а зачем? зачем его тировать, если смоление на 20-25 процентов ухудшало качество канатов и уменьшало его срок службы
с пенькой понятно - чтобы не гнила от влаги, но абаку-то гниение не грозит! пошто его-то портить? только чтобы потом модели кораблей выглядели "как положено" как было утверждено кем-то кем именно? где? и когда?
а насчет капитанов верно - флот-то военный, но и дополнительный порох и продукты капитаны за свой счет команде докупали и форму кстати - ее "уставной" не было и если капитан хотел, то обряжал матросов и мичманов в свои цвета, по своим эскизам - за свой счет
Сообщение отредактировал vadim55 - Суббота, 17.03.2012, 22:20
Вадим! У Брокгауза и Ефрона В статье, по моему, "Канатное производство" подробно описано изготовление стоячего и бегучего такелажа. Все растительные тросы гигроскопичны (набирают влагу), поэтому их смолили. Просто лебедкой протягивали через чан с кипящей смолой (черный цвет). или смолили еловой смолой (темно-бурый цвет). Это стоячий такелаж. Бегучий - натуральный цвет волокон, в зависимости от материала (светлее стоячего). Так что Борис прав!
и добавлю можно изучать каталоги автомобильных фирм.... посмотреть всю заводскую и дилерскую документацию и заявить, что ВСЕ машины красятся краской а потом увидеть фотографии (или вживую - как повезет) автомобилей покрытых 24-х каратным золотом (оббитых кожей, обшитых мехом - не важно!) и что? не верить глазам своим, потому что такого "не бывает"? так ведь бывает..... и почему бы не покрасить свою модель именно "золотой" краской? что, кстати, иногие из автомоделистов и делают...
как и "авиаторы" и "танкисты" всегда разыскивают именно эксклюзивные, экзотические варианты окраски, камуфляжа и необычных надписей и рисунков для своих моделей -лишь бы было хоть одно реальное фото или описание в литературе, подтверждающее этот факт..... мало кто любит делать технику раскрашеную еще на заводе - типовую и безликую
вот только судомоделисты жестко обожают все типовое, чтобы все по шаблону и раскрашено под копирку.... как у всех.
а ведь в той же англии времне войн наполеоновских было более 600 кораблей ранга фрегата и выше а реальных изображений и описаний сохранилось не более пары десятков..... причем в тех же описаниях и говорят о том, что они все были разные - даже систершипы. и по окраске разные и по вооружению и по оснащению
и моряки всегда издали видели кто есть кто.... и сейчас так я вот практически любой корабль севастопольского базирования сходу определял а уж свой..... даже из трех в принципе "одинаковых" родственников и оттенок краски и чуток иные антены и ... да много чего!
тем более на парусниках отличий было на порядок больше - каждый капитан по своемому и углы наклона мачт выставлял, и тот же цвет такелажа и окраска индивидуальная и еще сотни и сотни отличий так что ничего и нигде "типового" на флоте нет, не было и не будет!
а вы эту стать. читали? таи только одно предложение по абаку - цитата - "манила и джут, вывозимые в Европу необработанными в виде двух сортов — светло-желтого и коричнево-желтого, волокна которых так же длинны и крепки, как и пенька"
все..... все остальное - про порядок обработки пеньки причем именно российской как там у них говорится? -" обыкновенная наша пенька " ибо она типа наилучшая цитата- "Однако все они в том или другом отношении уступают пеньке; ....дают канаты, которые под водою портятся скорее пеньковых."
вот вам и брокгауз... и примкнувшим к нему ефроном.....
Дата: Воскресенье, 18.03.2012, 00:58 | Сообщение # 49
Ранг 5
Группа: Боцман
Сообщений: 877
Статус: Offline
«Главнейшее непосредственное применение жидкой древесной смолы - ...для просмаливания различных предметов, напр. пеньковых канатов и проч.» (Брокгауз и Ефрон, т. X, стр. 453, ст. Дерево.) Цвет смолы: «Сосновая смола представляет сиропообразную жидкость, весьма вязкую, темно-бурого цвета» (Там же).
Quote (vadim55)
причем именно российской
Так россияне же у "немцев" (иностранцев) учились!
Добавлено (18.03.2012, 00:58) --------------------------------------------- Петр I когда корабли строить начал? В конце XVII века? А буржуины западные уже в полный рост со смолой дружили!
Дата: Воскресенье, 18.03.2012, 09:29 | Сообщение # 52
Ранг 6
Группа: Боцман
Сообщений: 1459
Статус: Offline
Quote (michael3226)
...... пеньковых канатов и проч.»
ну и о чем спорим? статья про тросы и смоления и прочие технологии и использования исключительно для пеньки... причем смолили ее при изготовлении тросов - на заводе! (согласно статье их того же словаря) так и написано и ни в одной статье не сказано, что манильский трос смолили поскольку не производили его в россии манилу они просто ни разу не рассматривают ... неактуально им было! да и упрощвли словарь-то "для внутреннего потребления" написали что "хуже" - и ладно кто проверит?
все одно, как заявить, что корабли их сырой сосны строятся.... посколу их так при патруше (и потом) строили но обосноваать тем, что она "лучше" и "не имеет аналогов в мире"
Сообщение отредактировал vadim55 - Воскресенье, 18.03.2012, 09:34
Дата: Воскресенье, 18.03.2012, 12:41 | Сообщение # 53
Ранг 5
Группа: Боцман
Сообщений: 877
Статус: Offline
Ну вот еще отрывок из О. Курти: О. Курти. Стр. 272. Ванты старинных судов, в том числе и лопари талрепов, как и большую часть остального стоячего такелажа, тировали - покрывали тиром или смолой грязно-коричневого цвета. Стоячий такелаж позднейших судов был черного цвета, так как применяли минеральные тиры; бегучий такелаж был натурального цвета, обычно темно-еоричневого, так как в большинстве случаев его делали из манилы.
Дата: Воскресенье, 18.03.2012, 23:35 | Сообщение # 56
Ранг 6
Группа: Боцман
Сообщений: 1459
Статус: Offline
я вот только одного не понимаю..... я что, говорил когда-либо о том, что такелаж не тировали? да еще как обмазывали! и при изготовлении и потом уже на корабле от души мазали так и в литературе пишут - в жару аж со снастей капало. и палубу в жарких регионах замучивались скоблить от пятен многочисленных и одежду отстирывать
но это все пеньки касается, а манильский трос-то тут при чем?
ну хоть одну цитатку приведите, что снасти из абака зачем-то смолой портили- тогда и спор продолжим.
ТИР, тира, мн. нет, муж. (голланд. teer) (мор.). Состав из жидкой смолы, вареной с гарпиусом, употр. для смазывания стоячего такелажа и рангоута на кораблях. И в дагонку Гарпиус- http://dic.academic.ru/searcha....stype=0
Сообщение отредактировал OlegVeter - Среда, 24.10.2012, 16:13