Проводя выборку в интернете по запросу о такелаже бригов я натолкнулся на такую вот переведенную информацию на сайте "Северная Подводная Археология"(Nordic Underwater Archaeology):
...В начале 2002 года шведские ВМС (подводная лодка спасательного судна HMS Belos) в ходе выполнения регулярных обследований морского дна в центральной части Балтийского моря на глубине около 100 метров обнаружен потерпевший крушение корабль...несмотря на плохую видимость у дна, на мониторах TV можно было рассмотреть стоящий на днище двух-мачтовый парусник с хорошо сохранившимися мачтами и бушпритом, длиной 26 м и высотой мачт 20 м...также, характерной деталью была вторая мачта сразу за гротом, что позволило определить данное судно, как "шняв-бриг" (по шведски - snaubrigg).
Общий вид находки (ретушированное фото с монитора)
Реконструкция внешнего вида корабля.
snaubrigg - класс малых судов, строившихся в Швеции в 18 веке.Одним из первых был "Mjöhunden", построенный для шведского флота в 1698 году Карлом Шелдоном.Этот корабль погибв битве при Архангельске в 1701 году. "Mjöhunden" имел 21 метр в длину и вооружен шестью 3-фунтовыми орудиями. В 19 веке,"шняв-бриги" были заменены обычными бригами ("regular brig"), где гафель крепится непосредственно к мачте... На обнаруженном корабле в качестве носовой фигуры установлено позолоченное изваяние "человеко-лошади" с конской головой, рыбьим хвостом и сложенными на животе человеческими руками.
Конская голова (ретушированное фото с монитора)
Реконструкция носовой фигуры.
В борту прорезаны пушечные порты, но ни одной пушки не обнаружено...Несколько досок и возможные украшения отвалились из-за проржавевших нагелей крепления... Корабль отлично сохранился.На палубе обнаружены два скелета членов экипажа, что странно, по-скольку обычно людей смывает за борт. Возникает несколько вопросов: -Корабль и оснастка похожи на некоторые из 1768 рисунков Чепмена . -Кормовая часть корпуса и, конечно же, такелаж похож на модель шняв-брига Густава Адольфа, построенный в 1783-85 из Национального морского музея Швеции. Тем не менее,нос и бушприт этого корабля выглядят примерно на столетие старше. Это похоже на Nonsuch от 1650 года. Так что можно предположить, что это крушение произошло в первой половине 18 века. - До сих пор не определена принадлежность корабля - возможно он шведский корабль, а возможно - русский, или другой национальности. -Где оружие? Возможно это был новый построенный корабль не полностью оборудованый?
Чисто-случайно...забросил в поисковик "такелаж брига"...потом перешел на выдачу переведенных материалов по данному запросу...заинтересовался "снег-бригом" (так перевел комп "snaubrigg") Реконструкции не мои - все с сайта Nordic Underwater Archaeology
Сообщение отредактировал fortres - Четверг, 24.01.2013, 15:28
что да - то да ! Хотя я, например, полагал, что у Св.Петра в интерпретации Науменкова сильный наклон форштевня продиктован необходимостью плавания во льдах...