Дата: Понедельник, 17.12.2012, 00:39 | Сообщение # 18
Ранг 1
Группа: Матрос
Сообщений: 47
Статус: Offline
Quote (fortres)
...В 1640-50-х гг. в официальной переписке в Англии все военные корабли (зачастую – всех рангов) именовались «фрегатами»."
Что же Вы последний абзац сюда не скопировали? "Но уже в 1660-х гг. корабли стали называть, в основном, только по рангам (I, II, III и т.д.). Термин «фрегат» довольно скоро стал распространяться лишь на малые корабли V и VI рангов, но уже неофициально."
Хотя само название «фрегат» появилось в начале 17-го века, окончательно облик этого типа кораблей, а именно конструкции и вооружение, сформировался только к середине 18-го века. Фрегаты имели одну сплошную артиллерийскую палубу, на которой размещались пушки главного калибра. Носовую надстройку, имеющую округлую форму (round bow) и кормовую соединяли две узких палубы, размещенные вдоль бортов. На краях этих палуб устанавливались опоры для шлюпок. Между шлюпками размещались запасные стеньги и реи. На кормовой надстройке устанавливался главный кабестан, штурвал, а также световой люк для кают, размещенных под палубой. Там же устанавливались и пушки вспомогательного калибра. Фрегаты имели застекленную корму, боковые галереи, где размещались офицерские каюты. Кубрики для матросов размещались на носу. Подводная часть корабля обшивалась медными листами. Все фрегаты имели полный комплект парусного вооружения – на трех мачтах и бушприте поднималось 10-12 парусов. С целью повышения маневренности судна и более полного использования бокового ветра на штагах поднимались треугольные паруса, а для достижения максимальной скорости применялись лисели. По сохранившимся документам, фрегаты 18-го века достигали максимальной скорости в 14 узлов.
Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. Меньшие корабли, не имевшие ни одной батарейной палубы, к фрегатам не относились. В дальнейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли, и после наполеоновских войн они достигали 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и в XIX веке получили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века.
Если взять фрегаты, которые строились в 1-й половине 18 века (а в России – даже до 1780-х гг.), видно, что они очень похожи на те суда, которые составляли абсолютное большинство во флотах середины 17 века – т.е. корабли с одной закрытой батареей (14-20 портов) и несколькими малыми орудиями на квартердеке (всего – 24-38 пушек) . У голландцев такие корабли (в 1652 г.) были почти все, не считая более мелких (с одной открытой батареей – менее 20 пушек всех). Флагманский Бредероде 54 Мартина Тромпа был чуть ли не единственным голландским 2-дечником, было еще несколько 40-44-пуш. кораблей (в т.ч. и ост-индских), но у этих опер-дек был неполный. У англичан таких было поменьше, хотя тоже большинство (в 1652 г.). У французов их в это время было очень много, явное большинство. В дальнейшем, с ростом числа настоящих ЛК, такие корабли в полтора дека стали неуклонно уменьшаться в количестве, в войнах 1665-67 и 1672-73 их еще ставили в линию, но во все меньших количествах (голландцы – до 1689 г.), они чаще применялись для конвойной службы и второстепенных задач. У англ. и франц. они считались кораблями 5 ранга, а не фрегатами в нашем понимании. Не отличаясь быстрым ходом и хорошими мореходными качествами, они, как и их последующие потомки, выглядели на фоне линкоров, как мореходные канонерки рядом с броненосцами в 1890-х гг. Во время Северной войны и в 1742-43 гг., да и в других войнах тоже, их опасались выпускать в разведку, поскольку они могли стать легкой добычей ЛК пр-ка. По своему вооружению такие кораблей в 1666 г. и позже (в 17 веке) были очень близки к последующим фрегатам, в т.ч. и петровским.
Можно и так, более широко сказать, но суть не в этом. Обсуждаемая тема выросла из вопроса: "Возможно ли, что бы в документах первой половины 17-го века (в 1635 году) говорилось о ФРЕГАТЕ, плававшем у берегов американского континента ? И если это так, то как мог выглядеть такой корабль?"
В том-то и дело, что не отрицая существования названия "фрегат" в начале 17-го века, большинство в штыки встречает разговоры о том, что корабли определенной, естественно, конструкции( до французских восьмисоттонников с единой орудийной палубой середины 18-го века), могли именоваться фрегатами. Сиречь, название было, а кораблей, увы, не было...
.....не отрицая существования названия "фрегат" в начале 17-го века......
вот потому-то и появился термин "истинный фрегат", в отличие от "просто фрегата" ("тоже" фрегата) (и появился этот термин с 174какого-то года, если не ошибаюсь)
а в остальном (повторю) тут только вопросы терминологии.... вот мой бпк частенько в литературе именовали фрегатом (фрегатом УРО в частности) но от этого он никак не перестал быть бпк -ни по предназначению, ни по вооружению, ни про базовым боевым задачам. как говорится, хоть горшком назови, только......
Сообщение отредактировал vadim55 - Среда, 26.12.2012, 13:23