В последние годы XVII столетия, в период войн Англии и Франции времен Людовика XIV, за которыми последовала «Славная Революция» 1688 г. в Англии, морская тактика развивалась быстро. В 1780 г. Кемпенфелт (Kempenfelt) писал так: «Во Франции во времена правления Людовика XIV было немало талантливых людей, поднявших достижения в своей области на вершину совершенства. Они, в частности, создали могучий военный флот, никогда до этого у них не существовавший, к величайшему удивлению всей Европы. И это — в то время когда морскую торговлю они, в сущности, не вели. Затем они быстро усвоили выгоду, которую могли бы получить, разработав тактику войны на море. Они оценили то, что можно было взять из тактики войны на суше и перенести в тактику войны на море. Они взялись за этот труд и прекрасно его завершили до конца с удивительной быстротой. Они довели до совершенства организацию и маневренность своего флота». По ту сторону Канала в Англии реформа в морском деле стимулировалась прагматизмом и боевым опытом.
В это время, т.е. в последней четверти XVII века, были написаны английские «перманентные» инструкции по кораблевождению и бою, сигналы и инструкции Турвилля, а также появились теоретические исследования Поля Госта о тактических построениях. На практике тактика развивалась реструктурированием боевой линии. В это же время появились и первые сигнальные книги.
Турвилль дал величайший толчок развитию тактики и сигнализации во время войн конца XVII столетия в основном благодаря тому, что длительное время командовал французским флотом. Анн-Илларион де Контантэн граф де Турвилль родился в 1642 г. и впервые отличился в боях против турок в 1665 г. В Третьей англо-голландской войне в 1672 и в 1673 г. он был командиром корабля в эскадре адмирала д'Эстрэ. Затем он командовал эскадрой во флоте Дюкена, действовавшего в Средиземном море против голландцев и испанцев.
Турвилль сделал для французского флота и в конечном счете вообще для всех флотов то же самое, что сделал маршал Жан Мартинэ (Martinet) для армии. Вклад Турвилля в морскую тактику сделан, в основном, благодаря проведенным им тактическим учениям, превратившим его очень большой флот в дисциплинированную и управляемую силу, способную из относительно громоздкого порядка принять другой, более организованный строй или линию баталии. По-видимому, он первый флотский командир, издавший подробную инструкцию по сигнализации для большого флота; его целью было упрощение перестроения парусных кораблей из одного ордера в другой. Это, по его мнению, не парадные экзерциции, а серьезные эволюции. Использование им печатных сводов сигналов и приказов по кораблевождению знаменовало существенный прогресс во французском флоте. Подобные практичные методы в британском флоте не находили применения еще по крайней мере полстолетия. Любой флот под командованием Турвилля становился высоко опытным как в артиллерийском, так и в морском деле.
Похоже, что как тактик он не стремился к чему-либо новому, даже не стал развивать идеи Руперта и герцога Йоркского. Хотя он и не требовал, чтобы главнокомандующий осуществлял полный контроль над всеми отрядами флота, тем не менее не дал никаких указаний по этому поводу. Его книга сигналов опережала время в том смысле, что использовала традиционную доктрину, что позиция корабля не должна быть жесткой, при этом он оказался первым из великих французских адмиралов, командовавших воистину громадным флотом с таким исключительным успехом в войне с объединенным флотом англичан и голландцев.
Турвилль написал и издал «Signaux Generaux pour les Vaisseaux del Armee du Roy», отпечатанные на его флагманском корабле «Conquerant» 12 мая 1689 г. Это был печатный сборник инструкций, сопровождаемых изложенными словесно сигналами. Впрочем, в конце книги была приведена независимая таблица сигналов. В книгу включены 20 главных сигналов: 7 сигналов по плаванию днем и 13 ночью. 34 «pour le combat» (т.е. боевых инструкций), 8 по преследованию и 5 для плавания в тумане. Лишь три сигнала предназначаюсь для вызова офицеров и никаких сигналов для брандеров (их деятельность освещалась в боевых инструкциях). Эти статьи выглядели лишь немного улучшенными современными английскими, но значительно лучше сгруппированными, хотя равно консервативными по характеру. Лишь 7 инструкций не требовали никаких сигналов. Наиболее отличались от английских 8 инструкций по преследованию, предназначенные как капитанам частных судов, так и всему флоту. Важное рукописное дополнение на разрозненных листах бумаги, датированное 4 августа 1689 г., устанавливало, что по снятии якоря капитаны должны выйти вперед и занять свои места в линии, обходя любые корабли, не повиновавшиеся приказу, в том числе и флагманский корабль. Отдельно изданная книга ночных сигналов датирована 9 июня 1689 г. на борту Conquerant. В ней собраны сигналы с применением пушечных выстрелов, огней и ракет.
Инструкции Турвилля на 1690 г. — год его величайшей победы над англо-голландским флотом при Бичи-Хэд — дошли до нас в виде карманной рукописной книги сигналов. Это, по-видимому, старейшее сохранившееся издание карманного формата с пронумерованными сигналами по флоту. По номерам перечислен порядок, в котором следует поднимать флаги. Под каждой позицией сгруппированы различные флажные сигналы. Флаги раскрашены в разные цвета, указано их значение, а также отсылка на страницу и статью в инструкции. К однофлажным сигналам добавлено 85 двухфлажных сигналов. При этом второй флаг поднимается в различных положениях по отношению к первому. По указаниям страниц и статей можно реконструировать сами инструкции за исключением тех, которые не требуют флажных сигналов. Насчитывалось 67 общих инструкций, из которых 5 не требуют флажных сигналов. Инструкции по мореплаванию можно разделить на две серии по 35 и 23. Причем последние относятся к кораблевождению. Девять отдельных сигналов касаются вопросов преследования. Отсылки к ночным и «туманным» сигналам несколько путаны, но совершенно понятны 36 боевых инструкций, для которых не даны сигналы. В боевых инструкциях неприятель упоминается редко, за исключением вступления или выхода из боя, а также обхода (статья 8) и абордажа (статья 33). Конечно, сам Турвилль стремился осуществлять максимальный контроль своих более чем семидесяти кораблей. Он мудро избегал отдачи боевых инструкций, предпочитая обеспечивать различные построения флота и способы их перемены с одного на другое. Таким образом, он мог располагать свой флот для встречи неприятеля наилучшим образом, исходя из погодных условий, ветра, приливов и береговых ограничений в Ла-Манше и на его западных подходах. Гибкость маневрирования обеспечивала, таким образом, быстроту и точность образования линии баталии. Если таковая сформирована и вступила в бой с противником, то не требуется уже детального тактического контроля. Флот из семидесяти кораблей в кильватерной колонне с интервалами между кораблями в полкабельтова растягивается на пять миль. А при интервалах в один кабельтов в зависимости от длины каждого корабля — на все десять. Теоретические предположения Турвилля и флажные сигналы 1690 г. в таком случае не работают, что и не раз подтверждалось в практике победителя при Бичи-Хэд.
Турвилль издал также в 1690 г. отпечатанный «Ordres et Signaux Generaux». Этот труд состоит из 14 отпечатанных чертежей организации похода флота из 84 линейных кораблей и 30 брандеров, собранных в три эскадры. На самом деле, на рисунке показаны 60 линейных кораблей с написанными чернилами на них их именами. Цвета эскадр — белая, белая с синим и синяя. В сомкнутой кильватерной линии кораблей флот ведет корабль, носящий гордое имя Soleil Royal («Королевское солнце»), В трех случаях сомкнутый строй кораблей изображен в виде трех параллельных кильватерных линий во главе с кораблями командиров этих эскадр. Белая эскадра главнокомандующего флотом идет в середине. Бело-синяя эскадра идет по правому борту колонны главнокомандующего, а по левому — Синяя. При движении флота в шести параллельных колоннах каждая эскадра из двух отрядов идет в фордевинд. Три флагманских корабля идут впереди и на равных расстояниях от двух головных кораблей соответствующих пар отрядов. Другим вариантом является построение клином с Белой эскадрой посередине.
Распоряжение Турвилля от 1690 г. по плаванию и сражению содержит необычный абзац, озаглавленный «Порядок отхода в две линии кильватера и строем фронта».
Не в пример обычному построению в виде обратного клина здесь показан флот с эскадрой главнокомандующего из идущих на траверзе друг друга кораблей в середине построения, в то время как две другие эскадры в кильватерных линиях идут непосредственно впереди двух фланговых кораблей центральной колонны. Таким образом, построение напоминает три стороны квадрата с открытой передней стороной.