетеный узел на конце растительного троса для удерживания или закрепления его коренного конца.
КОНЕЦ — отрезок, кусок троса или каната.
КОРЕННОЙ КОНЕЦ — конец всякой снасти, закрепленный наглухо; противоположный его конец называется ходовым.