Основная задача англо-французов на 1673 г. была достаточно проста: разгромить голландский флот и высадиться в тылу голландских войск, сражавшихся с французами. Сделав это, союзники смогли бы блокировать южные голландские порты и захватить возвращающийся из Восточной Индии их торговый флот. Командование союзников было полностью реорганизовано. Принц Руперт был поставлен как главнокомандующий выше Джеймса, но должен был лично вести Красную эскадру; д'Эстрэ с Белой эскадрой был поставлен в центр в основном по той причине, что его капитаны и штурманы, не в пример английским, хуже ориентировались в голландских прибрежных водах.
Спрэгг же с Синей эскадрой занял место в арьергарде. У голландцев, возглавляемых де Ройтером, авангард вел Корнелис Тромп, а арьергард — Банкерт.
Голландский флот находился к северу от Схооневелтской банки на открытом рейде к северу от Остенде, известном как Схооневелтская (Schooneveldt) якорная стоянка. Описывать их строй как имеющий воронкообразную форму было бы не верно, поскольку строй являлся тонкой линией кораблей, расположившихся по краю банки, идущей с северо-востока на юго-запад. Ее южное окончание касалось основания прибрежной отмели, протянувшейся от Флиссингена (Vlissingen) до Валхерена (Wolheren). Ни у того, ни у другого не было карт этого района, сделанных тригонометрической съемкой. Голландские карты оказались лучше, но даже и они были ненадежны, поскольку строились на личных наблюдениях лоцманов, шкиперов и рыбаков. Французский флот не имел опыта сражений в Канале.
В первом сражении 28 мая обе стороны надеялись использовать ограниченность акватории. Де Ройтер, сосредоточившись на защищенной якорной стоянке, мог бы использовать свое знание местных вод для того, чтобы заманить союзников на меди, тем самым компенсировать свою меньшую численность. Руперт, стесненный со своим превосходящим по численности флотом в условиях ограниченного пространства, тем не менее надеялся оттеснить голландцев на мель Раан (Raan), послав вперед отряд кораблей, выделенных из всех трех его эскадр и поддержанных брандерами. Ветер, дувший утром с западо-юго-запада, к тому моменту, когда начался бой, сменился на западный - северо - западный и к тому же стих. Союзный флот стоял в открытых водах в линии приблизительно с севера на юг, в порядке: Красная, Белая, Синяя эскадры, причем Красная и Синяя были несколько выдвинуты. Флоты разделяли друг от друга девять миль. Голландский флот стоял почти параллельно флоту союзников: с севера на юг располагались эскадры Тромпа, де Ройтера, Банкерта. Но прежде, чем корабли открыли огонь, план союзников был нарушен: передовой сводный отряд потерпел неудачу, и голландцы вместо того, чтобы отступить к Флиссингену, сформировали боевую линию левым бортом к противнику. Тромп на севере оттеснил корабли передового отряда и вступил в бой с Красной эскадрой Руперта. Белая эскадра французов, сказавшаяся теперь в середине, ввязалась в бой с большей частью арьергарда Банкерта, что поставило Синюю эскадру англичан против концевых кораблей линии голландцев. В это время де Ройтер, встречая лишь слабое сопротивление, стремился прорвать центр союзников. Его удерживали корабли французов, державшихся с наветра. Все это время Руперт и Тромп вели обособленный бой на севере. В конце концов они присоединились к главному сражению на юге, где корабли эскадры обоих противников перемешались. Ни один из кораблей линии баталии у противников потерян не был, а 14 брандеров не принесли никакой пользы.
Второе сражение при Схооневелте произошло 4 июня. Флот союзников теперь расположился в обратном порядке: Синяя, Белая и Красная эскадры с севера на юг. Голландцы же сохранили прежнее построение: Тромп, де Ройтер, Банкерт. Теперь они были на ветре, дувшем с северо-востока. Руперт решил атаковать, но не смог сообщить об этом д'Эстрэ, и теперь три отряда Красной эскадры врезались в середину Белой эскадры. В это время Тромп вел сражение со Спрэггом. Он старался избежать ближнего боя, что было явно в интересах голландцев, опасавшихся, что союзники воспользуются своим численным превосходством. Сражение, в котором ни одна из сторон не имела потерь в кораблях, кончилось тем, что союзники ушли в Нир для ремонта повреждений и пополнения запасов. Таким образом, де Ройтер достиг тактического успеха и, что важнее, на время снял блокаду голландских портов союзников.
В своем бортовом журнале 1 июня 1673 г. Спрэгг записал, что голландцы атаковали первыми, а союзники из-за плохой разведки были застигнуты в относительном беспорядке. «По этой причине, чтобы предотвратить неожиданное появление противника, вы должны иметь своих разведчиков в море, а свой флот, если позволяет место, держать на ветре в той линии, в которой вы и будете сражаться, и всегда на переходе задерживать этот строй, особенно если вы на ветре». Если имеется достаточный простор в море, эскадры должны идти в кильватерной колонне корабль за кораблем, при этом корабли вице- и контр-адмиралов эскадры идут по правому и левому бортам колонны, соответственно.
В арьергарде или авангарде (отряда какой-либо эскадры) я не поставлю более одного корабля в авангард и арьергард любой эскадры. Я считаю, что они, будучи наиболее опытными моряками, смогут лучше определить время поворота на другой галс, а их корабли, обычно лучшие и сильнейшие в эскадре, будут успешнее действовать, находясь в арьергарде, который всегда может быть легко отрезан».
Это очень интересное заявление, поскольку привлекает особое внимание к разведке и необходимости тактического построения флота, вроде бы и не нужное вне видимости неприятеля, а также к месту вице- и контр-адмиралов в голове и конце, а не в центре соответствующей эскадры. Лишь в том случае, если капитаны кораблей достаточно опытны, разумно корабль флаг-офицера ставить в центр своего отряда так же, как и самого командующего эскадрой ставить в ее центр. В своем журнале 24 июля 1673 г. Спрэгг отметил: «Руперт занял место в авангарде, французы — в середине. Линия баталии насчитывала 89 линейных кораблей и малых фрегатов, брандеров и тендеров. Линия была настолько длинна, что я не мог видеть сигналы генерал-адмирала. Такое положение было нам непривычно и понятно и могло иметь для нас печальные последствия... Я не видел никакого смысла такого поведения главнокомандующего».
Это была совершенно справедливая критика. Только в том случае, когда флот поворачивал «все вдруг» на обратный курс, командующий, теперь оказавшийся в арьергарде, имел возможность лучше оценить и взвесить тактическую ситуацию, нежели когда его корабль находился в середине строя.
Тактику флота в последнем сражении Третьей англо-голландской войны при Текселе (Texel) понять и объяснить еще труднее, чем тактику в двух предыдущих. В третьем сражении оба флота были еще более многочисленными, чем прежде, — 90 и 60 кораблей, но по суммарной огневой мощи почти равны. На рассвете оба флота оказались вблизи голландского побережья, как раз напротив Гельдера и канала Тексель. Сражение велось в открытом море. У голландцев были прежние командиры. Во флоте союзников Белая эскадра д'Эстрэ разместилась в авангарде, Руперт же с Красной эскадрой вернулся на свое ортодоксальное место — в середине линии. Может быть, на него подействовал протест Спрэгга.
начало сражения окончание сражения
С началом сражения ветер дул с юго-востока, и оба флота двигались на юго-юго-запад. Союзники шли в хорошем строю во главе с Белой эскадрой. Голландцы снова показали высокое мастерство ведения боя, навалившись на передовую эскадру французов. Банкерт имел почти равные силы (голландцы теперь шли в обратном строю) и проигнорировал отряд д'Эстрэ в середине Белой эскадры. Таким образом, центр и арьергард Банкерта и вся центральная эскадра де Ройтера сконцентрировали свои силы на концевом отряде Белой эскадры д'Эстрэ и на всей Красной эскадре англичан. В хвосте Спрэгг схватился с эскадрой Тромпа. Д'Эстрэ усиленно пытался выйти на ветер Банкерту и в конце концов, когда ветер ушел к югу, ему это удалось. Но к этому времени французы пришли в расстройство, и Банкерт смог уйти под ветер, чтобы помочь де Ройтеру против Руперта. Эти две эскадры продолжали сражаться вместе, идя юго-западным курсом, не обращая внимания на свои соответствующие авангарды. Несомненно, что с появлением большей части эскадры Банкерта английская Красная эскадра попала в тяжелое положение.
В конце концов обе стороны прекратили сражение и легли на курс северо-восток, направившись туда, где еще сражались Спрэгг и Тромп, а де Ройтер оказался на ветре. Французы также оказались с наветра ото всех остальных. Ветер теперь зашел с юго-запада, и Спрэгг и Тромп очутились вне видимости своих основных сил. Получилось, что Спрэгг поспешил принять вызов Тромпа. Постепенно остальные части обоих флотов оказались слишком далеко к северу, чтобы присоединиться к свалке Спрэгг— Тромп. Оба адмирала уже сменили свои поврежденные корабли, перейдя на другие. При этом Спрэгг был убит. Руперт поднял сигнал по всему флоту: образовать линейный строй за своим флагманским кораблем. Но приказ не был отрепетован; д'Эстрэ не повиновался, по-видимому, не поняв приказа. Позже Руперт писал: «С приходом темного времени дня противник остался стоять у своего берега, и я посчитал это за удачу».
Несомненно, сражение выиграли голландцы. Они заставили союзников уйти на свои базы, чем полностью сняли блокаду своих портов.