Дата: Понедельник, 13.01.2020, 13:25 | Сообщение # 422
Ранг 3
Группа: Матрос
Сообщений: 283
Статус: Offline
Владимир Федорович, спасибо за внимание к моему утомительно медленному процессу! Быстрее у меня не получается. По каждой мелочи приходится копаться в литературе. Вот, например, сейчас я занимаюсь юферсами. Понятно, что для корабля 1600 г. постройки, юферсы не должны быть круглыми. А тогда какими? Каплевидными, или в виде правильного треугольника, или пятиугольными как на "Вазе"? И если известно что диаметр круглого юферса должен быть равен половине диаметра в пятнерсе соответствующей мачты, то как соотнести эту пропорцию к юферсам другой формы? Также что-то надо решать и с вант-путенсами. Я решил, что они будут в виде металлической полосы с кольцом для зацепления оковки юферса. А вот это зацепление должно быть над русленем или под ним? А сечение металлической полосы вант-путенса каким должно быть? И таких мелких вопросов у меня что называется "воз и маленькая тележка". Владимир Федорович, а после "Вазы" Вы что-нибудь еще строите или, может быть, уже построили?
Спасибо, Михаил! Очень полезные картинки. Я решил делать юферсы с вант-путенсами по вот этому рисунку (к сожалению, не знаю из какой это книги взято ):
Форма юферсов тут примерно такая же, а при выборе для путенсов между цепью и полосой - я выбрал более технологичный вариант, тем более, что классики не приходят к единому мнению по вопросу: когда на континенте цепь была заменена но полосу. Все, что я написал для примера в мем предыдущем сообщении - робкая попытка оправдаться за слишком медленные темпы постройки
классики не приходят к единому мнению по вопросу: когда на континенте цепь была заменена но полосу.
И не придут. Эта смена происходила однозначно не вдруг. Тем паче что вант-путенсы со звеньями или в виде обычной металической полосы зачастую использовали одновременно, на одном судне ажно и во второй половине 17 века...
а после "Вазы" Вы что-нибудь еще строите или, может быть, уже построили?
Добрый день! После "Васы" была шхуна "Hunter", а сейчас строю "Susan Constant" по чертежам этой анатомии. Постоянное место моей прописки тут: http://serikoff.ucoz.ru/forum/
Дата: Воскресенье, 01.03.2020, 12:11 | Сообщение # 427
Ранг 3
Группа: Матрос
Сообщений: 283
Статус: Offline
Наделал юферсов всевозможных размеров. Всего получилась 161 шт. годных и 5 шт. условно годных (канавка на них "нестандартного" размера, но могут подойти под оклетневанные ванты). Надеюсь этого хватит на всю модель, включая нок-гордени и крепление шлюпки.
Дата: Понедельник, 02.03.2020, 20:18 | Сообщение # 430
Ранг 3
Группа: Матрос
Сообщений: 283
Статус: Offline
Материал - розовая груша. Делал в основном из обрезков реек и из древесины с трещинами, т.е. из отходов. Поэтому мелкие юферсы получились немного разноцветными. О технологии. Возможно, я использовал не самый оптимальный метод. Пусть каждый решает сам, подойдет ему моя метода или нет. Я лишь опишу как я за полтора месяца умудрился сделать только 161 юферс . Сначала об оборудовании. Я использовал вот такой комплект "Проксона": Его я использовал и как вертикальный фрезерный станок, и как горизонтальный фрезерный станок (вариант показан на картинке), и как отрезной станок и как сверлильный станок. Мне этот комплект нравится именно из-за его универсальности. Теперь о самом процессе изготовления. 1 этап. Делаем заготовки для юферсов в виде параллелепипедов. Размеры по всем 3 осям подгоняем с помощью фрезеровки в "ноль". Учитываем направление волокон древесины, как они должны идти в будущих юферсах. 2 этап. С помощью координатного стола сверлим отверстия. Тут есть хитрости. Во-первых нужно сделать упор сбоку от тисков - чтобы проще было позиционировать заготовку при креплении в тисках. Во-вторых сверлим сначала во всех заготовках отверстие по центру юферса, потом перенастраиваем позицию сверла для одного из двух оставшихся отверстий, и далее, не меняя позиции сверла, сверлим два оставшихся отверстия (просверлили одно, вынули заготовку перевернули на другую сторону, снова зажали и просверлили второе отверстие). Отверстия должны быть просверлены одинаково во всех заготовках данного размера. Нужно проверить заточку сверла, чтобы его не вело (сверло тонкое и увод его в сторону вполне возможен). 3 этап. С помощью специального приспособления, за два приема обрабатываем боковые грани юферсов при помощи пилки для ногтей и какой-то матери. Вот примерная схема этой операции, использовавшаяся при этом пилка и само приспособление: Как Вы понимаете, заготовка надевается на штыри, боковая поверхность обрабатывается пилкой или сухариком, затем заготовка снимается с приспособления, переворачивается на другую сторону, снова одевается и обрабатывается вторая сторона заготовки. 4 этап. Фрезеруем боковую канавку в юферсах. Станок настраиваем как на фото, в тиски зажимаем что-то плоское (например кусок фанеры), но параллельно поверхности координатного стола. На это плоское наклеиваем обрезок рейки, который будет служить упором, чтобы фреза делала канавку нужной глубины. Фрезу берем стандартную типа "кукуруза" или "двухзаходную". Для удержания мелкой детали я использовал вот это приспособление сделанное из П-образного профиля: 5 этап. Используя вот такой зажим (самостоятельно переточены кончики самозажимного пинцета - подглядел у Дмитрия Шевелева) с помощью той же пилки для ногтей, на глазок, обтачиваем "щеки" юферсов.
Дата: Четверг, 12.03.2020, 13:55 | Сообщение # 432
Ранг 3
Группа: Матрос
Сообщений: 283
Статус: Offline
Сделал вант-путенсы для грота и фока. Это они в процессе изготовления:
А это готовые к установке на корпус изделия:
Только ставить я их сейчас не буду. Сначала нужно сделать руслени и вант-путенсы для бизани, установить бизань-руслени и разметить места установки вант-путенсов для бизани. А еще нужно просверлить дырки для установки крышек пушечных портов и приклеить, наконец, кормовую галерею и украшение на гакаборт с установкой соответствующих книц. И только потом...
Дата: Суббота, 25.04.2020, 14:55 | Сообщение # 433
Ранг 3
Группа: Матрос
Сообщений: 283
Статус: Offline
Вклеил кнехт бизань-фала и немного добавил декора на перегородке квартердека:
Установил вант-путенсы. Чтобы при покрытии маслом русленей юферсы не прилипали к русленям (у меня получилось подвижное сочленение оковки юферса с вант-путенсом), поставил временные "ванты" из самой обыкновенной нитки "45ЛЛ". При этом меня несколько озадачили "бизань-ванты": по расчетам талреп должен быть 0,2 мм, я просверлил отверстия в юферсах 0,4 мм и не смог в них продеть нитку диаметром 0,33 мм (как я сам измерил толщину этой нитки "45ЛЛ"). Пока мне непонятно, где брать для такелажа тонкие нити диаметром от 0,1 и 0,2 мм.
Дата: Воскресенье, 26.04.2020, 05:44 | Сообщение # 434
Ранг 4
Группа: Боцман
Сообщений: 495
Статус: Offline
Чтобы легче было продевать нить в отверстие, я зажимаю кончик в тиски и слегка растягиваю нить. От вытяжки она несколько утончается. В одном месте смазываю суперклеем. Получается подобие иглы. Вот здесь https://www.shipmodeling.ru/tooling/niti_ad есть табличка по нитям разных фирм. Я купил Gutermann Skala 360 - ООООчень тонкая не крученая прядь. Из нее получил нити даже тоньше чем указано в таблице. Правда, долго приноравливался. Прядь тонкая, рвется, перекручивается. А вообще мне кажется, что несколько увеличенные, в отличии от расчетных, диаметры такелажа на модели смотрятся лучше. Смущают Ваши 0,1 0,2. Да Лева, как и все остальное, супер! Дальнейших успехов! Александр.
Дата: Воскресенье, 26.04.2020, 11:11 | Сообщение # 435
Ранг 3
Группа: Матрос
Сообщений: 283
Статус: Offline
Александр, спасибо за идею с растяжением нити! Я только подступаю к "веревкам" и каких-либо навыков пока не наработал. А насколько допустимо увеличивать размер такелажа по-сравнению с расчетным? Например, у меня по расчетам самая толстая нить, грота-штаг, - 1,9 мм, а самая тонкая нить, на многих снастях, - 0,1 мм. Если я увеличу диаметры всех снастей одинаково, процентов на 10-20, то визуально отличий я не увижу. Но при таком увеличении самая толстая нить будет 2,28 мм, а самая тонкая - 0,12 мм, что в случае тонкой нити не слишком спасает. Получается, что "толстые" нити надо увеличивать незначительно (или не увеличивать вообще), а "тонкие" - увеличивать в разы. При этом все расчеты толщин такелажа, сделанные на основе каких- либо пропорций, летят к черту под хвост. Часто другим моделистам делают замечания, например, что слишком толстый талреп на вантах, т.к. он должен быть вдвое тоньше вант и т.п. И еще, в предыдущем сообщении я ошибочно указал диаметр талрепа вант бизани. Там должно быть не 0,2 мм, а 0,4 мм. Поэтому меня и напрягла неудачная попытка вдеть нитку 0,33 в отверстие 0,4. С уважением, Николай