Типовая оснастка (английский тип) двухмачтового судна, вооруженного бригом в первую треть 18 столетия (30-е, 40-е годы.). Цикл статей из книги Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века Автор К.Х. Марквардт перевод А.А. Чабана
РЕИ
Реями называют рангоут, подвешенный на мачтах и служащий для крепления парусов. В большинстве случаев реи изготавливали из оной штуки дерева, однако грота- и фока- реи на больших судах после 1773г. Состояли из двух деревьев, каждое из них имело длину, обеспечивающую перекрытие их на четверть длины плюс 4'. На английских судах реи, до этого полностью круглые , начинают выполнять такими, чтобы внутренняя четверть их стала восьмиугольной.
... Читать дальше »
Парусами называют соединенные полотнища парусины, которые воспринимают давление ветра и используют для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением корабля. Под парусностью понимают как общую площадь всех парусов, так и типы парусов, которые несет данное судно или шлюпка (латинские, прямые, штормовые и т. д.).
... Читать дальше »
Традиционно на галерах в качестве якорей использовали большие кошки . Они видны на наиболее ранних известных изображениях средневековых галер. И когда последние галеры при Наполеоне III были выведены со службы, в форме их якорей ничего существенного не произошло, если не считать, что с течением столетий якоря стали больше, тяжелее и длиннее.
... Читать дальше »
В отличие от всех прочих типов судов корпус галеры представлял закрытую технико-судостроительную единицу, служившую исключительно плавающим телом. Квадратный ящик с гребным устройством, бак с орудиями и надстройка на корме не включались в это плавающее тело, а устанавливались на нем, и закрытая палуба корпуса горизонтально делила судно на две половины. Наряду со старинным типом шебеки - ближайшей родственницы галеры, аналогичный конструктивный принцип применен и у китайских Печили-, Ханчжоу- и Фучжоу-джонках.
... Читать дальше »
В № 9 «МК» за 1969 год была опубликована статья М. Михайлова «Рангоут и стоячий такелаж», в которой рассказывалось об устройстве мачт, стеньг, реев, гафелей, бушприта, а также о всех тросах и снастях, служащих для укрепления рангоута. По просьбе читателей, судомоделистов, работающих над моделями кораблей с прямым парусным вооружением, мы публикуем статью А. Ларионова «Бегучий такелаж» (парусного корабля первой половины XIX века). Она является продолжением статьи «Рангоут и стоячий такелаж». Материал рассчитан на моделистов, уже имеющих определенный опыт и знакомых с морской терминологией.
... Читать дальше »
В статье рассказывается о рангоуте и проводке стоячего такелажа военного корабля начала XIX столетия. Позднее, с пятидесятых годов XIX века, рангоут и такелаж существенно не изменились. Изменились обводы корпуса судна, они стали более плавными и более обтекаемыми. Уменьшилась высота надводного борта, увеличилась парусность, и если в начале XIX столетия грот-мачта имела четыре прямых паруса, то в конце и начале нового века парусность достигла своих наибольших размеров. Грот-мачта у такого судна имела семь прямых парусов, а общая площадь всех парусов достигала трех с половиной тысяч квадратных метров.
... Читать дальше »
В начале XVIII века Россия вступает в число первых морских держав. Флот вырос в могучую единицу, и преобразования, проведенные Петром I в армии и флоте, вызывали восхищение иностранцев. При создании флота много внимания было обращено Петром на корабельную артиллерию, которая вначале состояла из чугунных и медных пушек не более 24-фунтового калибра и медных 3-пудовых мортир для бомбардирских кораблей. На каждую пушку полагалось по 500 ядер.
... Читать дальше »
Петр I ввел в качестве измерения калибра орудий артиллерийский фунт - чугунное ядро диаметром 2 дюйма (50,8 мм) и весом 115 золотников (490 граммов). Этот артиллерийский фунт лег в основу шкалы для гладкоствольной артиллерии, которой пользовались в России до 1877 г.
... Читать дальше »
Парусник сконструирован из каркаса, снастей, руля и другого разного оборудования. Каркас состоит из собственного корпуса и надстроек, главными из которых являются полубак и полуют. В оснастку входят мачты, реи, такелаж и паруса.
... Читать дальше »
Несколько слов об украшениях, которые появились еще в античные времена. Финикийцы, римляне и греки устанавливали на носу судна различные скульптуры и орнаменты. Эта традиция сохранялась в течение столетий. Вообще украшения считались символом богатства и силы, и государственные, королевские суда были роскошно отделаны.
... Читать дальше »