Владислав Витальевич, мне, как начинающему судомоделисту, очень интересно Ваше личное мнение по поводу уместности фигуры грифона на гальюне корабля голандской постройки примерно 1605 г. с именем "Грифон". Может все-таки стандартный лев? И есть второй вопрос: а когда голландцы начали красить борта в зеленый цвет?
Подзабыли Борис Давыдович. В 1581 году Испания захватила Португалию и все её колонии на востоке. Пинассы и флейты небольшие суда способные убежать от неповоротлевых галеонов.
Крупные суда типа "Женюэрде провинсьон" (Объедененые провинции) строились во время так называемого 12-летнего перемирия.
Я хочу сказать своё мнение: Батиста слишком крупное судно для переделки в голландского "Грифона"
На акварели "Гибралтарская битва" это хорошо видно:
А поясните темному, гриффон это же лев с крыльями?
Не совсем лев с крыльями. У него голова грифа, тело льва, а передние лапы либо львиные, либо орлиные. Ну и крылья конечно. Вот я нашел рисунки из книги Маера (файл я прикрепил но не могу понять откроется картинка или нет).
Что касается до размеров "Батисты" для переделки в "Грифона" то тут следующие соображения: 1. На представленной картине корабли не подписаны, соответственно корабль на переднем плане не обязательно "Грифон", хотя на буксире он тащит 6-весельный ял (3 банки), что по размерам соответствует "Батисте" - у него на палубе барказ не помещается, а только ял. На белом поле кормового флага этого корабля просматривается некий герб - это что флаг адмирала? Если да, то тогда это "Эол" флагман Хексмерка. По сведениям из "Википедии" со стороны голландцев в битве участвовал 21 корабль, в том числе "Эол" (флагман Хексмерка), "Грифон", "Тигр", "Морской котик", "Красный лев", "Золотой лев", "Бурый медведь", "Белый медведь", "Утренняя звезда" и другие (на голландскоязычной версии той же статьи в "Википедии" кроме этих кораблей еще присутствуют "De Friesche Pinas" и "De Olifantstpomp" - я не знаю переводов этих названий). Так что тут есть некий простор для творчества.
2. В книге Ховинга (это которая вместе с чертежами "Женюэрде провинсьон" - а как же без упоминания ) присутствует яхта "Грифон" в 70 ластов, а в книге Parthesius "Dutch Ships in Tropical Waters" - встречается название корабля "Грифон" уже в 110 ластов. В обоих книгах речь идет не о битве, а об отплытии в 1607 г. в Ост-Индию голландской эскадры, Одним из флагманов которой и был "Женюэрде провинсьон" (вот, опять упомянул ). Не факт, что и в битве, и в поездке в Ост-Индию участвовал один и тот же корабль с именем "Грифон". Мне кажется что такое название было достаточно популярно, как например "Красный лев".
3. Собственно о размерах. Длина между штевнями "Женюэрде провинсьон" по Ховингу - 130 амстердамских футов, а длина "Батисты" по моим расчетам составляет 98 тех же самых амстердамских футов, так что "Батиста" получается примерно в 1,3 раза меньше. Соответственно по грузоподъемности он должен быть тоже меньше но во сколько раз - тут я затрудняюсь подсчитать.
Дело не в длине, а в соотношении длины к ширине. На водоизмещение влияет также ширина и осадка. Голландцы были намного изящней. Насчет фигуры, я думаю, на гальюне был лев (герб государства), а грифон изображали на транце, для индефикации названия. В то время это было стандартное украшение голландцев.
Сообщение отредактировал korabel - Суббота, 24.03.2012, 08:58
Дата: Понедельник, 26.03.2012, 08:49 | Сообщение # 24
Ранг 3
Группа: Матрос
Сообщений: 283
Статус: Offline
Quote
Дело не в длине, а в соотношении длины к ширине.
Считаем соотношение ширины к длине: Для "Объединенных провинций" - длина 130 а.ф., ширина 35 а.ф. - соотношение 1 к 3,7; Для "Батисты" - длина 554 мм, ширина 162 мм - соотношение 1 к 3,4; Для "Ротер Лове" (из Хоккеля, 1597 г. постройки) - длина 98 а.ф., ширина 22 а.ф. - соотношение 1 к 3,5.
Получается что не только "Батиста", но и "Объединенные провинции" являют собой нечто среднее между "галеоном" (соотношение 1 к 3) и пинасом/флейтом (соотношение 1 к 4). А если брать рубеж 16 и 17 веков - то соотношения 1 к 4 тогда, возможно, и вовсе не применялось к постройке судов. Голландцы только начинали робкие попытки удлинения корпуса. Поэтому и появлялись некие промежуточные варианты. Так что я считаю что соотношение длины к ширине у "Батисты" - вполне может быть "голландским". А если брать обводы - то "плоское дно" просто кричит о голландской манире постройки.
Что касается водоизмещения - то по источникам ИМХО скорее приводится "грузоподъемность" ("карго", "ластмаат"), а не "водоизмещение" (обьем подводной части судна). Причем эту "грузоподъемность" измеряют в каких-то "ластах", да еще указывают из чего эти "ласты" состоят, например "грузоподъемность в 100 ластов соли". Купцам - наверное интереснее сколько груза они могут взять а не объем подводной части. Налоги же за перевозимый груз тогда вообще брались от ширины палубы судна, из-за чего, собственно, изобретенный позднее флейт и стал так популярен у купцов.
Насчет украшений - согласен лев на гальюне и грифон на корме - правильнее. Но, поскольку "Батиста" - все равно останется неким "собирательным образом" - то мне кажется что грифона можно посадить и на нос. Вот и решил спросить у более опытных товарищей а "возможно ли в принципе такое, чтобы в эту пору на носу было что-то другое". Вроде пишут, что возможно...
Сообщение отредактировал nickras - Понедельник, 26.03.2012, 12:19