Затеял в начале декабря трёхмерную модельку кижанки. Что в итоге получилось и кое-что о технологии и терминах я сжато изложил на своей странице: http://ялик-м.рф/kizhanka/ Кому лень бегать, немного картинок оттуда: А что получается у меня: Ну и уже готовые листы, раскроенные лазером: Это как раз то, из чего собирается скорлупка корпуса. Слегка изменил очертания штевней-кокор, в отличие от 3D-модели, так больше напоминают о 18-19 веке... Ну и шпунт для первой доски обшивки выражен на киле и штевнях - проще будет собирать основу.
Добавлено (21.01.2015, 22:54) --------------------------------------------- Пришлось таки сгонять в Питер за новой шайтан-трубой... И первым делом - вырезал стапель из четвёрки:
Тут я, торопыга, сначала вклеил на нём первый набой и снял со стапеля:
Вроде перекоса избежал:
Собираю всё обратно:
Кувыркай как хочешь:
И вместо прищепок или струбцин клеящиеся в носу и корме доски-набои стягиваются накладками:
Кстати, надо будет при сборке следующего корпуса распарить нижнюю доску - уж очень велика там крутка...
Стопудово, верхняя доска у штевней шире, чем в миделе должна быть. Это я Вам как очевидец говорю... А чертежи даже не комментирую! Хотя, в каждой деревне свои мастера были и строили каждый по своему знанию и желанию.
Сообщение отредактировал aviaamateur - Четверг, 05.02.2015, 10:59
Сергей, спасибо! Скорее всего - именно то, что каждый мастер строил по своему опыту и традициям от своих учителей, и создают такое разнообразие вроде бы одинаковых лодок.
Я как раз не очевидец, но все фотки, что у меня есть, именно без увеличеня последнего набоя к штевням. Скорее, наоборот.
Просто картинки того, что сделал за прошедшее время:
Для различных районов плавания строились кижанки разных размеров. Для внутреннего, между деревнями, «каботажного» плавания строились лодки длиной до 6 м, с выходом в открытое озеро – до 8 м. Для дальних плаваний по Онежскому озеру с выходом в Ладогу, а также для рыболовного промысла и перевозки грузов строились лодки длиной 9 м с двумя мачтами. Кроме лодок–кижанок, в Кижских шхерах еще в первой половине ХХ в. строили онежские «соймы» (карел. «сайма» – большая лодка) – двухмачтовые лодки длиной больше 9 м. Соймы на Онеге применялись, как правило, для перевозки грузов, поэтому для их укладки борта обшивались внутри «подтоварником» (тонкой доской), делались ящики для груза или рыбы, а вместо палубы для укрытия груза от воды устраивались настилы с тентами.
Кижанки и соймы (онежская и ладожская) были хорошо приспособлены для судоходства по большим озерам на веслах и под парусом. По внешнему виду и конструктивным особенностям они очень близки. Сохранились чертежи и фотографии сойм и кижанок, на которых можно видеть их общие линии силуэтов со схожими штевнями и парусным вооружением. Эти народные лодки, имеющие неповторимые обводы, не встречаются в других российских губерниях.
Дата: Воскресенье, 17.05.2015, 10:04 | Сообщение # 15
Ранг 2
Группа: Матрос
Сообщений: 133
Статус: Offline
Поговорил с ребятами, которые ходили на кижанках, Доски равной ширины по всей длине, из-за развала бортов кажется, что переменной ширины. Один мужик в деревне пудожской с одной рукой шил их даже без напарника... Фото из музея.