Вторник
24.10.2017
03:54
Профиль
Юнга Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Поиск по сайту
Миничат
Изображения
Рекомендуем
  • Верфь на столе
  • Armourbook
  • Modelsworld
  • В гостях у Ксандры
  • Рекламная пауза
    Кнопка


    [ Получить код баннера]
    Счетчик материалов
    Форум: 534/24006
    Галерея: 2256
    Статьи: 101
    Литература: 2208
    Чертежи: 420
    Каюта: 151
    Карта
    Статистика

    Онлайн всего: 8
    Гостей: 7
    Пользователей: 1
    si

    Парусники

    Статьи

    Главная>Статьи> Чертеж
    Чертеж
    Теоретический чертеж

       Модель корабля — это его уменьшенная в 10, 25, 50, 100, 200, 500, а иногда и в 1000 раз копия, сделанная судомоделистом. Чтобы построить настоящий корабль, требуются десятки тысяч различных чертежей как самого корпуса, его надстроек, дельных вещей, оборудования, так и различных механизмов, приборов и т. п. Для постройки модели нужны, конечно, не десятки тысяч чертежей, а только десятки. Но будь то настоящий корабль или его модель, для того и другого существует один чертеж — самый первый, самый главный, и название у него особое — теоретический чертеж. По этому чертежу можно определить все размеры корабля — его длину, ширину, высоту борта, осадку. Зная эти размеры, можно вычислить водоизмещение модели — ее вес. Но и это еще не все. Теоретический чертеж покажет опытному глазу, какой будет подводная поверхность корпуса, его обводы: плавными, острыми или полными, как будут обтекать корпус струи воды при движении модели. Моделист увидит также, есть ли поперечная погибь палубы или ее седловатость, как выглядит нос и корма. Посмотрите на рисунок 1 — это и есть теоретический чертеж. Как же получается этот удивительный чертеж и что означают батоксы, ватерлинии, шпангоуты, что такое бок, полушироты, корпус?



       Рассечем мысленно корпус модели корабля тремя взаимно перпендикулярными плоскостями так, как это показано на рисунке 2. Вертикальная плоскость, секущая корпус вдоль по диаметральной линии, делит его на две симметричные части, отделяя правый борт от левого, если смотреть со стороны кормы в нос. В сечений вверху показана плоскость, называемая диаметральной.


       Другая, горизонтальная плоскость, проходящая из конструктивной ватерлинии, отделяет подводную часть модели корабля от надводной и называется плоскостью конструктивной ватерлинии (показана внизу). И наконец, третья плоскость, перпендикулярная как к вертикальной, так и к горизонтальной плоскости, проведенная посередине корпуса, отделяет носовую часть от кормовой и называется плоскостью мидель-шпангоута (показана на рисунке 2 сбоку). Но это только три главных сечения корпуса модели судна: они являются основой теоретического чертежа.
       Если мы рассечем корпус модели сначала рядом плоскостей, параллельных диаметральной плоскости, получим кривые линии, называемые батоксами. Обратите внимание, что батоксы правого и левого борта будут одинаковыми, так как половины корпуса симметричны. Рассекая корпус рядом плоскостей, параллельных плоскости конструктивной ватерлинии, получим ряд симметричных кривых, называемых ватерлиниями. Рассекая корпус модели плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, получим ряд кривых, называемых шпангоутами; их ветви симметричны. Совместив проекции всех линий, полученных в результате сечения корпуса модели по трем взаимно перпендикулярным плоскостям, получим теоретический чертеж, состоящий из «КОРПУСА» — поперечных сечений, то есть шпангоутов, «БОКА» — вертикальных сечений — батоксов, «ПОЛУШИРОТЫ» — горизонтальных сечений — ватерлиний.
       На «КОРПУСЕ» (см. рис. 1) справа вычерчены носовые ветви, слева — кормовые. Так как ватерлинии симметричны, вычерчивается только их одна половина; и не случайно эта часть теоретического чертежа называется «ПОЛУШИРОТА», батоксы показаны на третьей проекции, называемой «БОК». Причем, так как корпус симметричен, батоксы правого и левого бор¬тов, будучи одинаковыми, на этой проекции теоретического чертежа совпадают.
       В зависимости от расположения основных линий теоретического чертежа на той или иной проекции в двух случаях они проектируются прямыми, а в одном — кривыми. Теоретические шпангоуты обычно нумеруются от носового, которому присваивается № 0; последним является кормовой шпангоут. Средний шпангоут, или, как его называют, «мидель» — самый большой. Число шпангоутов может быть любым; обычно на моделях их 10. Расстояние между шпангоутами называется теоретической шпацией. Число батоксов на теоретическом чертеже ограничивается 2—3 на каждый борт, батоксы нумеруются римскими цифрами, начиная от диаметральной плоскости, с равными между ними расстояниями. Число ватерлиний может быть любым, для моделей судов достаточно 3—5. Расстояние от основной линии (ОЛ) до конструктивной ватерлинии делится на равные части, и Ватерлинии нумеруются от основной по порядку (рис. 3).


       Рассматривая теоретический чертеж, вы обратили внимание на сетку, образованную прямыми линиями. Эта сетка в сочетании с очертаниями шпангоутов, ватерлиний и батоксов обеспечивает согласование линий теоретического чертежа. Подумайте, как это делается. На теоретическом чертеже изображаются также все контурные линии корпуса модели корабля: линия палубы, ее погибь, седловатость, очертания носа — форштевня и кормы — ахтерштевня.



       На рисунке 4 показаны: а) погибь палубы в поперечном сечении; б) па¬луба без погиби; в) седловатость палубы от средней части в нос и в корму; г) палуба с подъемом в носу; д) прямой форштевень; е) наклонный; ж) наклонный с закруглением в подводной части; з) клиперский; и) ледокольный со скосом, начиная от ватерлинии; к) корма ледокола (кормовой подзор не доходит до воды); л) крейсерская корма (кормовой подзор погружен в воду); м) транцевая корма; н) корма с подзором.


    Лекала

       Вы, конечно, заметили, что форма корпуса модели судна, определяемая теоретическим чертежом, имеет сложные геометрические очертания* Долгое время «мастера добрых пропорций* — создатели кораблей пользовались тонкими деревянными рейками для проведения плавных линий.
       А потом придумали для облегчения своей работы специальные кораблестроительные лекала-шаблоны. Сейчас существует много разнообразных наборов таких лекал (число их в одном комплекте 30—40). На рисунке 1 приведены наиболее распространенные лекала, с помощью которых можно вычертить практически любой теоретический чертеж модели.
       Лекала 1—10 удобны для вычерчивания ватерлиний и пологой части батоксов, остальные 7 — для шпангоутов и крутой части батоксов, а также кормовых образований ватерлиний.
       Мы рекомендуем каждому судомоделисту обязательно сделать набор кораблестроительных лекал. Что надо для этого?


       Прежде всего увеличьте по крайней мере вдвое рисунок 1, сфотографировав его. а затем сделав увеличение на плотной фотобумаге (картоне). Чтобы отпечаток был гладким, накатайте его на стекло, острым ножом аккуратно вырежьте каждое лекало. Эта работа потребует от вас точности, вырезать надо так, чтобы не исказить плавности линий. Для лекал надо найти кусок плексигласа толщиной 1 — 2 мм или авиационной фанеры такой же толщины и затем выпиливать по заготовленным фотошаблонам. Их кромки надо зачистить наждачной бумагой, добиваясь при этом плавности и гладкости. Для хранения лекал сделайте ящик-пенал.


    Делаем копию

       Когда в нашем журнале теоретические чертежи моделей судов даются в масштабе 1 : 1, то, естественно, для изготовления шаблонов шпангоутов необходимо только скопировать корпус теоретического чертежа. Это несложно. Надо взять кусок карандашной кальки или промаслить лист тонкой бумаги, наложить его на рисунок теоретического чертежа, помещенный в журнале, и с помощью лекал остро отточенным карандашом средней твердости скопировать чертеж (рис. 2).


       На практике же чаще приходится уменьшать либо увеличивать теоретический чертеж. Судомоделисту надо уметь выполнять эту несложную, но требующую точности и аккуратности работу. Прежде всего надо вспомнить теорему о свойстве отрезков: если на одной стороне угла отложить равные отрезки и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие другую сторону угла, то и на этой стороне угла отложатся равные между собой отрезки.


       Возьмем для примера теоретический чертеж корпуса — прототип (рис. 4), сделанный в масштабе 1 : 100. Предположим, что вы решили делать настольную модель в масштабе 1 : 200. Это значит — надо уменьшить чертеж в два раза. Естественно, и все размеры нового чертежа должны быть в два раза меньше. Для выполнения этой работы вам потребуются лист чертежной бумаги, линейка, угольник и кораблестроительные лекала. Прежде всего вычертим сетку-прямоугольник нового, уменьшенного вдвое корпуса теоретического чертежа. Пользуясь линейкой и угольником, построим прямоугольник шириной и высотой в два раза меньшими (рис. 4), чем соответствующий прямоугольник прототипа. Проверьте правильность прямых углов и параллельность сторон построенной фигуры и разделите ее пополам диаметральной линией. Затем заготовьте 4—8 полосок бумаги шириной 6—8 мм, длиной 120— 150 мм; они потребуются для снятия размеров. Чтобы наметить точки, через которые надо провести ватерлинии на сетке нового чертежа, надо взять бумажную полоску и, приложив ее к прототипу, нанести отметки соответствующих ватерлиний, начиная с нулевой, затем соединяют крайние точки 4-й ватерлинии и, пользуясь угольником, отмечают точки 3, 2 и 1-й ватерлинии И проводят параллели. Так получается сетка корпуса нового теоретического чертежа.
       Следующим этапом является поиск точек пересечения шпангоутов с 1-й ватерлинией чертежа-прототипа на 2-й полоске и перенос их на уменьшаемый чертеж ранее описанным способом. Так последовательно переносят точки пересечения шпангоутов с другими ватерлиниями, а после этого с помощью лекал проводят плавные кривые, образующие корпус уменьшенного вдвое нового теоретического чертежа (рис. 4).
       Точно так же увеличивается и масштаб корпуса теоретического чертежа.


    Масштабный треугольник

       Для пропорционального изменения размеров чертежа можно использовать самодельный масштабный угольник (рис. 5). Его применение основано на другой теореме: если две прямые пересечь тремя параллельными прямыми. то отношение двух отрезков, получившихся на одной прямой, равно отношению двух соответствующих отрезков другой прямой.


       Предположим, нам надо сделать угольник для увеличения чертежа, выполненного в масштабе от 1 : 200 до 1 : 100. Переводной коэффициент К в этом случае будет равен 2, то есть, если горизонтальная сторона будет равна
       100 250 мм, то длина наклонной составит К>,250, или — X250 = 500 мм.

       Вырезав из плотного картона такой угольник, наклейте на его горизонтальную и наклонную стороны полоски миллиметровой бумаги, это избавит вас от трудной работы по нанесению делений. Затем, соединив прямой конечные деления обеих прямых масштабного угольника, проведем ряд параллелей, перенеся, таким образом, все деления горизонтальной прямой на наклонную и соответственно пронумеровав их. Приложив горизонтальную сторону масштабного угольника к чертежу-прототипу, отмечаем точку на делении в натуральную величину, а размер снимаем с наклонной прямой, который для нашего случая будет увеличенным вдвое. Это простой случай, а ведь может быть и любая другая пропорциональность — 1,6, 1,3 и т. д. Пользуясь корпусом теоретического чертежа, очертаниями носовой и кормовой оконечностей, можно вычертить все три проекции: бок, полушироту и корпус.
       Выполнять эту работу рекомендуется в такой последовательности:
          1. Строят сетки для корпуса, бока и полушироты.
          2. На сетке «корпус» строят мидель-шпангоут но обе стороны от диаметральной плоскости; на «боке» — оконечности, килевую и палубную линии; на «полушироте» — грузовую и палубную линии.
          3. Полностью вычерчивают шпангоуты на «корпусе» и точки их пересечения с ватерлиниями переносят на «полушироту», а с батоксами на «бок». На теоретическом чертеже обычных судов достаточно давать 20 шпангоутов, 5—7 ватерлиний, 2—4 батокса, для моделей можно ограничиваться 10 шпангоутами, 4 ватерлиниями и 2 батоксами.
       Создание теоретического чертежа — весьма кропотливая и трудоемкая работа, которая сводится к сопряжению линий шпангоутов, ватерлиний и батоксов так, чтобы они были плавными. Каждая проекция любой точки на «корпусе» должна быть согласована на «боку» и «полушироте».


       На рисунке 6 показано сопряжение 2-й ватерлинии с батоксами, форштевнем и шпангоутами. Например, точка «в» находится на поверхности модели в плоскости 4-го шпангоута и расположена на расстоянии «z» от основной линии, а от диаметральной плоскости на расстоянии «у». Если линии теоретического чертежа согласованы, то положение проекции точки «в» на «боку» определяется ее расстоянием от ДП, равным «у», а от ОЛ — «х». Проверка согласования линий теоретического чертежа в точке «в» заключается именно в этом. Если равенство соответствующих координат «z» или «у» на различных проекциях будет нарушено, то поверхность корпуса модели в районе точки «в» будет не плавной. На рисунке 6 показаны также сопряжения и других точек пересечений линий теоретического чертежа и их соответствующее расположение на трех проекциях.
       При согласовании линий теоретического чертежа бывает так, что все линии, за исключением одной, правильны, но последняя требует исправления. Тут работу надо начинать заново. При проверке надо обращать внимание на плавность одноименных линий, например шпангоутов, и закономерное, постоянное изменение их расстояний между собой. Если, к примеру, расстояние между шпангоутами на «корпусе» начиная с миделя увеличивается, то это увеличение становится наибольшим между 0 и 1-м шпангоутом. Если у вас возникнут некоторые трудности, воспользуйтесь хорошим пособием А. С. Пугачева «Судостроительное черчение», издание 1967 года. В этой книге вы найдете ответы на многие ваши вопросы.


    Источник информации:http://журнал «Моделист-конструктор»
    Категория: Корабль | Просмотров: 17570 | Добавил: moops | Теги: лекала, лекало, чертёж | Рейтинг: 2.5/2
    Всего комментариев: 3
    avatar
    1 andrr1971 • 17:18, 16.01.2011
    smile
    avatar
    2 Грешник • 08:58, 07.06.2016
    Всем доброго времени суток.! Я на старости лет решил заняться одним из дорогих и увлекательным занятием Судомоделизмом.Мне ребёнок год назад подарил на день рождения сборную модель шхуны,в данный момент дошел до установки мачт. Кто знает как правильно не по чертежам а на своём опыте подскажет как нужно делать буду благодарен.
    avatar
    0
    3 moops • 21:47, 07.06.2016
    Перенёс Ваш вопрос сюда - http://parus.ucoz.lv/forum/4-166-15#24108
    avatar
    Rambler's Top100