Корабль "Святой Петр" Россия, 1741 г знаментого путешественника и исследователя Витуса Беринга. Второй Камчатской экспедиции
Модель от макетной студии SMC Масштаб 1:50. Размеры: длина 510 мм, высота 410 мм, ширина 200 мм.
8-пушечный (по предполагаемому проекту) пакетбот "Святой Петр" был построен в 1741 году в Охотске для Великой Северной экспедиции под командованием командора Российского флота датчанина (голштинского немца) на русской службе Витуса Беринга, выбранного начальником этой экспедиции еще Петром I. Выбор Петра I был далеко не случаен и прозорлив, Витус Беринг был по-настоящему великий моряк. Еще в молодости на голландской службе он совершил путешествие в Вест-Индию и имел очень большой опыт плавания на кораблях самых различных типов и классов. В то же время, будучи голштинским немцем, Витус Беринг обладал чрезвычайн характерной немецкой исполнительностью, добротой и хорошим характером. Недаром в конце Северной войны Витус Беринг был командиром самого большого 70-пушечного линейного корабля Российского Балтийского флота "Мальбрук".
На Витуса Беринга легла большая задача - построить корабли "Святой Петр" и "Святой Павел" надо было в Охотске, где ничего не было, даже самого элементарного, и все, вплоть до гвоздей, надо было везти за тысячи километров из Адмиралтейства Санкт-Петербурга. Прототип "Святого Петра", гамбургский эверс, широко применялся по всему побережью очень бурного Немецкого (Северного) моря. Корабль отличался хорошей для тех условий мореходностью, простотой конструкции и относительной легкостью постройки, хорошей маневренностью. Обладая истинно немецкой исполнительностью, Витус Беринг блестяще справился со своей задачей, не учтя только одного. Он взял за основу пакетботов гамбургский эверс, получив корабли с недостаточной мореходностью в условиях великих штормов северной части Тихого океана.
Мы провели длительные дополнительные исследования и пришли к выводу, что, хотя пакетботы были 8-пушечными, а пушки надо было везти "на себе" из Петербурга в Охотск, на кораблях было установлено по 4 пушки, чего вполне хватало для самообороны. В целом, на наш взгляд, так как архивных чертежей не сохранилось, да и вряд ли вообще были какие-либо чертежи в то время в Охотске, корабли были очень мореходные и легко управляемые, обладавшие достаточными удобствами для размещения командора, сил научной экспедиции и представительских целей. Следует только удивляться и поклоняться чрезвычайному искусству Великого русского моряка и путешественника Витуса Беринга, построившего такие замечательные кораблики в условиях настоящей русской "черной дыры" Охотска, где две избы и два сарая", и ничего более нет - ни инструмента, ни людей, а растут только лиственницы.
К несчастью, "Святой Петр" и "Святой Павел", сначала совершавшие совместные плавания, из-за штормов и непогоды разлучились и возвращались назад самостьятельно. При возвращении корабли были застигнуты великим тихоокеанским штормом и только благодаря великому искусству моряка Витуса Беринга "Святой Петр" нашел единственную гавань на Командорских островах, но! при входе в гавань корабль с насмерть укачанной и больной от цинги командой сел дном на плоский камень, был сильно поврежден и выброшен штормом на побережье. Часть команды впоследствии спаслась, построив из обломков "Святого Петра" новое судно, достигла Петропавловска-Камчатского, но Витус Беринг умер на острове.
С. Овсянников. К вопросу о реконструкции корабля Беринга
Большой популярностью среди судомоделистов пользуются чертежи пакетбота "Святой Петр", опубликованные в начале 1970-х г.г. в журнале "Моделист-Конструктор". Автор этих чертежей, капитан 2 ранга В.Е. Науменко, член Союза художников России, член Союза журналистов, внес огромный вклад в популяризацию истории Русского флота. Он опубликовал в 1970-80 гг. множество чертежей самых различных кораблей Русского и Советского флота.
Однако, при все моем уважении как к В.Е. Науменко, так и к его творчеству, надо сказать, что он допускал многочисленные упрощения и искажения в чертежах. Очень характерным примером как раз и являются опубликованные в "Моделисте-Конструкторе" чертежи корабля Беринга "Святой Петр". Ничего похожего на чертежи этого корабля не сохранилось, да и какие (и на чем?) могли быть чертежи в середине XVIII века в Охотске, "на краю света"? Разве что углем по доске... Видимо, опираясь на слова "двухмачтовый пакетбот", Науменко и нарисовал судно с развитой оснасткой классического брига начала даже XIX века, только "сняты" брамсели. Кое-что взято и из более позднего времени, например металлические скоб-трапы.
И как могли построить что-то подобное в Охотске, когда все, вплоть до гвоздей, блоков и тросов, приходилось везти из центральной России? Даже с мачтовым лесом были проблемы! Корабль должен был быть не только мореходным и надежным, но и простым в постройке. Датчанин Беринг взял за основу проверенный временем, хорошо ему известный и широко распространенный в Северном море эверс, приспособив его для более длительных переходов и размещения личного состава экспедиции. Корабль должен был получить более высокий надводный борт, полубак и ютовую надстройку с каютами: для себя по немалому чину, для членов экспедиции (например, немца Стеллера) и офицеров. В то же время осадка осталась относительно небольшой из соображения подхода к неизвестному берегу.
Парусное вооружение выбиралось исходя из простоты управления, в том числе и такое, чтобы требовало минимального количества блоков и снастей. Естественно, Беринг не стал изобретать что-то новое и непроверенное, а взял за основу парусное вооружение небольших торговых кораблей Северного и Балтийского моря с прямыми парусами на фок-мачте и косой бизанью. Такое вооружение позволяло как использовать попутный ветер, так и лавировать, причем обходиться для управления парусами небольшим количеством профессиональных матросов.
Поэтому показанная реконструкция корабля Беринга "Святой Петр", выполненная в макетной студии SMC, гораздо ближе к истине, чем то, что было построено по чертежам уважаемого В.Е.Науменко. Все модели, выполненные по этим чертежам, неправильны в принципе. "
Сообщение отредактировал fortres - Суббота, 26.01.2013, 14:09
Дата: Суббота, 26.01.2013, 16:48 | Сообщение # 185
Ранг 9
Группа: Капитан
Сообщений: 3010
Статус: Offline
Адресат этой публикации не вызывает абсолютно никакого доверия по причине отсутствия простой адекватности.Себя он величает величайшим моделистом современности,хотя все его работы не более,чем средние переделки готовых китов.Не ему критиковать публикацию "Св.Петра". Достаточно пролистать выпуски его издания "Моделист-Корабел" за разные годы,которые были выложены на разных форумах.А уж его заявление о том,что даже за обращение к нему с вопросом надо платить....Ну,я думаю все понятно.А модель на фото только подчеркивает "авторитетность" оного.
Дата: Суббота, 26.01.2013, 17:32 | Сообщение # 188
Ранг 9
Группа: Капитан
Сообщений: 3010
Статус: Offline
Я не настаиваю на Реконструкции в МК,но и то что на фото не катит.Какие-никакие есть рисунки современников.А этот "Величайший моделист"к историческим исследованиям вообще никакого отношения НЕ ИМЕЕТ.Еще раз предлагаю перелистать его издание "Моделист-Корабел"
Дата: Суббота, 26.01.2013, 18:30 | Сообщение # 191
Ранг 9
Группа: Капитан
Сообщений: 3010
Статус: Offline
Ну там же ,в ссылке есть картинки.Я видел его личную фотографию на фоне целой кучи посредственно собраных китов,в т.ч. и с фантазийными переделками.Больше меня его модели не интересовали.Раньше можно было по заголовку этого листика выйти на сайт,но там тоже самое.