Корсарские рейды в средние века были составной частью англо-французской политики в Ла-Манше, однако по-настоящему французы стали использовать корсаров только в шестнадцатом веке. В 1554 году Франсуа Леклерк разграбил испанские владения на Эспаньоле и Пуэрто-Рико , после чего захватил Сантьяго-де-Куба и, на следующий год, Гавану. Восемнадцать дней французы хозяйничали в городе и, уходя, сожгли его . Период французского господства в Карибском море длился 30 лет. Когда Франция заключила с Испанией мир в Шато-Камбрези, корсары, оставшиеся в Вест-Индии, превратились в обыкновенных пиратов или нанялись на службу к англичанам и голландцам.
... Читать дальше »
В № 9 «МК» за 1969 год была опубликована статья М. Михайлова «Рангоут и стоячий такелаж», в которой рассказывалось об устройстве мачт, стеньг, реев, гафелей, бушприта, а также о всех тросах и снастях, служащих для укрепления рангоута. По просьбе читателей, судомоделистов, работающих над моделями кораблей с прямым парусным вооружением, мы публикуем статью А. Ларионова «Бегучий такелаж» (парусного корабля первой половины XIX века). Она является продолжением статьи «Рангоут и стоячий такелаж». Материал рассчитан на моделистов, уже имеющих определенный опыт и знакомых с морской терминологией.
... Читать дальше »
В статье рассказывается о рангоуте и проводке стоячего такелажа военного корабля начала XIX столетия. Позднее, с пятидесятых годов XIX века, рангоут и такелаж существенно не изменились. Изменились обводы корпуса судна, они стали более плавными и более обтекаемыми. Уменьшилась высота надводного борта, увеличилась парусность, и если в начале XIX столетия грот-мачта имела четыре прямых паруса, то в конце и начале нового века парусность достигла своих наибольших размеров. Грот-мачта у такого судна имела семь прямых парусов, а общая площадь всех парусов достигала трех с половиной тысяч квадратных метров.
... Читать дальше »
В XVII веке многие моряки становились пиратами скоре в силу стечения обстоятельств, чем в результате преступных склонностей. Примером тому - история капитана Свана, бывшего одним из соратников легендарного Дампира.
... Читать дальше »
Несмотря на то, что английские пираты на протяжение многих веков разбойничали в Ла-Манше и прилегающих к нему водах, основная история английского пиратства связана с эпохой колониальных войн. Она может быть разделена на три этапа. Первый приходится на конец шестнадцатого века - время первых англо-испанских столкновений; второй - на конец семнадцатого начало восемнадцатого века, а третий продолжался вплоть до искоренения пиратства в середине девятнадцатого.
... Читать дальше »
Флот слово есть французское. Сим словом разумеется множество судов водных вместе идущих, или стоящих, как воинских, так и купецких. Флот военный аще многое число кораблей, разделяется на три главные или генеральные Эшквадры; первая Кордебаталия, вторая Авангард, третья Арьергард и сии паки делятся, каждая на три партикулярные дивизии, яко следует.
... Читать дальше »
По смыслу Устава, хотя в нем это конкретно и не прописано 90- и 80-пушечные корабли следует считать кораблями 1 ранга, 76-пушечные кораблями 2 ранга, 66- и 50-пушечные кораблями третьего ранга, 32-пушечные и меньше кораблями 4 ранга.Также, хотя Устав четко и разделяет понятия "корабль" и "галера", считая галеры стоящими во всех отношениях ниже рангом, чем корабли, но относительно регламента экипажей галер никаких сведений в Уставе не приведено.
... Читать дальше »