Господа ! Решил заложить новый проект " Ганзейский когг" . Чертежи взял на этом сайте есть от фирмы Евромодель и немецкий вариант . Скачал оба , стал разбираться с виду вроде одинаковые, но когда распечатал понял , что похожи они как банан и помидор. Да и не когг оказался это вовсе а хольк. Понял я тогда , что эта тема мало изучена и противоречивая. Поэтому предлагаю у кого есть какая нибудь инфа на эту тему сбрасывать сюда. Когг , Хольк , Каракка - это эволюция одного и того же типа корабля во времени с 13-15 вв. насколько я понял, если не прав поправьте. Были они профильные или много функциональные? Когг - судя по всему был чистой воды военный корабль, но когда начала развиваться торговля его модернизировали в хольк , а потом в каракку. Нашел утверждение что хольк от каракки отличался только парусным вооружением у последнего было пять парусов на 3 мачтах. А хольки встречались с одной мачтой и одним прямым парусом как на когге и три мачты - 2 прямых и 1 латинский на бизани, а вот корпус был уже другой - шпангоуты уже более выгнуты более сложной формы, изменились форштевень и ахтерштевень , корпус обшивали в гладь , носовая и кормовая надстройки вмонтированы в корпус судна , появился навесной руль . А дальше одни вопросы??? С начала немного юмора , чтобы развеяться! Что строили на суше - то и на море заставляли плавать: Но видимо безуспешно. Что нам оставили современники тех лет??? ХОЛЬК
Теперь КАРАККА ! Здесь очень много вопросов т.к. с хольком каракки очень похожи - попробую указать на отличия ( прошу высказываться).
Отношу к этому типу т.к. имеется настил над основной палубой на корабле с права. ( На хольке такое могло быть???)
Так же каракка есть марсель на гроте.
Вот противоречивое судно по парусам и мачтам каракка по корпусу хольк могли ли быть гибриды типа переходные модификации.
Вот здесь полная "солянка" кстати заметил ,что для кораблей северных морей того времени в основном использовали прямое парусное вооружение и лишь с 14в. стали применять дополнительно латинский парус на бизани. А для кораблей средизимноморья и южных морей основу парусного вооружения составляли латинские паруса + набор гребного арсенала. Почему???
еще одна каракка
Вот еще 2 гравюры того времени по корпусу каракка или уже каравелла, а по парусному вооружению хольк.
Теперь , что предлагают наши современники и реконструкторы:
Когг с двумя мачтами?
С него видимо списанный новодел
Ганзейский когг ( внизу)
Ганзейский хольк( внизу)
Дальше: французский хольк
Английский хольк, но есть явная клинкерная обшивка , форма якоря близка по форме к адмиральской, форма пера руля от голландцев, форштевень изогнут круто вверх, ворст на вантах одним словом мутант какой то
Средиземноморская каракка
Торговое судно северной Европы( по ходу тоже каракка)
Ганзейский хольк - чистый торговец( баржа под парусами)
Добавлено (18.01.2014, 21:25) --------------------------------------------- Вопросы по существу: 1. Корма на хольке какая должна быть прямая или круглая? 2. Носовая фигура имеет место быть? 3. Шлюпки уже были на борту корабля того времени? 4. Фальконеты уже были в середине 15в. 5. Брашпили , коловороты , где распологались, для чего? 6. Рустерные решетки или люки накрывали досчатыми крышками? 7. Крепление ходовых концов бегучего такелажа на нагели ли как-то по другому? ....................
Дата: Воскресенье, 19.01.2014, 07:17 | Сообщение # 4
Ранг 1
Группа: Матрос
Сообщений: 18
Статус: Offline
Эм, насколько мне известно, каракка имеет арабское происхождение, а ее прототипами были легкие торговые парусники. Латинское парусное вооружение и наличие весел в целом было характерно для средиземноморских судов, сказывался также опыт античных судостроителей. Скажем, венецианские торговые суда достаточно долгое долгое время напоминали таковые эпохи позднего Рима. Когг - изобретение народов северной Европы, в его конструкции во многом использовали опыт норманнских судостроителей (те же драккары и кнорры с их прямыми парусами и клинкерной обшивкой), т.е. когг и каракка - несколько разные вещи... Корабелы разных стран заимствовали удачные решения друг у друга, получая уже более знакомые нам суда, как-то так... Плюс ко всему, есть еще такие достаточно расплывчатые термины как "неф" и "нао", некоторые из судов в первом сообщении скорее являются нефами.
Добавлено (19.01.2014, 07:17) --------------------------------------------- Чуть более по делу: корма у холька явно была круглая (я вобще не видел средневековых судов с транцевой кормой), насчет фигуры - не уверен; у классических, одномачтовых коггов каких-либо украшений вообще практически не было, у каракк фигура могла быть, но в целом украшательств тоже было минимум, и сводились они в основном к окраске надстроек и парусов. Шлюпки были, но только на относительно больших судах - как правило, одна, для разъездов. На коггах шлюпок не видел ни разу, но возможно, просто плохо смотрел.
Коган , спасибо за ссылки , очень интересные материалы и рассуждения. Хотя только об "внешности" каждого из типов судов , по начинке очень мало инфы . Isaak, спасибо за Ваше мнение , когда еще одно мнение совпадает с твоим , вселяется уверенность.
В общем и целом после незначительных колебаний и мытарств решил:
Комплектация и общий вид ХОЛЬКА
1. корма у холька будет скругленной. 2. носовая фигура будет на хольке (мое видение ) 3.шлюпка будет одна ( 8 метровая) 4.фальконетов не будет на хольке ( рановато для того периода) 5.Крепление ходовых концов только на утки ( никаких кофель-нагелей)
Чучуть взял оттуда , подсмотрел немного там , сам кое что додумал, и в итоге набросал эскиз ХОЛЬКА ( каково Ваше мнение)
По моему замечательно. Отличный эскиз! Немного по пунктам: 1. Только скругленная и никак иначе. Обшивать можно клинкером. 2. Носовая фигура превосходна ИМХО! Ей там самое место. 3. Шлюпки можно и две - одна побольше, другая поменьше. Успехов в постройке!
Накопал немного материала который можно применить к хольку : дельные вещи , элементы оснастки.
Брашпиль с колумбовской каравеллы помоему , но очень аутенчичный !!! и еще поразил трап с лева - бревно распиленное вдоль пополам , вместо ступеней ветки - КРУТО!!!
Ганзейские когги,хольки строились с учетом ледовых плаваний.Как никак Балтика,Север,Скандинавия и прочие далеко не теплые дела,то есть с корпусом,который мог быть выжат льдом на верх и не нуждался в развороте.Кстати клинкер то же средство спасения от льда.Посмотрите сибирские кочи.Очень много сходства.Кстати,шлюпки/кочики/ на них тоже были.А вот средиземноморские со льдами не очень знакомы были.Рекомендую быстроразъемные ванты/с "пуговицами"/ без выбленок ,упаси бог.Вдоль мачты вертикально "лестница Якова" с деревянными выбленками.А "Мари Роуз" не образец совсем для ваших изысканий. Успехов.
Брашпиль лучше не ставить ИМХО. Более уместен будет битенг.
А как тогда вытаскивали якоря , они уже тогда были довольно тяжелые??? Еще читал что рею на гроте поднимали с помощью брашпиля или коловорота т.к. была довольно тяжела . А битенг это само собой.
Рекомендую быстроразъемные ванты/с "пуговицами"/ без выбленок ,упаси бог.Вдоль мачты вертикально "лестница Якова" с деревянными выбленками.А "Мари Роуз" не образец совсем для ваших изысканий.
Но это же черты когга ! Между коггом и хольком большая разница во времени примерно 150 лет и конструкции . Ванты с выбленками уже были т.к. парусное вооружение более сложное , а по лестнице Якова только в воронье гнездо и можно было подняться. На Мари Роуз я не опираюсь по конструктиву и внешнему виду , только отдельные моменты как-то блоки например и только. Вот эту картину взял за образ , прототип.
В добавок в первом посте есть фото барельефа торговое судно 14 век - там выбленки уже есть.
Вчера меня осенило! Я посмотрел на свое высказывание , что строили на суше , то и на море заставляли плавать , под другим углом. И обратился к фортификации тех времен и осадной техники того периода - результаты меня порадовали: Вот как мог выглядеть порт ( окно) с крышкой на хольке
Виды брашпилей , коловоротов , шпилей.
И до кучи всевозможный огнестрел разного калибра до конца 15 века который можно применить в постройке.
Оказывается фальконеты уже тогда были !!! Только они назывались по другому 5. позиция - ВЕГЛЕР на вертлюге. Во инфы для переваривания море .