Вторник
05.07.2022
02:11
Профиль
Юнга Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск по сайту
Миничат
Изображения
Рекомендуем
  • Верфь на столе
  • Armourbook
  • Modelsworld
  • В гостях у Ксандры
  • Рекламная пауза



    Кнопка


    [ Получить код баннера]
    Счетчик материалов
    Форум: 558/25965
    Галерея: 2256
    Статьи: 101
    Литература: 2111
    Чертежи: 420
    Каюта: 151
    Карта
    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Парусники

    Статьи

    Главная>Статьи> Суда викингов. Судно из Гокстада. Часть 1.
    Суда викингов. Судно из Гокстада. Часть 1.
       На небольшом крестьянском дворе в Гокстаде находился большой погребальный холм диаметром свыше 50 м, прозванный королевским. Он, хотя и был вспахан, возвышался примерно на 4 м. В январе 1880 г. сыновья крестьянина, чтобы развеять зимнюю скуку, начали искать сокровища, побужденные к этому также известиями о находках в Норвегии. От деревенского торговца, интересовавшегося археологией, об этом узнал Н. Николайсен - архивариус музея в Осло. У него уже был опыт раскопок судов. Так, в 1850 г. в Борре, удаленном от Гокстада на 30 км и находящемся в верхней части Осло-фиорда, в погребальном холме, сносимом для получения гравия, он откопал сильно поврежденное судно длиной 15 м с клинкерной обшивкой. Позже, в 1865 г., он принимал участие в раскопках в Туне, которыми руководил профессор Риг. К сожалению, от судна из Туне сохранилась лишь часть, примыкавшая к килю (рис. 1).
       Раскопки в Гокстаде начались в мае 1880 г. Отсутствие в течение двух месяцев дождей способствовало быстрому продвижению работ. Приходилось лишь часто обливать водой деревянные детали судна, чтобы сохранить их от высыхания. В процессе раскопок, проводившихся вдоль бортов судна, вначале были обнаружены скелеты 12 подкованных лошадей и 6 собак. Одна из собак имела ошейник из бронзы, а другая - из стали.


    Рис. 1. Мидель-шпангоут судна из Туне, реконструированный вплоть до бимсов выставлены их реконструкции.

       Само судно стояло в яме глубиной около 1 м, вырытой в глинистой почве. Его поддерживали многочисленные горизонтальные балки. Внутри судно вровень с бортами было заполнено синей глиной, покрывавшей судно и снаружи. Выступавшие из глины мачты, а также верхние части фор- и ахтерштевней не сохранились.


    Рис. 2. Часть игральной доски, найденная в гробнице.


    Рис. 3. Гробница из брёвен на судне из Гокстада.

       Выстроенная на судне гробница (рис. 3) оказалась уже разграбленной. В сообщениях о раскопках упоминаются найденные части деревянного ложа, которое, например у германцев, начало входить в обиход только с 750 г., и часть игральной доски, одна сторона которой похожа на доску для игры в шашки, а другая, с линиями, - для игры мюле (рис. 2). В гробнице Николайсен нашел скелет мужчины ростом 1,8 м в возрасте свыше 50 лет, который, по-видимому, страдал подагрой и был хромым. Согласно Инглинг-саге, это был король Олаф.
       Предназначенное для погребения судно было снабжено веслами, парусом, якорем и провиантом, как для долгого плавания. Оно имело даже особую сходню (рис. 4) для перехода на берег. На судне имелись три лодки, которые во время плавания обычно буксировали. На борту находился также шатер, шесты которого были украшены резьбой и завершались головами драконов и, как щиты, раскрашены черной и желтой красками. На планшире висели, перекрывая друг друга, 32 щита из дерева диаметром около 1 м. Большие и малые сосуды из дерева, медный котел для варки пищи, стальной котел на трех ножках, чаши, блюда и тарелки из дерева, а также деревянные сани дополняли снабжение. При раскопках были найдены также пуговицы и застежки из бронзы, свинца или позолоченного серебра. Неожиданной оказалась находка павлина, кости которого и остатки перьев лежали в районе кормы.


    Рис. 4. Дубовая сходня длиной около 7,4 м.


    Рис. 5. Судно из Гокстада.


    Рис. 6. Модель судна из Гокстада.

       После окончания раскопок судно из Гокстада, разделенное на две части, было перевезено на берег реки, находящейся приблизительно в километре от места раскопок и впадающей в Осло-фиорд, а оттуда на рыбачьем судне в Осло.
       Реставрированное судно из Гокстада выставлено в музее в Осло-Бигдё.


    Рис. 7. Чертёж судна из Гокстада.


    Рис. 8. Реконструированный штевень судна из Гокстада, находящегося в музее в Осло-Бигдё.


    Рис. 9. Крепление пробки для заделки отверстия от сучка (вид с внутренней стороны судна). 

       Полагают, что судно из Гокстада построено приблизительно в 850 г.
       Чертежи выставленного судна, выполненные независимо друг от друга Колином Арчером, известным конструктором полярного судна <Фрам>, и директором судостроительной фирмы Бломом, отличаются незначительно. Проблематичной осталась лишь форма несохранившихся штевней. Н. Николайсеном при реконструкции судна им была придана возможная форма (рис. 8), которая была реализована в соответствии с опубликованными рисунками. Штевни в действительности могли быть и уже, и длиннее, и выше, чем на нашей модели, чтобы на них удобнее было ставить обычные для судов викингов головы животных (рис. 5 и 6).
       Н. Николайсен опубликовал чертежи судна из Гокстада (рис. 6). Главные размерения его: наибольшая длина 23,3 м, наибольшая ширина 5,20 м и высота борта посредине судна, включая киль, 2,10 м (В разных источниках размеры его, так же как и судна из Нидама, расходятся).
       Судно из Гокстада построено на мощном киле Т-образной формы. Киль длиной свыше 17 м и высотой в середине 370 мм, как и большинство других судовых деталей, выполнен из дуба. К концам его с помощью вертикальной накладки прикреплялись штевни. Сама же накладка крепилась двумя рядами мощных стальных нагелей, как и на судне из Усеберга. В сагах часто описываются и штевни, состоявшие из трех частей.


    Рис. 10. Мидель-шпангоут судна из Гокстада.


    Рис. 11. Второй шпангоут судна из Гокстада.

       Головы зверей и их хвосты - символические украшения судов викингов - не являлись постоянными частями судового набора, как на судне из Усеберга: при плавании их снимали и ставили только при подходе к берегу. Обшивка судна из Гокстада состояла из 16 поясов на каждом борту. Доски длиной до 7 м в местах стыков соединялись накладками. При постройке судна использовали и доски с сучками: сучок удаляли и вместо него ставили пробку (рис. 9).
       Для изготовления досок в районе штевней старались подбирать дерево, имеющее естественную кривизну. Обшивка положена внакрой и скреплена стальными заклепками. Диаметр заклепок - 10 мм, диаметр их головок - приблизительно 25 мм; с внутренней стороны судна, как на судах из Нндама и Квальзунда, перед расклепыванием положены четырехугольные клинкшайбы. Расстояние между заклепками - около 185 мм - Для уплотнения швов между досками проложен шнур, скрученный из шерсти в три нитки и пропитанный смолой.
       Пояс, прилегавший к килю, как и сам киль, был без клампов и без прямой связи со шпангоутами, протянувшимися до десятого пояса. Второй-восьмой пояса в средней части имели клампы, выполненные как одно целое с ними (рис. 10). В районе штевней клампы отсутствовали и на втором поясе (рис. 11). Из рис. 12 видно, что шпангоуты подгонялись к клампам. Шпангоуты с досками обшивки связывались ивовыми прутьями, в результате получалось эластичное соединение. Девятый и десятый пояса были соединены со шпангоутами деревянными нагелями. Десятого пояса шпангоут касался непосредственно, а на девятом поясе есть еще рудименты клампов высотой несколько миллиметров, служившие в качестве подложки шпангоута.


    Рис. 12. Связь между шпангоутом и нижними поясами обшивки на судне из Гокстада.

       Толщина обшивки - около 25 мм. Более мощными являлись пояс с портами для весел и десятый, у которого шпангоуты заканчиваются. Этот пояс называли еще главным (будущий бархоут); в средней части судна его толщина 40 мм, а у штевней - 25 мм. Поперечное сечение пояса четырехугольное, т. е. отличается от сечения подобных поясов на судах из Туне и Усеберга. Благодаря этому судно из Гокстада имело более соразмерную поперечную форму. Верхние пояса обшивки скрепляли мощные бимсы с кницами на концах, доходившие до четырнадцатого пояса, подкрепленные нагелями из дерева и стали попеременно. На четырнадцатом поясе было 16 весельных портов, которые изнутри могли закрываться крышками; толщина его в средней части судна - 35 мм. На крышках вырезаны различные символы (рис. 13). Толщина пятнадцатого и шестнадцатого поясов - всего 16 мм. С внутренней стороны шестнадцатого пояса поставлен брус с поперечным сечением 110×70 мм. Это стрингер, к нижнему краю которого прикреплена планка с продольными отверстиями (рис. 14) для присоединения краев тента или висевших за бортом щитов. Около каждой второй кницы бимсов поставлены <боковые> шпангоуты, идущие от двенадцатого пояса до планширя и повышавшие прочность верхних поясов обшивки.


    Рис. 13. Крышки вёсельных портов с вырезанными символами.


    Рис. 14. Верхний пояс обшивки судна из Гокстада вместе со стрингером, на нижней стороне которого находится планка с продольными отверстиями.


    Рис. 15. Носовой наклонный <переборочный> шпангоут судна из Гокстада.


    Рис. 16. Руль и его крепление на <переборочном> шпангоуте.

       17 шпангоутов, поставленных на расстоянии 0,97 м друг от друга, обеспечивали судну длиной 15,7 м необходимую прочность. В районах штевней прочность корпуса усиливалась за счет установки наклонных <переборочных> шпангоутов с бимсами на них и кницами, подогнанными к обшивке (рис. 15).
       В корме <переборочный> шпангоут и его бимс служили для подвески руля (рис. 16). Длина руля, выполненного из дуба, свыше 3,3 м. Для его крепления к судну на обшивке установлен конический брусок - клоц, который просверлен вместе с обшивкой и <переборочным> шпангоутом. Через отверстие проходил кожаный ремень, поддерживавший руль и позволявший ему легко вращаться. Сзади перо руля имело петлю, для того чтобы его можно было поднимать.
       Судно из Гокстада в основном парусное, весла на нем применяли только в особых случаях: при плавании по узким фарватерам, при неблагоприятном ветре или военных действиях, например при поспешном отходе от берега, или пересечении линии прибоя. Найденные весла имеют длину от 5,3 до 5,8 м (рис. 17). Так как на судне банки отсутствовали, гребцы, вероятно, сидели на морских сундуках.
    Н. Николайсен нашел остатки парусного вооружения судна, которые вместе с другими находками и рисунками на камнях позволяют понять, как викинги плавали под парусом. В средней части судно из Гокстада имело мачту с большим прямым парусом. От нее остались только топ и шпор. Судя по их диаметрам, если считать, что переход от одного к другому был постепенным, высота мачты составляла 11-12 м.


    Рис. 17. Весло судна из Гокстада.


    Рис. 18. Крепление мачты на судне из Гокстада.


    Рис. 19. Прямой парус судна из Гокстада с типичными положениями при фордевинде, галфинде и бейдевинде.

       Крепление мачты выполнено так (рис. 18), чтобы ее могла поднимать команда без применения подъемных средств вне судна. На 8-11-м шпангоутах установлен брус шириной до 600 мм, связанный с килем. В брусе проделано отверстие для шпора мачты - степс. Бимсы 7-12-го шпангоутов поддерживают деревянный брус подкрепления мачты - мачт-фишерс шириной 1 м и длиной около 5 м. В кормовой части мачт-фишерса находилось продольное отверстие, ширина которого соответствовала поперечному сечению мачты. При подъеме мачты ее шпор первоначально вставляли в продольное отверстие мачт-фишерса, а затем тянули за форштаг. Часть команды в корме помогала поднимать мачту до уровня мачт-фишерса. После подъема мачты продольное отверстие закрывали крышкой, фиксировавшей положение мачты сзади. Спереди мачту поддерживал штаг, а с боков и сзади - ванты (рис. 19). При определенных положениях рея подветренные ванты нужно было отдавать. Для этого были предусмотрены специальные укладочные и натяжные приспособления (рис. 20).


    Рис. 73. Крепление вант.

    Источник информации:http://www.shipmodeling.ru
    Категория: Корабль | Просмотров: 7348 | Добавил: moops | Теги: Викинг, Гокстад | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Rambler's Top100