Шлюпки судовые, гребные, мелкие моторные и паровые суда во флоте. Шлюпки коммерческого флота предназначены для спасания людей, различных судовых работ и сообщения с берегом. Шлюпки военного флота кроме упомянутого служат для обучения гребле и хождению под парусами и для десантных операций. Все судовые шлюпки должны быть прочными, легкими, поместительными, удобными для обращения и мореходными. По назначению шлюпки делятся на: а) спасательные, б) спасательные облегченные, в) рабочие, г) разъездные и д) военные. После гибели парохода «Титаник» на Международной конференции по охране людей на море 1914 г. были выработаны правила под девизом «места на шлюпках для всех людей, находящихся на судне». Количество шлюпок и их вместимость определяются по табл. 1.
Спасательные шлюпки (СШ)
Вместимость шлюпок V определяется по формуле L х B х H х 0,6 = V. Число пассажиров получится от деления V на 0,283 м3. Соотношение линейных величин шлюпки L, В и H строго определено правилами обмера. Правила обмера спасательных шлюпки класса IА указаны на фиг. 1.
Длина L берется от и до конца обшивки вверху шпунта обоих штевней или от наружной кромки шпунта форштевня до наружного края транца. Ширина В берется в самом широком месте шлюпки до наружного края обшивки. Ширина В у шлюпки менее 7 м. длины - не менее (L+0,235)/4 м.; длиной 7 м. - 2,29 м.; длиной более 7 м.- (l+1,83)/4 м. Высота шлюпки H - не менее 0,36х((L+1,83)/4) и не более 0,42 х((L+1,83)/4). Габаритные размеры L1, В1, Н1 представляют наибольшие размеры, занимаемые шлюпкой в законченном виде вместе с наружными поковками. Размеры В,, В3, характеризующие полноту ватерлиний, берутся без обшивки на четверти длины шлюпки в нос и корму по ватерлинии, проходящей на 1/2 H, и д. б. не менее 0,77% В. Размер А представляет величину развала борта в самом широком месте шлюпки от ватерлинии, проходящей на 1/2 H, и д. б. не более 2% В. Подъем днища принимается 125 мм на 1 м (1/8). Средняя седловатость представляет разницу между высотой H и полусуммой высот в конечных точках L и д. б. не менее 4% L. Cстандартизованы девять типов спасательных шлюпок; основные данные приведены в табл. 2.
Спасательные Ш. делятся на следующие типы: 1) Ш. только с внутренним запасом плавучести, класса I А (класс Board of Trade). У них под бортовыми сиденьями ставятся воздушные ящики с кубатурой не менее 0,1 вместимости Ш.; 2) Ш. с внутренним и наружным запасом пловучести; 3) понтонные Ш. со складными бортами; два последних типа применяются мало; 4) спасательные облегченные Ш. (СОШ) для судов внутреннего плавания; отличаются от класса I А более легкой постройкой. Число людей определяется.из кубатуры Ш., деленной на 0,2265 м3. Стандартизованы следующие типы облегченных спасательных и рабочих Ш., приведенные в табл. 3.
СОШ допускаются в случае возможности размещения их на судах не выше 4,6 м от уровня воды и при облегченном состоянии судна. Изготовление Ш. № 10 и 11 для морских судов не рекомендуется, как очень малых.
На фиг. 2 дана спасательная Ш., имеющая следующие главные размеры: L=7,92 м, В=2,36м, H=0,99 м и кубатура V = 11,1 м3, запасы плавучести 1,28 м3, в том числе в боковых воздушных ящиках 0,70 м3, в носовом и кормовом воздушных ящиках 0,30 м3, в пробковом поясе 0,28 м3. СШ, кроме облегченных, снабжаются парусами.
Рабочие шлюпки (РШ)
Рабочие Ш. (РШ) делаются транцевыми для удобства работы на них; бортовые сиденья имеются только на корме, воздушными ящиками они обыкновенно не снабжаются. На РШ количество людей определяется не пообъему Ш., а по числу мест на банках.
Военные шлюпки (ВШ)
Военные Ш. (ВШ) для разъездов делаются более легкими, часто с острой кормой (вельботы). В военном флоте применяются следующие типы гребных парусных Ш.: 1) Баркасы— большие, тяжелые, широкие Ш. для перевозок грузов, людей и для десанта, снабжаются иногда пушкой. 2) Катера— более легкие, служат гл. обр. для разъездов, посылок и обучения краснофлотцев. 3) Вельботы — с острой кормой и распашными веслами, служат для разъездов. Спасательные вельботы снабжаются воздушными ящиками. 4) Ялы — малые гребные Ш. флота—для перевозок, мелкой работы и т. п. 5) Складные Ш. или парусники—самые малые Ш. военного флота.
На фиг. ЗА изображен теоретич. чертеж, ЗБ—практич. мидель, ЗВ— практич. бок и полуширота, ЗГ — общий чертеж и чертеж парусности военного баркаса класса 0 герм, флота. Главные размеры этого баркаса указаны в табл.5. Основные размеры Ш. специального назначения приведены в табл. 6.
Составные части шлюпки
Шлюпка состоит из следующих основных частей (фиг. 5А и 5Б).
Киль 1—основание шлюпки— продольный брус, идущий посредине Ш. внизу; с ним скрепляются все части набора. Форштевень 2—основной брус, завершающий Ш. в носу, плавно переходящий в киль. Ахтерштевень 3—то же в корме; переход к килю в большинстве Ш. под углом. Иногда ахтерштевень снабжается поперечной доской—транцем 4, к к-рой крепятся доски обшивки. Шпангоуты 5—ребра Ш., связывающие доски обшивки между собой и с килем; верхняя часть шпангоутов крепится к планширю 6, снаружи к-рого набивается тонкий брусок—буртик 7. Несколько выше ватерлинии шпангоуты скрепляются привальным брусом 8, идущим по борту изнутри Ш. от носа в корму; в правильный брус врезают скамейки для гребцов—банки 9, прикрепляемые к соответственным шпангоутам железными угольниками—кницами 10—и поддерживаемые у широких Ш. снизу пиллерсами или стойками 11. Кильсон 12—продольный брус, накрывающий сверху средние части шпангоутов и передающий набору сосредоточенные усилия опирающихся на него мачты и стоек; для укрепления нижнего конца мачты на него наделывают специальные гнезда—степсы 13. В корме Ш. устраивают кормовое сидение 14, снабженное спинкой—заспинной доской 15; сзади кормового сидения по бортам устроены два сидения для рулевого 16. В носу на привальном брусе кладут решетчатый щит—носовой люк 17, а в корме такой же кормовой люк 18 кладут на днище. В средней части Ш. на днище кладут щиты, изготовленные из длинных продольных планок,—рыбины 19 (елань, тельгис), к к-рым прибивают поперечные бруски—упорки 20 для ног гребцов. Для выпуска воды из Ш., поднятой на шлюпбалке, в днище делают отверстие «пробку», закрываемое какой-либо водонепроницаемой крышкой. Все основные брусья набора скрепляются между собой железными, обязательно оцинкованными, болтами. В том случае, если приходится их составлять из нескольких кусков, брусьев соединяют замками. Обшивка крепится только к гоутам, а доски наборной и диагональной обшивки также и между собой; лучший способ крепления обшивки — на медных расклепанных гвоздях. Металлические детали, идущие на постройку Ш., носят название дельных вещей. К ним относятся: водорез—оковка форштевня; пятка ахтерштевня; подкильная полоса киля; рым фалиня — кольцо, за которое привязывают причальный конец — фалинь (конец троса окружностью 60 —100 мм); рулевые навесы для подвешивания руля; уключины с гнездами; наметка 21 —откидная дужка, крепящая мачту в банке; кофельнагели 22 — штыри, втыкаемые в отверстия на мачтовой банке для завязывания фалов (веревок. поднимающих парус); утки 23 и крепительные планки — для задерживания шкотов (веревок для управления парусами); брештук-угольник для скрепления штевней с бортами—и угольники (кницы) 10 на банках делаются металлические или деревянные; вант-путенсы 24—планки или дужки для привязывания вант [веревок для укрепления топа (верхушки) мачты к бортам]; степс 13- для укрепления шпора (низа) мачты на кильсоне; на военных Ш. степс делают деревянный с оковкой; галсовый гак—крючок для закрепления нижнего переднего угла паруса к форштевню и мачте; подъемные гаки или рымы—крюки или петли, служащие для подъема Ш. на судно и спуска ее на воду; румпель — рычаг для поворачивания руля. Постройка Ш. Употребительным материалом служит дерево. Основной набор делается из твердых пород, чаще из дуба. На обшивку идет лиственница, сосна и на дорогих заграничных Ш.— тик и красное дерево. В Германии обшивку военных III. делают из дуба. Спасательные Ш. строят особенно прочно: кильсон ставят на ребро и через 0,6 м скрепляют с килем сквозными болтами; шпангоуты ставят через 150 мм; обшивку проклепывают медными гвоздями через 75 мм. Рабочие шлюпки строят легче, равно как и спасательные облегченные Ш. У них штевни и шпангоуты делают из дуба, остальные части—из сосны. На военных III. закладку делают дубовую, обшивку;— из сосны, банки—из дуба или ясеня. Для легкости обшивку на Ш. делают часто наборной (клинкерной, или кромка на кромку). На дорогих Ш. обшивка диагональная: в 2 слоя досок с прокладкой прокрашенной парусины между слоями. Диагональную обшивку делают из тика, красного дерева и дуба. На баркасах и рабочих катерах обшивку делают вгладь, благодаря чему Ш. получаются тяжелее, но менее повреждаются при боковых ударах, т. к. не имеют выступающих кромок наборной обшивки. Для придания Ш. поперечной крепости поперечные банки прочно скрепляют с бортами кницами на болтах. Штевни скрепляют при помощи книц с килем и кильсоном внизу; наверху их скрепляют брештуками с привальными брусьями. Форштевень оковывают водорезом. Для передвижения Ш. самым простым способом является гребля; весла применяют как распашные, так и вальковые. Распашные весла применяются на спасательных Ш. и вельботах военного флота, на всех остальных III.. чаще всего ставят вальковые весла. На спасательных Ш. число действующих весел чаще 4, остальные запасные. Военные Ш. обозначаются по типу их и количеству весел, например 20-весельный баркас. Кроме весел все СШ и ВШ имеют паруса. Площадь парусов указана в табл. 5.
Все III. кроме весел и парусов должны иметь следующее снабжение: 1) СШ—отпорный крюк, фалинь длиной 40 м, рулевое весло, плавучий якорь, компас, фонарь, лейку, ведро, коробок спичек, фальшфейеры, по 1 кг сухарей на человека, все в водонепроницаемых коробках и ящиках с герметическими крышками, анкерок или цистерну с пресной водой из расчета по 1 л на человека, по 2 топора; 2) СОШ—отпорный крюк, фалинь и лейку. Снабжение ВШ зависит от типа шлюпок. Все судовые III. спускаются на воду и поднимаются на судно шлюпталями на шлюпбалках, грузовых стрелах и кранах. На самих шлюпках для этого ставятся подъемные гаки или рымы. СШ спускаются с полным комплектом пассажиров и снабжения. Каждый подъемный гак должен поэтому выдерживать по правилам 1,25 полного веса всей Ш. без каких-либо видимых деформаций. При спуске Ш. на волнении важно отдать шлюптали одновременно, в противном случае Ш. может повиснуть на одном гаке и все пассажиры вылетят за борт. Во избежание этого применяются различные типы открывающихся одновременно механич. гаков. На судне Ш. ставятся на шлюпблоки, или рострблоки, и крепятся к палубе цепями и тросами (по-походному) с откидными крюками—глаголь-гаками для быстрой отдачи. СШ по правилам должны кроме того висеть на шлюпталях, чтобы в любой момент быть спущенными на воду. По постановке на блоки Ш. накрываются деревянными или брезентовыми чехлами.