Вадим, с Вашего разрешения, вернусь к вопросу конструкции мачт 18 века. Меня этот вопрос тоже занимает, по-скольку, как я уже говорил, по мере возможности я все же стараюсь придерживаться "исторической достоверности"...
Так вот, я еще раз внимательно перечитал О.Курти (он вроде бы еще авторитетен для судомоделистов) в плане конструкции рангоута...И вот к какому выводу пришел. В Ваших, довольно логичных рассуждениях в упоминавшемся форуме на Верфи... присутствует системная (так сказать) ошибка, путающая Вас. Речь о фишах...Курти упоминает фиши дважды: в статье о мачтах и в статье о реях... Но в конструкции мачты фиша выступает в качестве технологического составного элемента дерева мачты.Она (вернее они, т.к. их несколько) является накладкой - "наделкой" (по Курти) на шпиндель. "...Техника изготовления подобных мачт заключается в следующем: вокруг нескольких главных деревьев — шпинделей, проходящих по всей длине мачты, накладывали ряд сегментов — фиш. Топ мачты состоял из шпинделей. Образовавшиеся пустые пространства между ними заполняли заделками — чиксами. Наконец, весь блок скрепляли при помощи бугелей..."
В конструкции же реев фиша выступает не как технологический элемент, а как элемент конструкции, несущий уже СМЫСЛОВУЮ нугрузку. "...Средняя часть рея была восьмигранной формы и толще остальных. На грани этой части, соприкасавшейся с мачтой, для защиты от трения накладывали боковые наделки — фиши..."
Рис.2. 1 — составной нижний рей; 2 и 3 - малые реи из двух наложенных друг на друга половинок. 1 — тело; 2 - [b]фиши; 3 - «руки»; 4- нок; 5 - фишерсы; 6- железные бугели, рея, чтобы проводить и поддерживать внутренний конец лисель-спирта.[/b]
Отсюда следует, что (согласно Курти) ФИША - всего лишь деревяный брус используемый в конструкциях рангоута...
В то же время Курти говорит о ШКАЛО "...В XVIII в. мачты на военных судах стали подкреплять дополнительными наделками — шкало, тоже скрепленными с мачтами вулингами..."
Вот шкало и являются теми самыми накладками на мачтах с трех ее сторон, которые Вы именуете фишами. Как деталь подкрепляющая мачту, шкало вполне соответствует своему местоположению: боковые поддерживают чиксы саллинга, а передний - облегчает движение реев вдоль ствола мачты. Опять же, в таком ракурсе становится понятными расположение шкало относительно бугелей мачты. Как известно, бугеля ставили разогретыми, внатяг, что гораздо удобнее делать на мачте круглого сечения. А дополнительные накладки - шкало, выгоднее ставить уже поверх готвой мачты: и мороки меньше и всегда можно заменить, не нарушая целостность мачты. Как видно из риснка 263, в шкало проделывались прорези под бугеля мачты.А сами шкало крепились вулингами, либо вообще - нагелями (как на Виктори).
Подобную картину можно наблюдать на брусах - латах, набитых на топах мачт поверх бугелей.
Эти брусы подлежали периодической замене из-за стирания огонами вантов ,которые на них накладывают... Вот так, простенько и со вкусом
это курти переусложнил терминология, тем что влез в конструкционные вопросы, в судомоделищме безразличные да и там упростил.... тем более курти ведет речь, в основном по конструкциям 16-17 веков а в 18 все было уже чуток иначе, но он об этом так.... вскользь
нормальная мачта, по большому счету, гораздо сложнее, нежели курти нарисовал! там не 6-7 элементов, а более 17 и фиш там несколько... передняя, задняя, боковые....
мы же речь ведем о "передней" фише - накладной, не входящей в основной набор мачты вот вопрос ее крепления и интересен! (а терминология - шкало - фиша.... в разных странах называли по разному!)
курти же опять дает самый простейший вариант крепления (ранний) а об начилии иных варианто просто молчит..... - его можно понять в 15-17 веках этих вариантов не было! а он-то спец как раз по более раннему периоду вывод - если строите корабль после второй половины 18 века - курти (да и хоккела тоже) не открывайте даже .... только запутаетесь! по этому периоду лучше марквардта почитать, да и других авторитетов хватает
тут я с вами полностью согласен ! Марквардта сейчас и читаю: На стр.10, рис.3 показаны "мачтовые щеки" (шкало?).На стр.11.указано, что их длинна колебалась до 1775 года от 9/20 для ели (3/7 для дуба), до 1/3 длинны мачты(после 1750 года).После 1775 года стали прежней длинны. На стр.11. Марквардт описывает фрон-фиши. Они устанавливались на английских судах с 1775 года и прикрывала всю переднюю часть мачты, придавая ей округлую форму...внизу крепилась жележными бугелями, а позднее - тросовыми вулингами. При этом над верхней палубой заканчивалась фронт-фиша континентальных судов (она была короче английской)... Странно, почему на Виктори фронт-фиша прямоугольная и заканчивается "по-континентальному" ? Но и "щеки" и фронт -фиша по Марквардту стоит поверх железных бугелей самой мачты и крепится вулингами (что впрочем и видится в Анатомии)... Почему вулингов нет на оригинальной Виктори в Портсмуте ? Это конечно вопрос...Но я читал, что на этой "реплике"(воссозданый образец) допущен ряд оступлений от оригинала...по вполне прозаичесикм причинам...
К примеру, ряд канатов такелажа заменен металлическими тросами, поскольку канат менял свою натяжку под воздействием атмосферных явлений (сушь, сырость...) и требовал постоянной подтяжки... Так что ответ на вопрос о форме фронт-фиша и способах его крепления на Виктори из Портсмута следует, наверное искать в более поздних моделях парусников
маквардт тоже описывает самые ранние варианты - и вулинги сверху, и снизу, и через раз... по всякому делали - отрабатывали и искали оптимальный вариант (методом тыка ) - в том-то и проблема делать "ранние" фрегаты - они все строились по разному, а чертежи..... что речь у маоквардта о ранних...видно хотя бы по цитате, что фиша придавала округлость мачте - верно! поначалу по бокам фиши еще и секторные накладки делали (потом от них отказались и фиша стала "граненой") а виктори как раз финальный вариант - как раз с такими мачтами парусники и дошли до эпохи пара! пожтому подобные мачты (и фиши) и стоят не только на виктори, но и на конституции, и на триекомали и остальных ветеранах (не новоделах!)
Сообщение отредактировал vadim55 - Вторник, 13.09.2011, 15:29
БРАТЫ ! Буду благодарен за фото и схемы узлов бушприта и мачт Виктори или ее ПРАВИЛЬНЫХ моделей...Меня интересуют узлы эзельгофтов, марсов и других мест, где крепится такелаж... Перерыл массу фоток в инете...но возможно куда-то не попадаю по причине не знания того или иного существующего материала, например книги или журнала с публикацией...Анатомию имею, но с весьма паршивой ("пунктирной") графикой...
На эзельгофте бушприта крепятся блоки...на тех материалах, которые я имею эти блоки крепятся крюками за рымы, установленные в эзельгофте...Так ли это ? Как "в натуре" крепятся боканцы на недгедсах - намертво или шарнирно ?
Наконец-то добрался до фотоаппарата и могу показать - на каком этапе работы нахожусь Практически закончил работы по корпусу...осталось удалить пыль и прочие микроогрехи... и вскрыть лаком (матовым)...
Заклепки на руле переделал (как рекомендовал Борис Давидович)...Тут же по-эксперементировал с краской (смешал черный и "медный" акрил) - получил цвет, который меня вполне удовлетворил (я хочу по-максимуму уйти от черного)...на аллюминиевой фольге полученная краска при определенном слое и освещении выглядит как чуть окисленный кованый металл...я ее использую и на бугели мачт
Мачты пришлось сочинять самому, поскольку Мамоли предлагал просто круглые палочки с фанерными площадками марсов на литых саллингах с тремя (?) краспицами и кирпичиками эзельгофтов...
Бушприт у производителя кита вообще состоял из двух деревьев: бушприта и утлегаря... Но мы потрудились..