Немного истории. В 1892 г., с некоторым отставанием от других европейских стран, вопросом создания единой спасательной службы в Норвегии занялись всерьез. Была создана Норвежская Ассоциация спасательных судов, образовали фонд и объявили конкурс на лучший проект мореходных лайф-ботов, которым можно было бы доверить вахту в море. И выяснилось, что еще до появления этой Ассоциации начал строить всепогодный лайф-бот Колин Арчер — главный конструктор полярного экспедиционного корабля “Фрам”, принять который предстояло Фритьофу Нансену. Гений Арчера опередил замыслы современников. Местом рождения бота стала его верфь в Ларвике (где и строились почти все суда, сконструированные им). Первый лайф-бот назвали именем его создателя. По сей день это суденышко носит на гроте черные литеры RS (по первым буквам слов спасательное судно) и цифру “1”, помещенные в центр красно-оранжевого кольца. Все лайф-боты, построенные в Норвегии следом за первым, имели сквозную нумерацию и однажды присвоенный номер (и литеры) сохраняли как символ высокой пробы при изменении названия, предназначения судна и даже при смене национального флага — столь значимой была репутация прочных, мореходных и маневренных парусников, спасших тысячи жизней. В национальном сознании рыбаков-норвежцев лайф-боты были подняты до статуса икон. ("Катера и яхты" №172 2000г., "Лайф-боты Колина Арчера или "Арчероголики" поклоняются надежности")
Чертеж в нужном масштабе был распечатан заранее. Корпус я обычно набираю из пластин вырезанных в соответствии с шаблонами из теоретического чертежа. Т.к. корпус в этой модели состоит из двух частей, то ватерлиния приходится как раз на плоскость соприкосновения верхней и нижней половинок корпуса. Это же позволяет запросто решить проблему ровной границы между цветами корпуса. Пластины корпуса вырезаны из школьной линейки. На верхней части перед настилом палубы нужно придать определенную погибь и прорезать прямоугольное отверстие для будущего "кокпита" рулевого. После этого настилаем палубу, обрабатываем ее по краям и циклюем всю поверхность. Палуба настелена рейками из светлой груши 0,5х0,5 мм. Т.к. клей применялся Титбит темного цвета, то сразу получается и имитация конопатки. Хотя в данном случае, оригинальная палуба была покрыта какой-то темной смолой и конопатка не особо заметна.
Теперь достаточно сошлифовать лишнее наждачной бумагой, положенной на ровную поверхность. И, т.к. ранее то же самое было сделано и с верхней частью, то в итоге мы имеем плотное прилегание частей корпуса друг у другу в плоскости ватерлинии и ровную границу разделения цветом. В случае, если ватерлиния была бы в виде полоски, например, белого цвета, нам было бы достаточно вырезать еще одну часть из тонкого материала (шпон, пластик) и, вложив ее между верхней и нижней половинкой, пошлифовать все вместе.
Далее - изготовление палубных надстроек и прочего палубного оборудования. Надстройки я вырезаю из груши и обшиваю грушевыми же рейками. Для изготовления брашпиля я использовал нару деталей из набора ФТ, латунную проволоку 0,4 и 0,15 мм для валов и ручки, латунную трубку 0,8 мм для изготовления "шестеренок". После того, как первые эмоции от изготовления брашпиля утихли, стало понятно, что он получился несколько корявым и великоватым.
В палубе этой лодки прорезано довольно много световых окон. Я не смог придумать ничего, кроме как использовать латунный профиль 2х2 мм, две противоположные стенки я сточил, чтобы получить прямоугольную форму.
В ходе изготовления световых окон между делом сделал второй вариант брашпиля. Кажется, получилось поаккуратнее и немного поменьше. Слева второй вариант. И примерил все на палубу. Также доработано оформление "кокпита".
Приступил к изготовлению рангоута. Заготовка для грот-мачты. Здесь уже надо предусматривать и отверстия для проводки такелажа, которые лучше сверлить до окончательной обработки мачты.
После завершения этого этапа очередная примерка палубных надстроек, тоже немного облагороженных, и подготовка к изготовлению хитроумных релингов и планширя.