Я начал совсем короткий проектик, чтобы немного отвлечься от других моих проектов-"долгостроев".
Итак, ПОМОРСКИЙ КОЧ - уникальное полярное судно допетровского времени. Созданный поморами коч стал единственным в мире судном эпохи великих географических открытий, приспособленным к плаваниям в ледовой обстановке. Благодаря кону, русские промышленники и землепроходцы смогли начать освоение Северного морского пути, колонизовать обширное пространство Севера, осваивать новые поселения за полярным кругом. Однако к нашему времени сохранились только письменные упоминания о коче, но остается неизвестным точный вид судна и его конструкция.На основе археологических раскопок и научных исследований последних лет предложена программа реконструкции русского коча и подготовки исторического эксперимента по плаванию на воссозданном судне. Реализация данной программы позволит поставить русский коч в ряду таких уникальных явлений всемирного наследия, как воссозданный Туром Хейердалом бальсовый плот «Кон-Тики» и папирусная лодка «Ра».
Коч – судно, созданное русскими поморами, жившими на берегах Белого моря. Особенности конструкции судна делали его уникальным по способности преодолевать большие расстояния в водах арктических и субарктических районов Евразии, ходить в сложной ледовой обстановке. Обтекаемый корпус судна способствовал его выжиманию на поверхность при ледовом сжатии, а особая форма днища и боковые кили позволяли перетаскивать корабль волоком. Существовало несколько типов кочей, но ни один из них не сохранился до нашего времени. - цитаты из книги "Коч — русское полярное судно: проблемы сследования и реконструкции"
При постройке модели я использую эти чертежи из журнала "Моделист-Конструктор" 1973, №10
Материалы традиционные: корпус - груша светлая и розовая, бамбук на рангоут, нитки для вязки мушек для такелажа
Добавлено (19.08.2015, 11:28)
---------------------------------------------
Кстати, второй причиной, подвигнувшей меня на этот проектик, был этот подаренный флакончик из-под духов:
Добавлено (19.08.2015, 11:34)
---------------------------------------------
Итак, начинаем с изготовления палубы-верхней части корпуса и нижней подводной части корпуса. Эту технологию я применяю, когда размер модели не позволяет выполнить настил палубы традиционным способом.
Корпус модели разделен на две части, т.к. предполагается поместить коч в "море" и целиком корпус не проходит в горло "бутылки".
Добавлено (19.08.2015, 11:52)
---------------------------------------------
Следующий этап - обшивка корпуса рейками.
Технология простая - вымачиваем, гнем, сушим, клеим, сушим, обрезаем лишнее.
Первая рейка клеится по самому краю боковой поверхности корпуса-палубы и служит еще и нижней доской фальшборта.
Добавлено (19.08.2015, 11:54)
---------------------------------------------
Подобным способом приклеиваем первую доску обшивки с другой стороны корпуса, не забыв вклеить форштевень и ахтерштевень.
Добавлено (19.08.2015, 11:56)
---------------------------------------------
Далее наращиваем фальшборт с обоих сторон
Добавлено (19.08.2015, 11:59)
---------------------------------------------
Теперь доклеиваем нижние доски бортов верхней части корпуса.
Добавлено (19.08.2015, 12:00)
---------------------------------------------
Заготовку для нижней части корпуса готовим из двух кусочков грушевой рейки. Нижняя часть будет находиться под водой, поэтому я не вижу особого смысла мудрить с ее изготовлением ))
Добавлено (19.08.2015, 12:01)
---------------------------------------------
Обрезаем нижнюю часть по контуру верхней, придаем ей нужную форму, "достраиваем" форштевень.
Добавлено (19.08.2015, 12:02)
---------------------------------------------
Теперь, когда корпус коча вчерне готов (его еще предстоит дошкурить, но это можно между делом сделать), приступаем к рангоуту и наполнению палубы.
Рангоут традиционно для малого масштаба из бамбука.
Шлюпка из рейки груши. Вырезаем веретенообразное дно, приклеиваем борта, шкурим, вклеиваем банки, плющим лопасти весел из латунной проволоки 0,15 мм и voila ))
Добавлено (19.08.2015, 12:04)
---------------------------------------------
Шпиль из бамбуковой зубочистки
Добавлено (19.08.2015, 12:06)
---------------------------------------------
Примеряем шлюпку и шпиль к кочу.
Добавлено (19.08.2015, 12:10)
---------------------------------------------
По чертежам на палубе должны находиться 2 помпы... Надо бы их, конечно, деревянными, наверное, сделать... но кто на самом деле их вообще разглядит после помещения коча в "бутылку"
Добавлено (19.08.2015, 12:22)
---------------------------------------------
На палубе должны быть и бочки ))
Добавлено (19.08.2015, 12:23)
---------------------------------------------
Румпель... он будет из надводной части и подводной.
Добавлено (19.08.2015, 12:30)
---------------------------------------------
Cледующий этап - парус.
Добавлено (19.08.2015, 13:15)
---------------------------------------------
Дооснащаем мачту:
Добавлено (19.08.2015, 13:18)
---------------------------------------------
Очередная проверка на стенде ))
Добавлено (24.08.2015, 15:32)
---------------------------------------------
Выходные дают возможность выполнить работы, которые требуют много времени.
Итак, продолжаем подготовку к забутыливанию модели.
Фиксируем стоячий такелаж и обрезаем концы нитей.
Добавлено (24.08.2015, 15:33)
---------------------------------------------
Теперь можно приступать к следующему этапу - заливка "моря", помещение в него нижней части корпуса, формовка "волн".
Добавлено (24.08.2015, 15:35)
---------------------------------------------
По мере высыхания "моря" готовим верхнюю часть корпуса к "забутыливанию" - приклеиваем окончательно все палубные элементы, складываем мачту, разворачиваем парус и придаем всему этому компактную форму, позволяющую пропихнуть ЭТО через горло бутылки.
Добавлено (24.08.2015, 15:36)
---------------------------------------------
Наконец, наступила очередь, пожалуй, самого волнительного этапа в кораблевбутылкостроении )) - помещение верхней части корпуса в бутылку и дальнейшие работы уже внутри бутылки.
Итак, компактно сложенный сверток пропихиваем в горло
Добавлено (24.08.2015, 15:40)
---------------------------------------------
Если предыдущая операция прошла успешно, устанавливаем верхнюю часть корпуса на нижнюю (в этом нам помогут штифты) и фиксируем их друг с другом клеем, на всякий случай
Затем поднимаем и фиксируем мачту. При этом стоячий такелаж должен автоматически натянуться.
Проверяем проводку снастей бегучего такелажа, концы которых выведены наружу